Фото к тексту_Марем_t.me - Роман Красильников_MSK1.RU_новый размер

Истории девочек, убегающих из дома, явление пока редкое, но всегда громкое. И чем более консервативна среда, из которой пытаются выбраться девочки, тем отчаяннее действия беглянок. На этот раз речь идёт о 19-летней чеченке Лии Заурбековой. Очень красивая, явно хорошо воспитанная и образованная девушка, похоже решила начать новую жизнь. И это вошло в конфликт с интересами семьи, которая считает её своей частью.

Заур Газиев

«Намедни в соцсетях прогремела история о том, как родственники молодой чеченки по имени Лия воспротивились её желанию быть рядом с русским парнем, и даже окружили отдел полиции, куда была доставлена девушка для выяснения обстоятельств и обеспечения ее безопасности». Так начинается пост в одном из дагестанских телеграм-пабликов, из которого мы узнаём об этой истории.

Я не думаю, что дело тут только в делах сердечных. Новому поколению, которое выросло со смартфонами в руках, воспитанному на сериалах от Netflix, наша нынешняя реальность, с её возрождающейся патриархальностью, кажется душной и порою невыносимой. И в этом случае конфликт отцов и детей, который и без того напрягает отношения между поколениями, выходит на новый уровень противостояния. В данном случае утверждается, что 19-летняя девушка ушла из дома из-за физического и морального насилия со стороны своих близких. Лия сама рассказала, что боялась реальной физической расправы. Правозащитники заявляют, что перед своим отъездом девушка написала семье письмо, в котором просила не заниматься её поисками.

Девушка решила попытать счастья и переехала в Москву. Некоторое время спустя, родственникам удалось выяснить, где находится девушка. Вероятно, нашли именно через полицию. А дальше родня попыталась в прямом смысле слова захватить Лию, но та успела спрятаться в ОМВД Нагатино-Садовников, откуда и записала вот это видеообращение: «Я, Заурбекова Лия Беслановна, 2005 года рождения. Мне сейчас полных 19 лет. Я ушла из дома добровольно – 13 мая. Написала заявление в отделение, из города, где я уходила. Жила я в Москве эти несколько дней, но через полицию меня нашли родители. Они тоже подали заявление на розыск, но уже в другой отдел полиции в Москве. Они соврали, что я несовершеннолетняя. Таким образом, меня подали в розыск.

Сейчас я в отделении полиции. Но у входа в отделение полиции стоят человек десять, если не больше из числа моих родственников. Когда мы в первый раз выходили, меня схватили на глазах у полицейских. Из страха пока что не можем выйти из отделения, потому что, если на глазах у полицейских сейчас вытворяют такое, я не знаю, что мне делать за пределами их территории».

И здесь становится понятно, что речь идёт о семейной трагедии. На видеозаписи хорошо видно, что девушка находится в шоке, она заплаканная и плохо понимает, что ей делать дальше.

***

Как только девушка стала просить защиты у полицейских, к отделу Нагатино-Садовников стали съезжаться её родственники, которые требовали немедленно отдать им Лию. По информации из нескольких крупных телеграм-каналов, мы узнаём, что родственники девушки заявляли журналистам, что «хотели нормально всё урегулировать». Отец девушки начал спорить с полицейскими и говорил, что уже скоро на место прибудут «наши представители» из Чеченской Республики. Отец требовал пустить его к Лие, которая без спроса уехала из семьи, объясняя это тем, что оставаться там нет необходимости. Вот несколько фраз главы семейства: «Мы зайдём, нам надо, чтобы… Это моя дочка, в отделе пусть она будет, она если выйдет, её потом искать незнамо где. Пока наши не приехали представители».

По многочисленным видеороликам с места событий, мы можем сделать вывод, что остальные родственники тоже о чём-то спорили с представителями полиции, но что было сказано конкретно – разобрать практически невозможно. Единственное, о чём было слышно отчётливо, так это о том, что девушка познакомилась с каким-то молодым человеком другой национальности. Связано ли преследование девушки с этим обстоятельством или нет, точно неизвестно.

Лия Заурбекова ушла из дома в Красногорске 13 мая и уехала в Москву. 16 мая она приехала в отделение полиции из-за слежки отца, который, по ее словам, хотел отвезти дочь обратно. Через некоторое время, родственников девушки, включая одну женщину, всё-таки запустили в отдел. Родственница девушки успела показать журналистам комбинацию из трёх пальцев, и это попало в кадр. Там при входе один из родственников сдал пистолет. На каких основаниях их вообще впустили в отдел – непонятно. При этом стоит подчеркнуть, что самой Лие уже 19 лет и она совершеннолетняя, а значит имеет полное право самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Что происходило в отделе и о чём вёлся разговор – неизвестно. Но чуть позже появилась информация, что Лия покинула участок вместе с адвокатом. Но на этом история даже и не думала заканчиваться.

***

Член СПЧ Ева Меркачева прокомментировала ситуацию, назвав события «запредельными». Девушка пришла просить защиту у государства, но неожиданно возникли сложности. Также Меркачева сказала, что история с Лией – это проверка для всех нас. Вот самое основное из её заявления: «Есть статья «похищение», которая карается максимально предельным сроком. Повторюсь, я считаю, что каждый человек, который считает себя гражданином России, должен понимать, что он в полной безопасности, если обращается в полицию. И никакой родственник, никакой там муж или кто-то ещё, мама и папа, если он совершеннолетний, не вправе требовать от полиции выдачи. Не вправе требовать от полиции выдачи, не вправе ссылаться на, не знаю, там, традиционные устои в кавычках, да, на традиции религиозные и прочее, прочее».

Самое любопытное началось чуть позже, когда стало ясно, кто этот высокопоставленный представитель Чеченской Республики, которого так ждала семья девушки. Им оказался депутат Госдумы Адам Делимханов, который заявил, что скоро будет установлено, кто ввёл девушку в заблуждение и манипулирует ею. Он также пообещал, что девушку вернут семье, а виновник понесёт наказание в рамках российского законодательства.

Слова Делимханова передал министр республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев. «Провокационные издания продолжают тиражировать инцидент вокруг девятнадцатилетней Лии Заурбековой, приплетая всевозможные ложные обоснования. По этому поводу депутат Госдумы РФ, советник Главы ЧР, дорогой БРАТ Адам Делимханов сообщает, что ситуация находится полностью под его личным контролем. Между родственниками девушки и сотрудниками ОМВД в Москве никаких недопониманий нет. Виновный будет наказан в рамках закона РФ». О каком законе идёт речь – тоже непонятно, ведь девушке 19 лет, она совершеннолетняя, а значит, сама вправе распоряжаться, где ей быть, как и с кем.

Кстати, это уже не первая подобная история. Не так давно мы уже слышали об истории 26-летней Седы Сулеймановой, которая уехала из Чечни в Северную столицу. Там она познакомилась с русским парнем, однако родителям Седы это не понравилось, и её насильно увезли обратно в Чеченскую Республику. С тех пор о ней и о её судьбе абсолютно ничего неизвестно. Что касается Лии Заурбековой, то в пятницу утром, 17 мая, её адвокат Наталия Тихонова сообщила, что девушка смогла покинуть Россию и сейчас находится в полной безопасности.

17 мая, ближе к вечеру, Лия сама записала видеообращение, в котором рассказала, что уехала из России и у неё всё хорошо. Она просит её не искать, однако говорит, что её пугает факт того, что к делу проявляет внимание Адам Делимханов.

***

Надо сказать, что подобные истории ведь происходят не только с чеченскими девушками. Подобный случай в позапрошлом году взорвал Интернет, и участницами его были четыре сестры из села Хаджалмахи. 29 октября при попытке перейти российско-грузинскую границу были задержаны четыре совершеннолетние сестры из Дагестана. По их словам, они бежали от оскорблений, побоев и принудительных браков. Их чуть было не передали насильно родственникам, которые приехали за ними на КПП «Верхний Ларс».

«Мы хотели выбраться из ада, в котором жили, – рассказала Аминат Газимагомедова, старшая из сестер. – Еще в 2020 году, в силу моего возраста, было принято решение, что я сбегу, а потом уже девочки подтянутся, когда младшей – Патимат будет 18 лет. Почему было принято такое решение? Потому что мне было 22 года, и могло произойти все что угодно, меня могли, не спросив, выдать замуж, и остановить это у меня бы не получилось».

Но в 2020 году сбежать не удалось, вспоминает старшая Аминат, и тогда они с сестрами решили дождаться совершеннолетия младшей, чтобы сбежать вместе: «После моего побега девочек могли как-то наказать, ожидать такого же поступка от них. Поэтому мы решили объединиться. Мы копили деньги, это были маленькие суммы, но хоть что-то. Мы откладывали все, что у нас было – по 50 рублей, по 100 рублей». План побега разработали именно младшие сестры. Аминат признается: «Мы старались об этом даже не переписываться друг с другом. Мы боялись, что кто-то может взять телефон в любой момент и увидеть сообщение. Поэтому мы всё обсуждали только лично, закрывшись в комнате, причем тихо и шепотом. Мы никому об этом не рассказывали, об этом знали только мы четверо». Тогда им удалось сбежать. При этом мало кто задумался, почему хорошие, воспитанные девочки из хороших традиционных семей, бегут куда глаза глядят. Думаю, нам нужно изучить этот феномен. А там уже будет видно, что делать дальш