Фото к тексту

Есть вещи, которые людям, не погруженным в контекст, понять невозможно. Если вы не знатоки Корана или исламского права, здесь для вас будет тёмный лес. Всё, что мы видим со стороны, это конфликт молодого и вызывающего симпатии богослова и старой, обюрократившейся системы управления частью мусульман. Как велика это часть, вопрос тоже дискутируемый, но конфликт с Батлухским её больше не сделал, это точно.

Заур Газиев

Попробую изложить эту историю так, как её понял я, исходя из того, что ни одна из сторон конфликта свою позицию в понятной форме не изложила. Либо обе стороны недоговаривают, либо их конфликт со светской точки зрения ничего не стоит. Расшифровка аудиозаписей Ахмада, в конечном итоге, ясности в причины конфликта не вносит. Хотя даёт понимание того, в какой среде он рос и формировался. Начнём с того, что он сын богослова Мухаммада Абдулгафурова, который был очень близок к Муфтияту. Соответственно и те, кто возглавляет организацию, не могли не знать Ахмада с детства. По сути, это должны были быть очень близкие люди. Мухаммад Абдулгафуров, в свою очередь, с ранних лет посвятил себя духовной жизни. После окончания школы, он изучал ислам у шейха Саадуххаджиясула Мухаммада Афанди. В течение нескольких лет Мухаммад преподавал в медресе разных дагестанских сёл. В 2009 году он получил назначение на работу имамом в Унцукульский район. Учитывая, что этот район находился под влиянием салафитов, а Абдулгафуров был сторонником тариката, то степень опасности для его жизни была очень высокая. Спустя год, Мухаммад был переведён в Буйнакск, где и был убит спустя два года.

Очевидно, что наследником его дела стал сын Ахмад. По словам самого Ахмада, он ухаживал за гостями, когда те приходили к отцу, учился общению и диалогу с разными людьми. Затем он сам стал организовывать кружки, где молодых мусульман обучал чтению Корана. Очевидно, что он пошел по стопам отца, начав работать в Муфтияте. Одним из первых серьёзных назначений Ахмада стал Цумадинский район, где так же, как и в истории с его отцом, он должен был иметь дела с паствой, что придерживается другого течения в исламе. По слухам, в Муфтияте готовили его назначение в этот район уже в качестве имама. При этом Ахмад с 2017 года вёл свой Ютуб-канал, в котором проводил уроки ислама и публиковал видеоролики с разъяснением отдельных глав Корана. Сейчас на его канале почти 17 тысяч подписчиков.

Надо сказать, что у него настолько специфический контент, и он интересен вполне определённой социальной страте, что ещё пару месяцев назад я и знать не знал, кто такой Батлухский. Его ролики до конфликта с Муфтиятом были очень даже лояльные. «Кто вы такие, чтобы спорить с муфтием!» – говорит он на том, который мне попался первым под руку. Дальше я себя мучать уже не стал. В конце концов, все люди меняются, и человек может иначе посмотреть на какие-то привычные для себя вещи.

***

И в этом месте я хочу процитировать самого Батлухского: «В один день, когда я был имамом села Ириб, ко мне позвонил помощник муфтия Ахмад Надирбегов и попросил зайти в Муфтият, когда я буду в Махачкале. Через несколько дней, когда я был в Махачкале, я зашёл к нему, и он сообщил мне о решении Муфтията отправить меня имамом в Хабаровский край. Я обрадовался! Потому что, как я писал выше, я хотел быть подальше от политики Муфтията. Я дал согласие и попросил купить билет как можно скорее. Выпил с ним чай и вышел из Муфтията. Как только я сел в машину, то сразу же позвонил к Чародинскому районному имаму сообщить ему о решении Муфтията. Я сказал: меня отправили в Хабаровск, поэтому за село Ириб я больше не отвечаю. Оставляю его на тебя. Он ответил: хорошо. Поблагодарили друг друга и попрощались!

Я поехал домой к семье и сообщил об этом матери. Мать была против этого. Она начала просить меня не ехать так далеко, так как Хабаровск – незнакомое место, и он находится очень далеко. У меня старший брат работал в Новосибирске по поручению Муфтията. Она хотела, чтобы хотя бы один из сыновей был рядом в Дагестане. Когда я понял, что уговаривать её у меня не получится, то отправил к Надирбегову голосовую, сказал, что мать против. Либо вы приедете и уговорите её, либо мне придётся вам отказать. Надирбегов меня не понял. Он стал требовать от меня, чтобы я немедленно поехал в Хабаровск, а я стал ему объяснять, что так дело не пойдёт. Надо вам с матерью пообщаться, – говорю, – или у нас разговор будет окончен. В общем, мы друг друга не поняли, и я его заблокировал.

После ко мне стали названивать другие работники Муфтията, но я категорически отказался вести с ними какой-либо диалог, и моё сотрудничество с Муфтиятом РД, таким образом, подошло к концу».

***

Ещё год назад, в 2023 году, Ахмад Батлухский был одним из самых востребованных имамов в республике. Муфтият оказывал ему самую разную поддержку. Однако весной 2023 года вдруг что-то произошло. Начинается напряжение между Батлухским и муфтием. Почти год эта ситуация не вылезала наружу и была известна только внутри организации. Но после того, как Ахмад разместил на своём Ютуб-канале информацию о конфликте с муфтием, скрывать что-либо стало уже невозможно. Что вдруг стало триггером для этого конфликта, мне понять трудно. Звучат обвинения в коррупции внутри Муфтията и список их широк: от вероотступничества и коррупции, до способствования убийству его отца.

Отдельным цимесом выглядела история, описанная Ахмадом по поводу его последней встречи с муфтием. Батлухский сообщает, что случилась она 15 декабря 2023 года. Его с братом пригласил к себе домой муфтий дабы сгладить конфликт. На этой встрече были определённые договорённости. Но чуть позже муфтий скажет, что никакой встречи не было и Батлухский всё выдумал. На что Батлухский начал выкладывать аудиозаписи, сделанные тайно на встречах в Муфтияте. По словам Батлухского, муфтий отказался от своих обещаний и приказал своим людям ликвидировать его и тех, кто оказывает ему поддержку: одних они собираются уничтожать физически, других просто дискредитировать.

И тут действительно началось что-то, что трудно понять со стороны. В защиту муфтия выступила его жена Айна Гамзатова, которая назвала Батлухского «лицемерной тварью». На что Батлухский выложил аудио, где одного из популярных в республике имамов муфтий называет в оскорбительной форме. Возможно, я в этой цепи теряю какие-то факты, но по большому счёту конфликт становился всё более жестким.

***

Напомню, что на всеобщее обозрение всё вылезло в месяц Рамадан. Адепты Муфтията начали отмежовываться от Батлухского, не только называя его отступником, но и оскорбляя его. Нам были мало понятны их споры и конфликты, поэтому мы не могли для себя определить, кто прав, а кто виноват. Но когда старенькую маму Ахмада Батлухского в месяц Рамадан выгнали из дома в Нечаевке, который когда-то дарили отцу Ахмада, это выглядело уже совсем дремучим жлобством. Тем более, что по исламу, если вы подарили человеку хоть что-то, то обратно забрать это вы не имеете право. Да и просто по-человечески если посмотреть, выгонять из дома вдову вашего убитого друга – совсем какой-то конец света. И как бы потом они не говорили, что этот дом давали в пользование или же он был служебным жильём для проповедника – выглядело всё это как сведение счётов со старой женщиной. Опять-таки, никто из нас, наблюдающих за всем происходящим со стороны, не может знать, оправданы ли обвинения Батлухского. Вопрос в том, что никто из них свою позицию публично не озвучивает. Все что-то недоговаривают.

Дальше случилась реакция на голосовое сообщение от Сайгидпаши Умаханова, который высказал поддержку словам Батлухского. И вдруг случается откровенно агрессивная реакция от Айны Гамзатовой. По этому поводу я, кажется, уже всё, что хотел высказать, сказал на «Ужине негодяев» и написал. Потому что, когда вы в качестве аргумента поручаете записать ролики от известных спортсменов, это выглядит очень неадекватно. Люди, которые работают со словом Божьим, должны находить слова, подтверждающие их правоту, а не демонстрировать свою силовую составляющую. Когда они рассказывали, что Умаханов вообще не их лидер и они его за авторитета не считают, мы видели, насколько слаба их реальная база. Правота не определяется большинством голосов. У Сайгидпаши Умаханова эта силовая составляющая может оказаться не меньшей. Да и по текстам Айны тоже много непонятного – зачем вытаскивать на всеобщее обсуждение ваши личные истории. Опять же повторюсь – вполне возможно, что обвинения Батлухского бредовы, но его оппоненты ведут себя более чем странно. Напомню, что речь идёт о конфликте между людьми, которые были близкими в течение многих десятилетий. К слову сказать, в поддержку Сайгидпаши Умаханова неожиданно не высказались люди, которые обязаны были бы оказать ему моральную поддержку. Я о тех, кто у него много лет брал деньги на свою газету, скармливал ему идею культурной автономии и т.д. Но в этой истории они молчали, как партизаны, ну или трусливо писали про маслиат… Просто к слову, когда вы оказываетесь перед лицом конфликта, если речь идёт о друзьях и родственниках – сторону не выбирают.

***

И вот последняя часть марлезонского балета – совсем дичь какая-то. В селе Батлух сжигают дома Ахмада Батлухского. Его дети и мама в этот вечер были где-то в другом месте. Пожар чуть не перекинулся на соседний дом, где проживает пожилая пара. Ахмад почти сразу называет имя того, кто это сделал. Село это маленькое, все друг у друга на виду. Один из них – его земляк и тоже Ахмад – работник Муфтията… Говорят, что это один из тех, кто всегда был верен Айне. Во всяком случае она писала о нём весьма комплементарно в своей телеге.

За поджог дома богослова в селе Батлух Шамильского района были задержаны три человека. Один из них помещен в СИЗО-1 в Махачкале, второй находится под домашним арестом, а третий в ИВС, и мера пресечения ему будет избрана в ближайшее время.

Почти сразу мы получили и реакцию Айны Гамзатовой. Может это было неискренне, но правильно. «Вчера в Шамильский район ездили представители Муфтията Дагестана. Встречались с имамами. Провели каноническую беседу. Из Интернета я узнала, что после их отъезда, кто-то поджёг дом Батлухского. Кто бы это не сделал, поступил очень подло и низко! Кроме того, именно выбрать время после отъезда трёх известных людей из района можно, только если эти поджигатели – конченные идиоты или специально они готовились для такой провокации и подгадали время. И кто бы они не были, лично я этих людей не прощу! Мне не интересен их мотив. Это сделано против нас! Дурость и подлость – это родственники, которые ходят рука об руку. Пусть Аллаh рассудит каждого, кто сеет рознь и копает изнутри в это смутное время».

***

Я думаю, что конфликт, который я описываю в этом тесте, продлится долго. Ахмад Батлухский в настоящее время находится за границей. А Муфтият ничего в своей работе менять не собирается. Ютуб и Телеграм в это время продолжают работать. Конфликт в самом разгаре. Людей, которые хотели бы его завершить, кажется, нет. Будем ждать следующих поворотов этого увлекательного сюжета.