Фото к тексту_www.midag.ru

Суть всего живого на земле – это изменение. Рождаемся, взрослеем, стареем, умираем. То материальное, из чего мы состояли, возвращается в землю, воду, атмосферу. А на место тех, кто умер, приходят новые люди. Это нормально – любая живая система должна обновляться. Иначе это застой, длительное болезненное существование, медленное умирание. В этом случае даже те, кто приходит потом после сильно засидевшихся, не могут избавиться от болезненных состояний, которыми оказывается поражена вся система. Поэтому любая система, любая институция, которая думает о своём будущем, должна омолаживаться.

Заур Газиев

Если чьё-то время в вашей жизни закончилось, то вам нужно этого человека смело из неё выпроваживать – если, конечно же, он сам этого не понял и не направился к выходу. Иначе это будет проедание вашего ресурса, потеря времени, денег, нервов, здоровья. Новому поколению всегда нужны новые герои. Новому поколению нужны новые лидеры. Проверено многократно на личном опыте.

Ну а теперь про божественный Муфтият и его обитателей. Всегда старался эту тему обходить стороной, но скандал внутри этой организации оказался настолько громким, что не замечать этого уже просто невозможно. И проблема здесь уже совсем не в бунтаре Ахмеде Батлухском, который уехал в какую-то из арабских стран, проблема в том, что Муфтият оказался в ситуации, когда граждане всё чаще задаются вопросами: «А кто все эти люди, представляющие собой религиозную организацию? Откуда они взялись? На каком основании они ею руководят? А как они распоряжаются деньгами, что текут к ним рекой? А откуда у них столько дорогих машин? А платят ли они налоги? А давно ли у них был финансовый аудит»? Там есть ещё много подобного рода вопросов. Они, конечно, могут на них не отвечать и продолжать терять паству, практически выталкивая людей к своим конкурентам, однако не думаю, что они предполагает такие последствия своих действий. Им кажется, что если они и дальше будут замалчивать ответы на эти вопросы, то для них это будет только лучше. А может быть им кажется, что скандал уляжется сам собой. Но он всё не утихает, и на этот раз, кажется, сам собой не уляжется. Круги по воде пошли очень сильные и эти вибрации ощущаются по всему социальному зданию. Если бы Айна не написала свой странный ответ Сайгидпаше Умаханову и не попыталась вовлечь в скандал Рамзана Кадырова и Сулаймана Уладиева, то, может быть, мы бы и дальше продолжали воспринимать конфликт с Батлухским как внутренние распри в Муфтияте. Переварили же мы уход из Муфтията Магомедрасула Саадуева и других товарищей. Но гнев плохой советчик. Эту уразу мы запомним надолго – Айна начала войну, и, как прежде, уже ничего не будет.

Мне безразлично, что у них там происходит, просто очень не хочется, чтобы снова начались убийства, которые всегда запускают целую цепь кровавых историй. А после них на улицах начинаются теракты, и случаев насилия в обществе сильно прибавляется. Очень не хочется возвращаться в нулевые, когда убийство человека было чуть ли не главным способом решения конфликтов. А убийства – это такая вещь, что если в какой-то части социальной пирамиды они становятся нормой, то эти практики расползаются повсеместно. Дурной пример заразителен.

***

По сути, Муфтияту на уровне государства везде была и есть зелёная дорога по одной причине – он обеспечивал лояльность к государственной линии и государственной политике там, где, казалось бы, получить этого от верующих граждан было очень сложно. Классический пример – история с бомбёжками Сектора Газа. Как я понимаю, это давало муфтиятовским возможность избавить свою финансовую деятельность от каких-либо неприятных проверок их финансовой дисциплины. Надо сказать, что это была вполне выгодная сделка для обеих сторон. Официально Муфтият озвучивал ту позицию, которая нужна была государству, сильно не спрашивая об этом своих прихожан. Надо сказать, что такое им удавалось делать в течение как минимум двух десятков лет. И, казалось бы, это могло продолжаться вечность, если бы не сменилось поколение. Сегодня люди сидят в социальных сетях, где они привыкли общаться на равных и выражать своё мнение по любому вопросу. Молодое поколение задаёт вопросы. Обратно эту привычку затолкать, словно зубную пасту в тюбик, просто невозможно. И люди спрашивают: кто их муфтий? Откуда взялась Айна, и, вообще, на каком основании они выражают мнение мусульманской уммы? Гражданам, задающим вопросы, вдруг стало интересно, какова база поддержки нынешнего руководства Муфтията. Согласитесь, что группы спортсменов, говорящих, что Сайгидпаша им вообще не лидер и для них никто, а муфтия, они, напротив, уважают – никак и ни в чём не убеждают. Спортсмены – прекрасны в спорте, а по всем остальным вопросам их мнение вообще не может быть экспертным. Тем более, что в Сети уже давно ходят проповеди других ярких спикеров, и муфтий к ним не относится. Он вообще из другого времени – у него фонарик. Новому поколению нужны новые лидеры, говорящие на другом языке. Этот факт не должны были игнорировать в Муфтияте. Бесконечно упражняясь в лояльности, они теряют влияние на новое поколение. И это очень нехорошо для социума. Я сторонник стабильных институций. Но, опять же, стабильная старая институция без регулярного обновления – просто невозможна.

***

Теперь, наверное, о самом неприятном во всей этой истории с моей точки зрения. Речь идёт о хейте главного святого семейства из нашего Муфтията. Сложившаяся ситуация вызвала целую волну роликов, в которых откровенно издеваются над муфтием и его супругой. И это выглядит совсем уж трэшово. Пока не дошло до шарлиэбдошной сатиры, но, если так будет продолжаться и дальше, то до этого тоже дойдёт. Остановить это невозможно и спорить тоже не с кем – это ведь анонимные креаторы. Понятно, что те сторонники Муфтията, выгонявшие старенькую маму Ахмеда Батлухскаго из когда-то подаренного им дома в Нечаевке, поступали, мягко говоря, некрасиво, но та волна роликов, высмеивающих руководство Муфтията, и тех, кто встал на их сторону, – это нечто… Каждый день что-то присылают в Ватсапе или же вылезает на Ютубе. В этом смысле весь творческий запал нашего народа, кажется, вылился в то, чтобы рассказать о своём не очень добром отношении к нынешнему Муфтияту.

Понятно, что республиканским властям нужно, чтобы нынешний муфтий удерживался в Муфтияте как можно дольше, но тот, кто смотрит в будущее, скорее всего, не может не понимать, что подобное положение дел ведёт к полной потере авторитета данной организации. Когда Сергей Меликов (скорее всего, не понимающий в чём проблема) говорит, что у потока критики источник за границей, он прав только отчасти. Основная часть недовольных – находится в Дагестане. Даргинские и кумыкские районы давно отмежевались от Муфтията и живут своей духовной жизнью, не пуская к себе ни муфтиятовских, ни салафитов. С лакцами тоже не всё просто. Да и не все аварцы готовы становиться под муфтиятовские знамёна. Люди смотрят со стороны на всё происходящее и стараются от всего этого просто дистанцироваться. Нет сомнений, что и Сайгидпаша Умаханов это всё знает и понимает. Потому и высказал спокойно то, что потом вылезет во всех смартфонах дагестанских пользователей соцсетей. Если бы эту точку зрения не разделяло столько людей, то не случилось бы этого скандала в конце священного поста, когда Айну просто прорвало и она написала тот текст, после которого сделать вид, что ничего не происходит, уже было невозможно.

Снова вернусь к тому, с чего начал – я понимаю здравую критику и объективный анализ того, что происходит в Муфтияте. Мы можем перечислять попунктно то, в чём состоят претензии к нынешнему Муфтияту, но издеваться и оскорблять людей, работающих там, на мой взгляд, никто не должен. А то, что происходит сейчас, иначе как травлей охарактеризовать невозможно. Это никого не украшает. И самое нехорошее, когда такие вещи становятся нормой. Это значит, что после ухода этого муфтия происходящее не прекратится… Все будут сносить друг друга подобным образом.

***

Наверное, я хочу слишком многого, но похоже, что цивилизованная дискуссия – это привилегия людей с образованием, культурой, правильным воспитанием. А наши с вами земляки по этому вопросу в своём абсолютном большинстве придерживаются другой точки зрения. И те, кто практикует религиозные культы, ничем от остальной публики не отличаются. За последние два дня в очень раскрученных телеграм-пабликах было опубликовано два материала в защиту Муфтията и обвинением Ахмеда Батлухского. Это большие материалы, но почему-то без указания автора. Заглянув в комментарии, мы увидели тысячи негативных откликов. 90% комментариев это осуждение Муфтията и админа, который выложил эти два поста. Я в этой ситуации ни на чьей стороне, просто констатация факта…

Мы видим внутренний, практически неразрешимый поколенческий спор. Исходя из этого, что мы видим со стороны: либо муфтий с Айной уйдут на покой, либо мы будем и дальше смотреть, как разрушается Муфтият, а также на отток молодёжи к другим центрам религии. И, как следствие, будем наблюдать за тем, как появляется новый гражданский конфликт.

На днях вылезло видео уже от Ахмеда Батлухского, которому, по его словам, предложили ежемесячное пособие за молчание. К слову, ещё месяц назад я и ведать не ведал, кто этот человек. Представляю, сколько всего обсуждается в кругах, которые погружены в контекст происходящего в религиозном сообществе. И это при том, что есть невольные участники этих процессов, которые стараются сидеть тихо и никак себя не обнаруживать. Однако их слова волнами выносит в публичное пространство, несмотря на всё их нежелание во всём этом участвовать. Всё чаще в качестве альтернативного и компромиссного варианта предлагается кандидатура Магомедрасула Саадуева. И это только брызги тех бурных историй, которые там разыгрываются.