Фото к тексту_1 Фото к тексту_2

Если вы думаете, что времена рейдерских захватов закончилось в девяностые, то вы глубоко ошибаетесь. Как правозащитник я могу констатировать факты посягательства на чужую собственность в последнее время. И не имеет значения, что она уже оформлена и стоит на кадастровом учёте. Однако самое печальное, что во всех этих левых схемах, чаще всего, задействованы сами главы районов и администраций. Нередко в этом участвуют и представители силовых ведомств.

Исак Исаков

Всё началось с обращения главы администрации Акушинского района к начальнику УМВД по Акушинскому району. Речь в этом обращении шла о том, чтобы работники правоохранительных органов помогли освободить два земельных участка от движимого и недвижимого имущества. При этом указываются кадастровые номера участков и сообщается, что эта земля является муниципальной собственностью. А, между тем, эти два земельных участка принадлежали и принадлежат Курбанмагомеду Ибакову. У него есть на них документы, в частности то, что в народе называется «зелёнкой». Он обратился с просьбой поставить эти два земельных участка на кадастровый учёт в Акушинский МФЦ ещё в далёком 2021 году. Однако в этом учреждении на протяжении долгого времени работ по межеванию так и не сделали. За это время без ведома фактического хозяина, но якобы от его имени были написаны заявления с отказом от межевания этих участков. После этого они вернули деньги, уплаченные за эти работы.

Фактически, мы имеем дело с уголовным преступлением, так как речь идёт о подлоге. После этого, два этих участка появились в праве собственности муниципального образования «Акушинский район». Насколько потом стало известно, автором интриги стал Магомед Гаджиев – депутат Акушинского районного Собрания, и по совместительству – руководитель Акушинского МФЦ, который ввёл в заблуждение главу района, что это якобы свободные участки, которыми можно завладеть. Сделать на них документы несложно, учитывая, что межевания и привязки к местности у них практически нет. При этом, эти люди не могли не знать в чьей собственности находятся эти участки, учитывая, что Курбанмагомед Ибаков владел ими с 2004 года. Документы на эти участки у него имеются, и, самое главное, – он оплачивал за них ежегодный налог. Более того, участки эти были огорожены. Там имеются жилые и хозяйственные строения, стоит автотранспорт. Однако, несмотря на всё это, эти люди данные участки попытались присвоить, сделав на них документы. В документе, с которого мы начали повествование, в частности сказано о том, что на этих участках якобы находятся заброшенные вещи, запчасти и другое имущество, которое принадлежит неизвестно кому. И для того, чтобы во время очистки от захламления пресечь возможные конфликты, глава администрации попросил обеспечить присутствие работников полиции. Это, надо сказать, сильно удивило Курбанмагомеда Ибакова. В относительно небольшом селе Акуша все прекрасно знали, где и какая земля находилась в собственности. Ещё большее удивление вызвал факт, что к рейдерскому захвату местные власти привлекли местных полицейских.

***

В один из дней к Курбанмагомеду Ибакову приехал участковый с требованием освободить территорию участков от его имущества. На что ему было сказано, что у Курбанмагомеда есть свои документы на эту землю. Тогда участковый указал на то, что решить этот вопрос надо с главой района, так как именно он послал туда полицейских. После этого Ибаков пришел к главе администрации района и сказал о том, что 18 лет он платил за эту землю налоги, и весь муниципалитет знает о том, что именно он является хозяином этих участков. Ведь на протяжении многих лет горцы покупали там уголь и песок, в конце концов он сам живёт там. На что Махач Абдулкеримов сказал, что ничего с этим поделать не может, посоветовав Ибакову обращаться в суд. Только после того, как он принесёт из суда подтверждающие документы, вопрос с землей будет решен.

После этого Курбанмагомед обращается в суд, на котором признаётся право его собственности на эти участки, а также говорится о том, что они не являются собственностью МО «Акушинский район». Район в итоге с этим решением согласился.

Спустя некоторое время, глава Акушинского района Махач Абдулкеримов снова вызвал к себе Курбанмагомеда Ибакова, попросив его продать эти участки району по кадастровой стоимости. Мол, делается это для того, чтобы сохранить какие-то участки в муниципальной собственности, вроде как для народа. На что Ибаков прямо спросил главу: «А я не народ что ли? Мне этот участок обошелся по нынешним ценам почти в три миллиона рублей. Если вы готовы компенсировать мне эти расходы, то я согласен». На что Абдулкеримов сказал, что понял Ибакова. На том и разошлись.

***

Через какое-то время решение суда вступило в свою законную силу. Прошло ещё два месяца, после чего администрация муниципального образования вдруг обратилась в ВС РД с целью восстановления сроков апелляции. В итоге им эти сроки восстановили. И тут началось очевидное давление на суд. Судья в этой истории видя, как всё складывается, сказал, что в этих обстоятельствах он не может вынести иного решения. В Верховном суде была назначена экспертиза документов Курбанмагомеда Ибакова. Но администрация района почему-то заново обращается с исковым заявлением, чтобы суд посчитал первичный документ о выделении земли незаконным. При том, что Ибаков покупал эту землю у жителя с. Акуша. Выходит, что по одному и тому же делу процессы идут и в Верховном суде, и в Акушинском суде. Последняя инстанция решила приостановить рассмотрение искового заявления на время рассмотрения дела в Верховном суде.

Дело пока решается, и у Ибакова есть все шансы получить законное решение, однако всех смущает то, что мы имеем дело с откровенным отъёмом собственности. Выходит, что любой глава района может завладеть каким угодно участком, прояви он хоть какое-то желание? У меня перед глазами фотографии этих участков. Лично у меня нет сомнений, с чем мы имеем дело, учитывая, что подобные истории происходят сейчас в очень разных местах нашей республики. После того, как началась работа по пространственным данным, все непривязанные к местности участки оказались в зоне риска. И здесь самыми информированными оказались те, кто имеет дела с кадастровыми картами. В случае с земельными участками Курбанмагомеда Ибакова, им оказался руководитель Акушинского МФЦ.

***

Ещё одной сюжетной линией этой истории можно назвать историю взаимоотношений начальника Акушинского МФЦ и Курбанмагомеда Ибакова. Они были соседями и между ними случился конфликт по причине того, что начальник МФЦ построил сарай на том месте, через который пролегала система водоотведения Ибакова. А как известно, соседские конфликты тлеют долго. И когда нужно было заняться привязкой участка Ибакова к местности, сосед припомнил ему старые обиды. Курбанмагомед показывает карты 2008 года, на которых есть обозначение его участков. И сам Ибаков идёт по ним как владелец. Нет сомнений, что любая честная экспертиза документов подтвердит, что он является честным правообладателем своей земли.

***

Следует сказать, что для Ибакова – это не был единственный земельный конфликт. У него уже случалась история, когда земельный участок соседки – Гидаят Амировой посадили на кадастровой карте так, что его границы зашли на территорию Ибакова на 215 кв. м. И тогда при проведении следственных действий соседка под присмотром участкового бросилась с кулаками на пожилого человека… После этого Ибаков сделал замечание следователю, указав на его бездействие, после чего следователь начал избивать Курбанмагомеда.

И это не единственная подобная история в районе. Там, где люди пытаются обмануть друг друга, там, где местная власть начинает прибегать к неподобающим методам, начинаются конфликты и судебные тяжбы из которых потом очень тяжело выходить. Мне кажется, что в Дагестане очень мало районов, в которых подобных историй не было, но то, как это происходит в Акушинском районе оставляет много поводов для удивления.

***

И ещё кое-что от меня лично. При очищении любого, а, тем более, административного участка от захламления, никаких конфликтов возникать не может, если, конечно, эти участки администрация не хочет присвоить незаконно. Этим обращением к работникам полиции глава района автоматически создает конфликт. Защищая свои неправомерные действия полицией, создавая противостояние полиции и законных прав собственников, глава создаёт очень нехороший прецедент.

В любом случае, дело сейчас находится в суде, и мы продолжим отслеживать, как оно будет развиваться.