Тупика не будет
Нынешнее положение дел не нравится никому. За последний год я не увидел никого, кому бы нравилось то, что происходит. И в какую бы сторону не двигались процессы, происходящие вокруг нас, наше бесконечно больное общество всё равно не выходит из этого состояния. И чем больше мы узнаём о том, что происходит вокруг нас, тем больше я убеждаюсь, что это совсем не тупик. Это начало сериала ужасов, который мы только-только начали смотреть.
Заур Газиев
Хорошо известно, что после любого военного конфликта всегда констатируется всплеск уголовных преступлений. Такова психика людей – однажды преодолев табу на убийство, обратного хода уже не бывает. Это как невозможно обратно сварить яйцо до его жидкого состояния. Человек, однажды решивший свои проблемы через убийство, больше уже никогда не сможет остановиться. Такова природа людей. Мы ждали худшего в криминальной хронике после окончания СВО, но что это начнётся так быстро я не думал.
Криминальная хроника – это лучший оценщик состояния общества. В общей череде преступлений выделилась история с задержанием на минувшей неделе двух бывших бойцов ЧВК «Вагнер». Причиной стало похищение ими человека. Киднепперы держали бизнесмена в плену больше 20 часов и требовали за него выкуп в размере более 30 миллионов рублей. В данном случае преступниками оказались: ранее судимый за убийство и торговлю оружием 40-летний Башир А. и 36-летний экс-полицейский Кизилюртовского отдела внутренних дел Магомед П. Отметим, что второй также был судим за незаконную продажу огнестрельного оружия, захват заложника и разбой.
Завербовавшись из мест заключения в ЧВК «Вагнер», они отслужили там положенные полгода. Получив амнистию, оба вернулись в республику и вновь принялись за старое. Только на этот раз как уже вполне уважаемые члены общества. Следующим их шагом стало похищение коммерческого директора компании «Голд проект» Абдулбасира Б. Бандиты вывезли его на пустырь близ села Зубутли-Миатли и грозились убить, если не получат выкуп. Через сутки знакомый предпринимателя привёз 31,5 млн рублей и передал их бандитам. Вскоре их вычислили и задержали.
Пробив на Яндексе название компании «Голд проект», я обнаружил, что она занимается строительством. Зарегистрировано это общество с ограниченной ответственностью ещё в 2015 году. Согласно сведениям из открытых источников (ЕГРЮЛ), учредителем компании с 2020 года значится Ахмед Дарбишевич Умаханов. И в этом деле удивляет цель, которую выбрали для себя преступники. Обычные бандиты всё же не пытаются схватиться с теми, кто может за себя постоять. А в данном случае эта парочка обокрала человека, близкого к семейству, которое может сделать из них котлету. И это уже совсем плохая история. Это значит, что уголовники потеряли страх и стали залезать всюду. А ещё эта новость вызывает тревогу по тому, что похищения стали учащаться, причем даже с точки зрения статистики. А статистика работает с большими цифрами.
В прошлом номере я также описывал историю похищения с целью выкупа. Только там было не тридцать, а пятьдесят миллионов рублей выкупа. Правда, в том деле деньги нужно было делить не на двоих, как здесь, а на четверых. И это только те истории, которые вылезли наружу. Думается, что со шквалом другого рода насильственных преступлений МВД столкнётся чуть позже, когда другие участники СВО вернутся в мирную жизнь. Хотя надо отметить, что люди у нас и без того недолго думая пускают в ход любое оружие.
***
А самое неприятное в этом, что насилие во взаимодействии с согражданами стало нормой для очень большого количества людей. Так, молодой человек в Дербенте ударил бездомного пса, дремавшего на скамейке. Проходящий мимо мужчина сделал ему замечание, сказав, что собаки, как и люди – создания Божьи, и с ними нужно быть добрее. Человек, наверное, ожидал от парня другую реакцию, но в ответ прозвучало что-то хамское. Далее они словесно сцепились между собой, а через некоторое время тот, кто ударил пса, достаёт нож и наносит им удар зоозащитнику. Мужчину госпитализировали в тяжелом состоянии. Тем временем, кровь на цементной плитке в Дербентском сквере попала во все новостные ресурсы.
Объяснить волну насилия, конечно же, можно, но важнее сейчас хотя бы предупредить о том, что нервы у всех на пределе, в связи с чем вспышка насилия может произойти где угодно. Погружаясь в новостные ленты, ты видишь, как происходят регулярные всплески насилия. И эти наблюдения только подтверждают убеждённость в том, что общество невротизированно. И давайте скажем как есть – оно в этом состоянии крайне уязвимо. Я снова время от времени натыкаюсь на новоявленных проповедников, которые занимаются вербовкой молодёжи. Только сейчас это происходит тихо и незаметно для аудитории, на которую их аргументы действовать не будут. Очень не хотелось бы, чтобы те, кто должен отслеживать и пресекать подобную деятельность, проворонил её так же, как пропустили то, что произошло в аэропорту Махачкалы. В следующий раз толпа может собраться быстрее и гораздо организованнее, тем более, что опыт для достижения этой цели у них уже есть.
***
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы связать ухудшение материального положения граждан и рост преступности. Понятно, что не все люди от безденежья бегут воровать и убивать, но и какого-нибудь полпроцента педагогического брака достаточно, чтобы создать неблагоприятную среду для законопослушных и продуктивных для экономики граждан. У нас и так произошло массовое вымывание молодых и образованных за пределы республики, а тут ещё и всплеск жестокости на самых разных уровнях социальной пирамиды. При том, что эти всплески происходят в самых разных местах. К примеру, недавно сильно удивили Дагестанские Огни, после того как я прочитал о массовой драке болельщиков после соревнований по грэпплингу в этом населенном пункте. Конечно, можно было бы не обратить на это внимания, тем более, что сама среда подразумевает возможность помериться физическими возможностями, но на прошлой неделе было очень заметное избиение в одном из огнинских баров. На камеру попало очень зверское избиение молодыми парнями пожилых людей. Отмечу, что избиение было очень жестоким. Били даже тогда, когда тело уже лежало на полу и не подавало признаков сопротивления. И проблема тут не в алкоголе. Сама логика поступка говорит о том, что насилие здесь обыденно, и, видимо, это уже становится социальной нормой.
Понятно, что Дагестанские Огни – это депрессивное место, где нет работы, нет возможности развивать бизнес, учитывая, что у людей нет денег, и, в отличие от Хасавюрта, где есть большой рынок, финансовые потоки со стороны сюда не попадут. Но чтобы так озвереть, людям надо погрузиться в какую-то глубокую степень безнадёжности. По сравнению с другими дагестанскими городами, к примеру, с Буйнакском, в Огнях всё несравнимо сложнее. При том, что в Буйнакске тоже нет работы, мало бизнеса, зарплаты есть только у бюджетников и т.д., там городские власти хотя бы время от времени организуют горожан для достижения каких-то общих целей. Одна только тема строящегося водовода уже очень взбодрила жизнь горожан. Не говоря уже о Дербенте с его ренессансом и какой-то общественной жизнью. В Дагестанских Огнях всё несравнимо печальнее. Смогут ли хоть как-то переломить эту тенденцию в этом населённом пункте – очень сомневаюсь. Нынешние власти Дагестанских Огней дальше бюста Сталину, кажется, двигаться не в состоянии.
***
В такие сложные времена, как наши, всегда нужно давать людям надежду на лучшее. Понятно, что с уголовкой ничего поделать мы не сможем – этим должны заниматься профильные специалисты. Но вот собрать посёлок или городок, чтобы привести общественные пространства в порядок, нужно обязательно. И в данном случае замечательная идея по высадке «Садов Памяти», как никогда кстати. Главное не заездить её и объяснить людям для чего это всё делается. Общее дело всегда объединяет людей. Тем более, когда граждане сами сажают деревья, они относятся к ним несравнимо бережнее, они потом за ними ухаживают, берегут от вандалов.
Мы ничего не можем сделать с временами, в которых мы оказались. Но есть вещи, которым никогда нельзя изменять. Нельзя оставлять мир вокруг себя в грязи, нельзя не помогать тем, кто слабее нас, нельзя забывать, что мы родились людьми. А человек, как известно, это звучит гордо, и, кроме того, налагает определенные обязательства. Тупика у нас не будет. Но будут очень трудные времена, и к ним нужно быть готовыми.
Добавить комментарий