С вещами на выход?
Аэропорт Махачкалы признан лучшим местом для празднования Дня народного единства (шутка)
Если есть в социуме какая-то избыточная энергия, то её нужно обязательно выпускать. Иначе взрываться начнёт там, где вы этого совсем не ожидаете. Если вы не позволили собрать митинг в поддержку Палестины, не нужно думать, что эта протестная энергия вдруг растворится сама собой. Это в корне не так. Энергия, направленная против израильтян, не достигнув цели ищет объект, на котором можно было бы выместить свою злобу.
Заур Газиев
Мне кажется это настолько очевидно, что не увидеть этого было бы просто невозможно. И ведь действительно объекты, на которых пытаются выместить злобу разгневанные даги, находятся очень быстро. Подросток, сын одного из моих коллег, пришел домой избитый сверстниками – причиной тому стало то, что мама у него не дагестанской национальности. Здесь даже привлечь кого-то к ответственности очень сложно. Это ведь дети, к ним наказание за ксенофобию ещё не применяется. Хотя нет сомнений, что они впитали эту ненависть к не таким, как они, из той среды, в которой они живут или общаются. Молодая русская женщина заходит в гастроном, и при ней две крепкие закрытые горянки начинают обсуждать, не еврейка ли она. Они обсуждают это в голос и при ней, совершенно не заботясь о том, что она всё это слышит и чувствует неловкость. Затем разговор этих кумушек переходит на тему, когда они соглашаются с тем, что их посетительница русская, которым нечего делать в Дагестане. Она пришла к нам в редакцию и рассказала об этой ситуации. И нам всем за это стало очень сильно неловко.
Можно было бы списать это всё на два частных случая и сказать, что в этой истории вообще нет никакой репрезентативности, но подобные истории повторяются снова и снова. Дагестан, который я ценил и любил с его уважением к разным людям, потихоньку умирает и превращается в ксенофобское общество, где люди живут без каких-либо правил, не допуская вообще никакого разнообразия. Сейчас очень многие русские люди в Махачкале почувствовали на себе то, что ощущали евреи в тридцатые годы в Германии. Ну или как ощущали себя русские в Туркмении после развала СССР. Лично для меня, как человека, который вырос в многонациональной среде, то, что сейчас начало происходить, глубоко неприятно и обидно, потому что мы всегда гордились тем, что мы разные, а не тем, что мы одинаковые. Именно это разнообразие делало дагестанское общество живым. Однако сейчас я вижу, как сами дагестанцы пытаются превратить Махачкалу в Сектор Газа до его бомбардировок. И видимо всё закончится так же, как и там, если в конечном итоге люди, практикующие ксенофобскую риторику, не будут наказываться по всей строгости закона.
***
Причины ксенофобии не так просты, как кажутся. В профессиональном сообществе их определяют следующим образом. Этнические предубеждения формируются, согласно некоторым теориям, из желания идентифицироваться с определенной социальной группой. Прочие сообщества начинают рассматриваться как враждебные, а выпады в их адрес становятся актом самоутверждения. В этом случае человек стремится присоединиться к «успешной» группе, присваивает себе ее коллективные достижения и начинает буллить чужаков. Этот процесс схож с механизмом школьной травли. Развитие ксенофобии у детей тесно связано с влиянием окружения, в первую очередь, семьи.
У людей, которые избрали ксенофобию в качестве модели социализации, могут наблюдаться также психопатия и нарциссизм. А ещё, нет сомнений, что это самые плохо образованные слои населения. Проще говоря, им важно найти виновного в том, что в их жизни что-то пошло не так. И, как правило, в нашем случае это люди авторитарного типа. Признаки авторитарного типа я уже приводил в своих статьях раньше, но и сейчас это будет сделать уместно. Первый признак авторитарной личности – это готовность беспрекословно подчиняться альфе или более сильному, богатому, влиятельному лидеру. Второе – это готовность противостоять всему новому и необычному – они ненавидят инакомыслие. Третье – они всегда безошибочно узнают своих и легко объединяются. Четвёртое – неуёмный интерес к чужой сексуальной жизни. Их характеризуют некритическое отношение к существующим порядкам и шаблонность мышления, пропитанность стереотипами пропаганды, ханжеством, презрением к бедным, ориентация на власть и силу. Узнаёте по этим признакам многих из наших земляков? Если и дальше не обращать внимания на эту растущую социальную группу, то мы превратимся в Афганистан или Судан. Тем более, что все предпосылки к этому имеются.
***
Надо сказать, что чем хуже у общества дела с образованием, тем более радикальных взглядов придерживаются его члены. Их Бог безжалостен к их врагам, но закрывает глаза на те безобразия, что они сами творят. И даже самые благие намерения, что исходят от них, могут закончиться какими-либо безобразиями, ну типа погрома в аэропорту Махачкалы. Кажется, что может быть благороднее выражения солидарности по отношению к своим единоверцам, попавшим в страшную беду. Однако всё это превратилось в банальный грабеж. Причём грабёж, в первую очередь, алкогольных прилавков в Дьюти-фри, при том, что в толпе активно кричали «Аллаху Акбар»! Выходит, что не такие уж они там все были и верующие, если на первом же повороте готовы нарушить один из главных запретов в исламе.
Всё вышеперечисленное это только симптомы болезни, в которую погрузилось дагестанское общество. На мой взгляд, то, с чем мы имеем дело сейчас, это победа радикалов и фундаменталистов. Появилась внушительная социальная страта, которая больше не боится навязывать всем остальным свои убеждения и взгляды на вещи. Две покрытые девушки в магазине, проявлявшие пассивную агрессию по отношению к русской девушке, убеждены, что они тут власть, и все должны жить по их законам. Такого не могло произойти, к примеру, лет пять назад! В Дагестане всегда с уважением относились к представителям другой национальности и другой веры. Не была принадлежность к христианству или иудаизму поводом для дискриминации. Сейчас это случилось как факт. И здесь нужно, в первую очередь, поблагодарить Хабиба Нурмагомедова с его войнами против безобидных поп-звёзд. Это он первым начал проявлять нетерпимость по отношению к представителям других социальных норм, навязывая всему остальному обществу свою картину мира. Ну а дальше в эту пробоину хлынул поток из популистов всех мастей, которые ради хайпа устраивали скандалы по самым разным поводам, поднимая градус напряжения в дагестанском обществе. И в результате мы имеем республику, где ксенофобия стала нормой. Если кто-то и хотел, чтобы Дагестан погрузился во внутренний гражданский конфликт ещё больше, то сейчас его желание исполнилось. Сегодня светские люди – ненавидят бородатых и никабисто-хиджабистых. Клерикалы ненавидят светских и тех, кто отправляет культ не так как они. При этом внутри каждой социальной страты тоже есть свои дуги напряжения, которые время от времени удивляют нас тем, что люди вдруг на ровном месте начинают проявлять агрессию.
***
И здесь не нужно списывать со счёта федеральные каналы, которые невротизируют взрослое поколение, а также местные телеграм-паблики, которые доводят до белого каления республиканскую публику. Никто никого не жалеет. Один из последних примеров. Дагестанский боец ММА Мариф Пираев, отвечая на вопрос: «Как ты относишься к тому, что с трибун кричат «Русские вперёд», – ответил следующее: «Я считаю, все мы из России – русские. Не важно дагестанец ты или кто-то другой».
И тут мы получили огромную порцию хейта в сторону Марифа Пираева. Начиная от личных оскорблений, заканчивая оскорблением его национальности. И дело уже не в какой-то отдельной нелюбви к русским – здесь, в который раз выясняется, что все ненавидят всех. Главное – это высказать свою неприязнь. Я читал километры ксенофобских комментариев и не понимал, работает в Дагестане Закон или нет! У меня такое чувство, что пока нам всем не начнёт штукатурка на головы сыпаться, ни прокуратура, ни спецслужбы, ни другие правоохранительные органы даже не попытаются прекратить это разрушающее систему действо. Бесконтрольные телеграм-паблики уже один раз наполнили аэропорт погромщиками. Будем ждать, пока толпа побежит по проспекту Ленина по направлению к площади?
Очень странная ситуация. Сейчас уже вопрос не в этом. Если государство не хотят охранять свои же силовики, то это через какое-то время будут делать силовики из чужого государства. Ну а пока мы продолжаем мониторить ксенофобские случаи, происходящие в республике. Если сейчас же не будут предприняты конкретные меры, то жди беды.
***
Нет универсального списка маркеров ксенофобного поведения – для каждого человека проявления будут индивидуальными. Но всё же, можно выделить несколько типичных признаков. Страх при встрече с «чужими». Например, человек может отказаться от квартиры, устраивающей его по всем показателям, если сосед окажется другой национальности, или выйти из вагона метро, когда в него заходит кто-то, кого он идентифицирует, как представителя другой веры. Отказ от взаимодействия с кем-либо из-за его происхождения или внешнего вида. Сюда же относятся шутки про звучание иностранных имен и слов, а также комментарии по поводу внешности или одежды людей из других культур. Избегание столкновения с «чуждой» культурой, например, отказ идти в ресторан с определенной едой или смотреть кино или телешоу иностранного происхождения. Уверенность, что «всё лучшее – наше», а остальные культуры завидуют.
На бытовом уровне ксенофобия может проявляться, как раздражающее чудачество. Однако ксенофобия, ставшая общественной нормой, приводит к ужасающим последствиям.
Добавить комментарий