Фото к тексту_1_www.nashrasul.ru Фото к тексту_2_www.nashrasul.ru

Судьба иной раз одаривает людей встречей с историческими личностями. Об этом увлекательно и поучительно написано в книге «Звездные часы человечества» Стефана Цвейга. Так бывало и у меня. Однажды дагестанское телевидение во времена благородного Магомеда Гамидова пригласило меня – учредителя и руководителя Московского центра культуры «Дагестан» – на передачу. За круглым столом собрались именитые земляки, но более всех мне запомнился профессор-историк Расул Магомедов. Он превосходил всех образованностью, мудростью, открытостью, интеллектом и даже мужской красотой.

Не зря как-то Расул Гамзатов, обращаясь к Расулу Магомедову с юмором тонко заметил: «Мы с тобой – два Расула, два друга, но, тебе Всевышный дал и талант, и красоту, а мне – только талант».

То были бурные годы охавивания прошлого и разрушения современного, не создавая взамен ничего весомого и прочного. Время критиков, крикунов и формирования класса убийц, бандитов, коррупционнеров, ненасытных и безответственных чиновников. Продавалось и присваивалось ворами во власти всё то, что им не принадлежало, и то, что ими не было создано. Возглавляли эту эпоху распила, опушения, унижения и уничтожения Отечества всё те же коммунисты и какое-то политическое жулье с примитивными лозунгами.

От той встречи на дагестанском телевидении в памяти остались мысли выдающегося, многострадального, отважного и не дрогнувшего учёного Расула Магомедова: «Во всей истории Дагестана не была ни одной войны между местными народами. Создая в Дагестане национальные обшества, хорошо бы подумать прежде о целостности республики и историческом братстве его народов. Всё остальное не разрушительно, ибо любые проблемы разрешимы при вдвумчивом к ним подходе…».

Не могу ручаться за дословность, но заверяю, что главный тезис великого мудреца был таким. Настаиваю, чтобы на центральной площади столицы Дагестана установили величественный памятник братству двух дагестанцев с высеченными на граните запоминающимися словами великого дагестанца Расула Магомедова! Это завещание всем дагестанцам на все времена! И в завещании Расула Гамзатова тоже есть бессмертный завет: «Оставляю потомкам Дагестан, который в свое время мне завещали родители. Храните и возвеличивайте еще больше его славное имя. Дагестан – сама ваша жизнь, ваше достоинство и любовь…».

Профессор, заведующий кафедрой истории Дагестана, заслуженый деятель науки России и Дагестана Магомед Гасанов справедливо подчеркнул, что «Расул из Гапшима – это Геродот Дагестана и Кавказа». В студенческие годы я приобретал «Легенды и факты о Дагестане», «По аулам Дагестана» и другие карманные книжечки Расула Магомедова об истории Дагестана. Была бы возможность переиздать их огромными тиаражами вместе с последней книгой великого ученого «Единство народов – высшее благо Дагестана! О ценности этой книги академик Гаджи Гамзатов сказал, что «по своему замыслу, содержанию и пафосу труд этот можно было бы назвать «Манифестом единства Дагестана». А на презентации этой же книги (2003 год) тогдашний председатель Народного Собрания сказал, что «патриотизм и любовь к Дагестану – вот, что объединяет труды Расула Магомедовича с трудами другого великого сына Страны гор – Расула Гамзатова».

***

После телепередачи я сказал Расулу Магомедову за чаепитием о том, что его замечательный сын Геннадий учился вместе со мной. В то время Геннадий уже стал директором Медицинского училища в Махачкале. Расул Магомедович в ответном слове пригласил меня в гости, и я жалею до сих пор, что не принял этого приглашения.

… И тут ещё одна встреча. Бывал я несколько раз в республиканской даргинской газете «Замана» у замечательной журналистки и писателя Нурулгуды Раджабовой – внимательной и инетеллигентной землячки, члена Союза журналистов СССР и России, члена Союза писателей России, заслуженного работника культуры ДАССР, лауреата премий «Золотой орёл», «Золотое перо», «Белые журавли России». О ней говорили и писали как о журналисте от Бога. Ныне она находится на пенсии. Лишь недавно я узнал, что она является родной сестрой великого Расула Магомедова. Генетика, красота, талант, совесть и правда бессмертны и значимы во все времена.

Из публикаций Нурулгуды Магомедовны я узнал, что Расул Магомедов и Расул Гамзатов были большими друзьями. Жаль, что нет документального фильма о дружбе и брастве этих двух выдающихся интеллектуалов. Установить бы памятник двум Расулам в качестве реального, а не символического братства народов Дагестана! Нашим художникам и скульпторам стоило бы задуматься над уникальным образом двух Расулов: Расула Магомедова (великого ученого, основоположника и патриарха исторической науки в Дагестане) и Расула Гамзатова (великого поэта Дагестана). Пора узреть и научиться увековечивать действительные величины и высоты Дагестана!

Оказывается Расул Гамзатов называл первого профессора Дагестана Расула Магомедова из Гапшима «самым верным, преданным и последним наибом Имама Шамиля». И для этого было полное основание, ибо Расул Магомедов был первым человеком в нашей стране, написавшем историческую правду об освободительном движении горцев под руководством Имама Шамиля, за что был снят с должности заместителя председателя Дагестанского филиала АН СССР, лишен звания доктора наук и профессора. Он стоял перед вратами репрессий и физического устранения. Поседевшему за одну ночь ученому пришлось вторично защищать докторскую диссертацию, но уже по новой тематике, доказывая всем свою учёность.

***

Выдающийся публицист, директор книжного издательства, ювелирный мастер чеканного слова, писатель Магомед-Расул, с которым я тоже имел честь быть в дружбе, во время сбора у выдающегся ученого-медика, лауреата Государственной премии СССР, профессора и проректора ДГМА Ибрагима Шамова написал о том, что «два Расула, друзья еще с юношества (они жили в одном доме), а потом, лишившись своих любимых преданных жён Патимат и Джума, утешения находили друг в друге. У них было много чего общего, и они нуждались в общении…»

Расул Гамзатов считал своей обязанностью два раза в месяц посещать Расула Магомедова. Он предупреждал своего брата, академика Гаджи Гамзатовича о том, что «два дня в месяц – меня для других нет. Эти два дня – для Расула из Гапшима». А вот в осуществлении их мечт и желаний им помогал третий Расул – из Кубачи. Он всегда сопровождал Расула Гамзатова, когда тот приходил к Расулу из Гапшима. Когда у него спрашивали: «Расул, вам же тяжело ходить, какая необходимость совершать обязательные визиты к Расулу из Гапшима», он отвечал: «Он мой учитель, а ученик должен ходить к учителю!»

«Отметив свой 80-летний юбилей Расул из Цада уезжал в Москву. Перед этим Расул Гамзатов посетил Расула Магомедова. Он принес свой восьмитомник и на всех томах сделал записи. Конечно, (из-за болезни Паркинсона – М.А.) ему это удавалось с трудом и Расул Магомедов ему говорил: «Уважаемый Расул, подпишись на одном томе, хватит», а он в ответ говорил: «Другим я один том подписываю, а для тебя я подпишусь на всех». Не буду здесь перечислять, что он писал на остальных томах, но замечу, что на восьмом он подписался так: «Дорогой Расул, не будь тебя, мне было бы очень трудно жить» (из книги члена Союза журналистов России, члена Союза писателей России, лауреата регионального фестиваля-конкурса видеофильмов «Радуга» Зухры Халидовой «Быть, а не казаться»).

Расул Гамзатов высоко ценил своего друга: и как человека, и как ученого: «Когда мы ведем речь об истории Дагестана, я делю ее на два периода: первый – история до Расула Магомедовича, второй – после. Об историках Дагестана я говорю: Расул Магомедович и другие» (З. Халидова).

***

Расул Гамзатов улетел в Москву и после бурных юбилейных событий попал в больницу. Оттуда часто звонил Расулу, который остался в Махачкале и тосковал. В воскресенье он звонил: «Расул, очень соскучился, но ничего, завтра выписываюсь, скоро встретимся». Но, к сожалению, в понедельник его не стало, и Расул из Гапшима был поражен вестью о кончине своего незабвенного друга, соратника, соседа и друга юношества.

«Сначала смерть жены, следом гибель сына, тяжелая весть о друге Расуле, и всё это за короткий срок… И все эти утраты будто слились в один комок и застряли в горле Расула из Гапшима. Эти дни были для него самыми трудными. Я никогда не видела его таким унылым. Вскоре и его не стало… Может там встретились души двух Расулов. Расул Гамзатов шутя говорил: «Мы два Расула – посланники Всевышнего» (Из книги Н. Раджабовой «Они останутся в наших сердцах», изд-во «Лотос», 2011 год).

Прошли годы. И прошу Нурулгуду и ее дочку Зухру Халидову (писателя) расширить эти записи с высоты 100-летия Расула Гамзатова…

Доктор Магомед Абдулхабиров