Музыка, скандал, драка…
Эта история получила много откликов и комментариев, хотя по сути это конфликт одних не очень воспитанных людей с другими, вероятно, тоже педагогически запущенными. И такое умозаключение мне позволяет сделать тот факт, что там, в этих сёлах, не оказалось достаточно авторитетных взрослых людей, которые смогли бы предотвратить этот неприятный инцидент. А ещё лучше было бы, если бы люди не копили обиды, а ставили все точки по горячим следам.
Заур Газиев.
Около 7 часов вечера на пустыре в Ногайском районе Дагестана собрались жители двух соседних посёлков: Шумелик и Батыр-Мурза, – чтобы выяснить отношения. Конфликт, который привёл к массовой драке, произошёл днём ранее. Сначала появилась информация о том, что якобы жители двух сёл не смогли прийти к согласию в вопросе выбора музыки на свадьбе. Не то одних возмутил репертуар, не то громкость прослушивания, но слово за слово – и произошёл конфликт. Но зная характер наших людей, эту версию можно было бы предлагать только в качестве шутливой отговорки. Но по версии жителей села Ногайского района драка между представителями ногайского и даргинского сёл завязалась из-за двух молодых людей, которые сделали замечание пьяным парням из даргинского села. «Все началось из-за четырех пьяных людей, которые в поисках выпивки заехали в село Батыр-Мурза в магазин с очень громкой музыкой. Двое совсем юных ребят, которые вышли из мечети после намаза, подошли к ним и попросили сделать музыку потише и не материться на всю улицу. На это один из гостей села, якобы, послал его подальше и, вроде как, ударил в лицо. Напоминаю, что он был сильно пьян. Поэтому не раздувайте межнациональную рознь из-за каких-то пьяных. Межнационального конфликта не было».
Хотя верится в эту версию тоже с трудом. Налицо попытка манипулировать религиозными чувствами: «Вышли из мечети после намаза и попросили сделать музыку потише».
Другая версия звучит ещё более интересно: «Добрый вечер! Пишу насчёт конфликта в ногайском районе. Вчера вечером компания парней (даргинцев) отдыхала вблизи одного из ногайских сел и очень громко слушала музыку. Проезжающий мимо парень сделал замечание, немного сбавить громкость, что не понравилось данной компании. Завязалась драка, в результате которой 10 даргинцев избили двух ногайцев. На следующий день, к этому же селу пришли даргинцы, суммарно около 200 человек, среди которых еще было около 8-10 женщин. С арматурой, ломами в руках, и начали кричать и провоцировать ногайцев. Ногайцы не были готовы к такому, но кто увидел, собрались. Не 200 человек, конечно, но около ста, и разогнали толпу. После, вечером, уже собрались и пошли к даргинцам. Основная причина – избили толпой двух парней. В итоге парни, которые были причастны, извинились и конфликт закрыли. Они много лет бок о бок жили в одном районе и не враждовали, не выгоняли, и тем более не было ничего такого! Не нужно смуту наводить. Просто ответили за свой поступок и все. Просто так никто ни на кого не нападает. Пишу все это, не для того чтобы выставить. А просто для вашей ясности. Спасибо за понимание!»
В этой версии тоже какие-то факты не сходятся. Если даргинцы избили ногайцев, зачем, протрезвев, им собирать людей и снова приходить в ногайское село? Факта победы в кулачном бою должно быть достаточно, чтобы не требовать реванша. Поэтому данной версии тоже не верится.
***
А между тем на видеоролике видно, как большая масса молодых людей двигается в сторону села и кидается камнями. У всех в руках палки, у кого-то арматура. Миролюбием тут вообще нигде не пахнет. По скромным подсчётам в потасовке участвовало более 100 человек. Драка мало походила на классическую «стенка на стенку»: жители двух сёл шли навстречу друг другу, как будто пытались захватить соседнее село. По данным МВД пострадавших в потасовке не было. Однако в одном из роликов можно заметить лежащего на земле мужчину с пробитой головой. Конфликт удалось погасить прибывшим на место сотрудникам полиции. Немного позже на место происшествия приехали глава миннаца РД Энрик Муслимов и министр сельского хозяйства Мухарбий Аджеков. Вместе со старейшинами сел они поговорили с участниками драки и уладили конфликт. Драка могла закончиться катастрофическими последствиями, так как дрались люди между собой – село на село, причем сёла, образованные по этническому признаку, разнимать бойцов на место ЧП выехало руководство республиканского МВД, которые заручились поддержкой представителей администрации района. В общем, конфликт удалось погасить быстро. Наказанных пристыдили, кому нужно было высказать свои претензии, тому высказали. Другой вопрос, что информации об этом на сайте Миннаца республики я так и не нашел. Возможно, их версия могла бы поставить всё на свои места.
***
У соседей всегда есть причина для взаимных обид. Повздорили между собой дети, поругались женщины, подрались подростки. Если между «своими» это воспринимается как должное, то в случае, когда один из участников чужак, то всё начинает приобретать форму вселенской войны. Вылезают старые обиды, вспоминаются былые ссоры, по-новому интерпретируются шутки или фразы, сказанные в адрес друг друга. Такова природа людей. Другой вопрос, что в обществе, где главным критерием поступков людей является закон, подобные поводы для обид интерпретируются так, как это должно быть. Не даргинцы пьяные избили ногайских парней, а маргиналы избили людей сделавших им замечания. Если, конечно, было действительно так и доброхоты не преувеличивают. Другой вопрос, что невозможно требовать сознательности от людей, которые готовы решать свои конфликты через избиение или насилие. Здесь только физическое воздействие – к какой бы нации не принадлежал зачинщик.
***
На границе Дагестана и Чеченской республики, в районе села Тухчар, сложилась тревожная ситуация. Собираются молодые ребята обеих республик. Причиной называют конфликт двух парней. Потребовалось вмешательство правоохранительных органов, дабы не допустить эскалации. Исследуя этот инцидент, мы нашли только одно описание того, что произошло: «Тухчар – это чеченское село Билтой-юрт. Оно было отдано дагестанцам после высылки чеченцев и ингушей в 1944 году и до сих пор не возвращено чеченцам. Аварцы и лакцы до сих пор живут в чеченских домах. На данный момент 80% населения составляют аварцы и лакцы, 20% чеченцы. Что касается именно этого инцидента, то местный чеченец и потомок переселенцев аварец подрались один на один. Чеченец выиграл. После этого на выигравшего напали толпой потомки переселенцев (аварцы), на помощь своему пришли чеченцы из Хасавюрта и Чечни. Прибыли полиция, старейшины и тд. Вот так каждый раз».
Я понимаю, что это очень субъективная информация, но другой у нас нет. Был, правда, один комментарий, что речь идёт о подростках, которые из-за яблок подрались, но опять же ни одного упоминания в официальных СМИ. Кроме этого появилась информация о конфликте чеченцев с дагестанцами в Хасавюрте. В сети распространяется видео инцидента в прошедшие выходные у одного из кафе в Хасавюрте. В чеченских пабликах утверждали, что дагестанцы толпой напали на чеченцев, при этом сотрудники полиции стояли и бездействовали. Плохо понимаю, почему у таких историй нет подробного объяснения, из-за чего такое произошло. Хотя и внутри Дагестана таких драк вагон и маленькая тележка.
***
Что бы там не говорили, межнациональные отношения это очень сложная история. И если не обращать внимания даже на слабые сигналы существующих проблем, в один день всё вполне может обернуться большими проблемами. К сожалению, у нас приняли на вооружение тактику замалчивания. А это самое нехорошее. Потом, впоследствии, эти истории, в которых не поставлена точка, начинают обрастать мифами, которые делают отношения между соседями невыносимыми. На Кавказе таких народов, которые стоят спинами друг к другу предостаточно. Понимаю, что это лето у нас выдалось очень сложным. Но если и есть какие-то проблемы, которые нельзя упускать из вида, то это, в первую очередь, межнациональные. Мир изменился, люди изменились. Как представители нового поколения поведут себя в конфликтной ситуации – никто не знает. В каком то смысле «национальное» утрачивается… Прежние традиционные паттерны поведения уже не работают. А ещё за два последних года мы стали хуже жить. Такие перемены не делают отношения между людьми мягче. Сегодня нельзя выйти на улицу с акцией протеста, а это означает, что протестная энергия сублимируется в какие-то другие формы неприятия того, что происходит. Заметили, сколько вдруг появилось покрытых девушек и откровенно религиозных молодых людей? Это люди, которые противопоставляют себя светским ценностям. Но это уже другая история…
Добавить комментарий