Фото к тексту

13 июля 2023 года появилась новость, что в центре Махачкалы установят памятник советскому и азербайджанскому государственному деятелю Гейдару Алиеву. Об этом сообщила пресс-служба мэрии города. Полный текст этого сообщения я так и не нашел. С кем и когда проводилась пресс-конференция я тоже не понял, но сообщение есть и его растиражировали самые разные информационные паблики. Единственное, чего я так и не понял – какой во всём этом смысл для Махачкалы и какой в этом смысл для Азербайджана. А так, да ради Бога, кто вообще на эти памятники смотрит.

Заур Газиев

Надо сказать, что ненавидеть кого-то у нас всегда получалось лучше, чем объяснять причину своей ненависти. Поэтому шквал негатива по поводу этого решения городской мэрии в дагестанских телеграм-пабликах меня лично вообще не удивил. Да и то, как была составлена сама информация об установке памятника Гейдару Алиеву, говорит о том, что нас информируют, но сильно интересоваться нашим мнением по этому поводу не собираются. «На территории Махачкалы на пересечении проспекта И. Шамиля и улицы М. Ярагского запланирована установка памятника выдающемуся советскому и азербайджанскому политическому деятелю Гейдару Алиеву», – говорится в сообщении. Отмечается, что в настоящее время жители Дагестана выбирают один из двух предложенных вариантов памятника. Я внимательно посмотрел два варианта памятника, опубликованные в телеге администрации Махачкалы, и вообще никаких отличий там не обнаружил. Может это была какая-то игра, ну типа найди десять отличий, но я их вообще не увидел.

К слову сказать, я не понял, что стало поводом к установке памятника. Его родственники дали на это много денег, на которые можно будет обустроить близлежащую территорию? Так сразу и сказали бы! Но про это нам ничего неизвестно. А в противном случае зачем тогда его ставить в центре Махачкалы? Тем более, что Гейдар Алиев вообще-то никакого отношения к Дагестану не имел. Читаю его краткую биографию. «Гейдар Алиев родился 10 мая 1923 года. С 1969 по 1982 годы он занимал пост первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана. С 1982 по 1987 годы – член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета министров СССР. 10 октября 1993 года Гейдар Алиев стал президентом независимого Азербайджана и занимал этот пост до своей смерти в 2003 году».

Сказать, что Гейдар Алиев любил Дагестан, уделял ему внимание или поддерживал какую-либо местную диаспору – я тоже не могу. Мне ничего об этом неизвестно. То, что этот человек, по сути, отец азербайджанской государственности в том виде, в котором она сейчас есть, – это чистая правда. К тому же, он, понимая, как устроено русское государство, сделал ставку на извечного российского конкурента – Турцию. И судя по итогам карабахского кризиса, он поступил очень даже прагматично. Был ли Гейдар Алиев врагом Дагестану – мне об этом тоже ничего неизвестно. Есть ли у нас повод выделять его для себя в ряду политических деятелей прошлого века? На мой взгляд – нет. Возможно, установка памятника станет жестом уважения к соседней стране. Может быть, это станет жестом уважения к живущим в Махачкале азербайджанцам? Ничего плохого в этом я не вижу. Но тогда это надо правильно сформулировать и объяснить горожанам, почему вы вообще затеяли строительство этого памятника.

***

Бывает, что я прохожу мимо памятников людей из далёких эпох, и у меня это не вызывает никаких личных эмоций. Стоит он себе – и стоит. Мы не молимся на памятники, но делаем их объектом культа. В большинстве случаев, мы воспринимаем памятник просто как скульптурную композицию, как творческую работу – но не больше. Мир изменился – он больше не живёт догмами, и ему не нужны памятники для того, чтобы кого-то помнить, а кого-то забыть. Глобальное информационное пространство и искусственный интеллект дают нам на выбор массу источников для анализа. И исходя из этих источников, мы делаем свои выводы о той или иной личности, и как она повлияла на ход истории. В конечном итоге, может оказаться, что те, кого мы восхваляли и боготворили, вдруг окажутся совсем не теми, кем мы их себе представляли. В нашей стране даже тело из Мавзолея уже выносили и памятники по всей стране сносили. А как любили Сталина! Как любили! Поэтому, анализируя ситуацию с памятником Гейдару Алиеву, мы думаем о том, насколько это продуманное решение. Не станет ли само его обсуждение поводом к ссоре с соседями. В конечном итоге, у нас уже стоит один памятник великому азербайджанцу – Азизу Алиеву. Пишут, что он в свое время сделал очень много для того, чтобы из Дагестана не были депортированы народы, как депортировали вайнахов, балкарцев, калмыков, крымских татар… Говорят, что он как-то сумел убедить Сталина и Берию. Хотя про других людей тоже говорят, что они спасли Дагестан от депортации…

***

Юсупу Умавову сильно не повезло. Он стал мэром тогда, когда своё мнение громко начали высказывать люди, хотя его раньше вообще никто не учитывал. Такова особенность цифрового времени. В свое время Саид Амиров спрашивал у кого-то, надо ставить памятник или продавать сквер. Сейчас всё не так. Сейчас нужно работать с общественным мнением, и чтобы вашей точки зрения придерживалась хотя бы половина из тех, кто высказывается. И это учитывая, что большинство граждан всё молча читают, но свои комментарии не пишут. И главный лейтмотив таков, что в столице Дагестана должны быть памятники и символы, которые имеют отношение к Дагестану. В центре Москвы ведь тоже не стоят памятники деятелям, которые к России отношения не имеют.

Даже при том, что есть люди, которые активно лоббируют установку памятника, это решение уже вызвало негативную реакцию. И дело ведь не только в рассерженных и вечно недовольных горожанах. Дело в тренде на дальнейшую самоизоляцию нашей страны. Люди может и ничего против Гейдара Алиева не имеют, но памятник ему у кинотеатра «Россия» видеть не хотят. Конечно, можно сказать, что если сделают памятник, то все всё равно смирятся. Скорее всего, так и будет. Но тогда это уже не будет монумент Гейдару Алиеву, это уже будет памятник того, как ломали через колено общественное мнение. А это само по себе не самая хорошая реклама этому памятнику.

Зачем всё это нужно самому Юсупу Умавову, зачем это нужно азербайджанской стороне – объяснить трудно. «Народ против установки памятника. Тем более там, где уже есть традиционно устоявшийся экстерьер. Мы едва привыкли к этой амировской пристройке для катка, так теперь туда ещё один чужеродный элемент хотят воткнуть. Если так сильно надо, то облагородьте какой-то другой заброшенный участок. К примеру, на окраине города, и там поставьте плиту о симпатии к такой-то личности, такому-то человеку (в данном случае к Г. Алиеву)».

Махачкала и так выглядит уставшим городом, так ещё что-то малоподходящее хотят воткнуть где-то в центре. Я бы всё-таки предлагал ставить такого рода объекты в новых микрорайонах. Если, конечно же, такие будут.

***

Ну и несколько комментариев под постом о памятнике: «Понятное дело, что на это выделены хорошие деньги, которые можно кое-кому прибрать. Поэтому навязывают этот памятник совершенно непатриотичные заинтересанты. Но там очень к месту был бы памятник легендарной героине Парту Патиме. И фонтан можно было бы оставить, и в центре фигуру воздвигнуть девушке, вставшей на защиту своей Родины. Молодёжь, небось, о ней ничего не знает. А памятник политическому деятелю соседней республики, с которым у нас даже ислам разный, ради денег… Деньги не пахнут? А потомки что скажут?».

– «Гейдар Алиев не имеет никакого отношения ни к Махачкале, ни к Дагестану. Соответственно, памятник ему не нужно ставить. Лучше сделайте большой фонтан, чтобы дети могли побегать, а взрослые горожане и туристы полюбоваться».

И ещё один из типичных комментариев, каких накидали по самым разным пабликам тысячи махачкалинцев: «Успокойтесь! Вы уже вариант памятника рассматриваете, тогда как горожане про сам памятник Гейдару Алиеву высказались отрицательно! Что за маниакальная навязчивость? Кто и когда проводил те же общественные слушания по установке памятника на углу Ярагского и Шамиля?! Какое вообще отношение Гейдар Алиев имеет к Дагестану? Самый внятный аргумент в пользу памятника – лучше ж благоустроенный памятник, чем заброшенный фонтан. Так не забрасывайте фонтан, благоустройте. И не надо нам памятников».

Ну вот собственно говоря и всё, что нужно знать о возможной установке памятника Гейдару Алиеву в Махачкале. Я думаю, что найти для него нормальное место в Махачкале вполне возможно. Сейчас вопрос только в том, чтобы поработать с общественным мнением. Другой вопрос – кому это делать? Слишком долго в мэрии работали люди, которые работу с общественным мнением воспринимали исключительно как покупку лояльности телеграм-пабликов, симпатизирующих одной конкретной национальности.