Фото к тексту_www.avatars.mds.yandex.net

Вот не зря говорят, что если с самого начала что-то не задалось, то и дальше ничем хорошим это не закончится. История Кизлярской мечети как раз иллюстрация этого. Земля под мечетью официально принадлежит ДУМДу, а здание – общине, которая его построила. При этом землевладелец не очень дружит с теми, кто построил здание, и кто ходит туда молиться. Сами понимаете, что конфликты в этом случае неизбежны. Но не исключаю, что там имеются ещё какие-то подводные камни, но сейчас не об этом. Того, что уже вылезло наружу, вполне достаточно для того, чтобы понять, что конфликт практически неразрешим.

Заур Газиев

В этих обстоятельствах становится более понятным, почему любые действия в Кизлярской мечети, которые не идут в общемуфтиятовском русле, воспринимаются ДУМДом очень болезненно. В последние дни речь шла о том, что кизлярцы сами определили для себя время празднования Ураза-байрам. Такая острая реакция думдовцев особенно озадачивает на фоне того, что регулярно многие даргинские и кумыкские районы празднуют Рамадан совсем не синхронно с Муфтиятом – только когда сами увидят Луну. При этом ДУМДовцы не объявляют их раскольниками. В лучшем случае, там просто иронизировали над этим явлением. И, казалось бы, это была самая разумная взрослая позиция со стороны Муфтията. Она позволяла не раздувать конфликт там, где этого можно было не делать. Но с проявлениями самостийности Кизлярской мечети мириться в Махачкале почему-то не просто не хотели, они воспринимали эту ситуацию чуть ли не как личный вызов. Странность происходящего в том, что заправляют делами в этой мечети выходцы из Акушинского района, а обычно даргинские районы – сплошь аварский муфтият, предпочитающий ситуацию не обострять.

Но не исключаю и другие причины этого противостояния. Ещё в 2020 году достоянием публичности стала информация о том, что Муфтиятом Дагестана принято решение утвердить Абдуллу Магомедханова в должности заместителя имама центральной Джума-мечети Кизляра. Тогда оно вызвало протест местных прихожан. Случай тот произошел в пятницу, когда члены джамаата собрались для совершения коллективного джума-намаза. Люди узнали об этой новости после того, как в социальных сетях появилась видеосъемка, на которой запечатлена словесная перепалка в первых рядах прихожан. В описании к этому видео говорится о том, что представители Муфтията Дагестана прибыли в мечеть, чтобы объявить об утверждении в должности заместителя городского имама Абдуллы Магомедханова. До этого времени он занимал этот пост с приставкой «и.о.». Часть прихожан мечети открыто выразила протест против решения Муфтията. Тогда в 2020 году организаторы публикаций объясняли это тем, что назначение Магомедханова воспринимается как попытка Муфтията свергнуть неудобного для них действующего имама Джума-мечети Сагидгусейна Гусейнова.

***

Тогда эта история вызвала много вопросов. К примеру: есть ли вообще эта должность, согласно исламскому праву. И конечно же начался дискурс: «Какое право вы имеете назначать своего имама, когда, согласно нормам шариата, имама себе выбирают только сами члены джамаата».

Тогда ситуацию в Кизляре прокомментировал председатель Муфтията Дагестана Шамиль Алиханов. Он заявил, что решение об утверждении Абдуллы Магомедханова заместителем имама было принято по просьбе делегации прихожан Джума-мечети, а также рассказал о предыстории этого назначения. «В результате объединения двух групп прихожан для совершения джума-намаза в одной мечети понадобилась согласованная работа двух имамов мечетей, для чего одного из них было решено назначить заместителем другого. Такое назначение направлено на предупреждение разногласий среди населения.

На данном посту Абдулла Магомедханов зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом, прекрасно владеющим русским языком и искусством проповеди, имеющим большой опыт работы с населением, общественными организациями и государственными органами», – говорится в комментарии председателя Муфтията.

За период работы Магомедханова в Кизляре, добавил Шамиль Алиханов, значительная часть населения начала следовать его наставлениям, а игнорирование этого обстоятельства может привести к протестным настроениям. «Мечети являются домами Всевышнего, открытыми для поклонения всех граждан, а не собственностью каких-либо групп населения. Именно поэтому пост имама должны занимать всесторонне образованные специалисты, способные объединять население, а их назначение является не навязыванием, а обязанностью Муфтията Дагестана», – подвел итог Ш. Алиханов. В завершение, он призвал «некоторых братьев» не заниматься провокациями и напомнил об ответственности за разжигание религиозной вражды.

***

Надо сказать, что здесь я бы не стал делать думдовских главными антигероями. Скорее всего, у них есть некие долги перед их кураторами в спецслужбах, перед которыми у них есть обязательства по части контроля над крупными дагестанскими мечетями. Ну хотя бы для того, чтобы они не становились кузницами экстремистов и террористов. И в данном случае, у Муфтията просто нет выбора, кроме как пытаться интегрировать своих назначенцев туда, где уже имеются свои лидеры общественного мнения. В Кизлярской мечети – это безусловно Сагидгусейн Гусейнов.

Надо сказать, что в поисках автономии кизлярцы тоже не сидели сложа руки. Стало известно, что центральная Джума-мечеть Кизляра в лице её имама Сагидгусейна Гусейнова пожелала войти в состав Духовного управления мусульман России. С целью налаживания контактов Сагидгусейн Гусейнов поехал на встречу с его руководителем – муфтием Равилем Гайнутдином. Журналисты, поинтересовались в ДУМ России, по какой причине эта Кизлярская мечеть решила продолжить работу в его составе, на что получили вполне конкретный ответ. «Поскольку эта религиозная организация в настоящее время имеет независимый статус и не входит ни в одну из существующих централизованных религиозных организаций, правовых препятствий для вхождения общины в состав ДУМ России нет. Согласно уставу и названию, ДУМ страны работает на всей территории Российской Федерации. Вхождение в состав ДУМ России предполагает процесс перерегистрации общины с включением соответствующих пунктов в устав МРОМ, что и было сделано членами данной общины. Решение учредительного собрания, в частности, избрание членами общины своим председателем Сагидгусейна Гусейнова было утверждено председателем ДУМ России, муфтием-шейхом Равилем Гайнутдином, после чего документы поданы на регистрацию в орган юстиции», – ответила пресс-служба центрального ДУМ.

Новость об этом была опубликована ещё 23 сентября прошлого года.

***

Когда Папа Римский в очередной раз отказал английскому королю Генриху VIII в праве на развод с Екатериной Арагонской, английский король просто порвал связи с католической церковью и стал главой своей собственной англиканской церкви. Здесь происходит нечто похожее. Кизлярская мечеть пытается поменять свою юрисдикцию. Очень большие сомнения, что у них это получится, но люди считают, что шансы уйти под Равиля Гайнутдина у них есть. Однако они уже находятся в состоянии судебной тяжбы с муфтиятовскими. Те подали в суд на Гусейнова за высказывания, которые Муфтият считает не соответствующими действительности, в том числе «купили землю, на которой построена мечеть. Где их иман?», «… мечеть забрать планировали они» и т.д. Муфтият Дагестана просил суд признать сведения, содержавшиеся в обращении Гусейнова, недействительными и обязать последнего опровергнуть их тем же способом, которым они были распространены – во время пятничной проповеди перед прихожанами. Гусейнов произнёс это на аварском языке 16 июля 2022 года.

Однако совсем недавно случился новый повод для конфликта. После ироничного комментария супруги муфтия Дагестана Айны Гамзатовой по поводу того, что люди празднуют Рамадан кто во что горазд, Сагидгусейн, видимо психанул, и намекнул, что вообще-то дела религиозной паствы должны совершаться мужчинами, ну а женщине надо заниматься женской работой. Отрывок из видеозаписи этой проповеди, конечно же, подлил масло в и без того тлеющий огонь, и некоторое количество народных мстителей бросилось в Кизляр закрывать рот мятежному имаму. Что, безусловно, вызвало возмущение у местных, которым вообще-то не очень нравится, когда наводить порядок у них приезжают люди со стороны. Прибавьте к этому старые обиды. И на минуточку, противостояние с Муфтиятом Дагестана началось еще в 2015 году, когда сгорела старая Джума-мечеть города Кизляра. Понятно, что если вдруг не случится чего-то экстраординарного, этот конфликт так и будет находиться в тлеющем состоянии. Сейчас вопрос только в том, как долго это будет продолжаться.