Таинственные подземелья и другие обстоятельства
Новая политическая ситуация ставит перед нами вопросы, ответы на которые хорошо бы найти заранее, а не тогда, когда некуда будет бежать. В Каспийске находится база Каспийской флотилии ВМФ России, над акваторией Каспийского моря запускаются ракеты по зоне СВО. В Энгельс и Беларусь уже прилетали беспилотники. Не суть важно, когда закончится СВО, но нам хотелось бы знать, в каком состоянии в Махачкале бомбоубежища. Говорят, что в Москве их уже вскрыли, почистили и начали готовить к эксплуатации.
Магомедтагир Муртазалиев
Прежде всего, хочу написать, что от всей души надеюсь, что использовать по назначению бомбоубежища нам не придётся. Наш народ уже достаточно настрадался в войнах. Но если уж так всё получилось, я думаю, что нужно разобраться, – что сегодня происходит с этими объектами. Прежде всего, у меня есть страх, что их просто засыпали. То, что их начнут использовать под тренажерные залы или заведения общепита, не страшно. Главное, чтобы они функционировали. Как мне рассказывали жители Махачкалы, бомбоубежища раньше находились во дворах на проспекте Шамиля, улицах Грозненской, Пушкина, в доме напротив филармонии, на ул. Батырмурзаева, на пр. Амет-Хана Султана, под бывшим кинотеатром «Махачкала», в районе 9-го магазина… И на этом список не заканчивался. По слухам, что ходят среди горожан, весь «Восточный рынок» расположен на бомбоубежище вместимостью 6 000 человек, которое когда-то создавалось для завода «Авиаагрегат». Если верить источнику, то тайные ходы из бомбоубежищ вели к площади и к морю. Есть информация, что в подземелье на ул. Пушкина еще в конце 30-х годов прошлого столетия находились коридоры, где когда-то расстреливали репрессированных. Но это ещё надо проверить. Есть подозрение, что большое бомбоубежище находится под домом Правительства и домом Профсоюзов. Во всяком случае, это было бы логичным. Несколько лет назад наши коллеги-журналисты сразу из нескольких изданий пытались выяснить: сколько бомбоубежищ находится на территории Махачкалы, где они расположены, когда появились, в каком состоянии находятся и на какое количество людей рассчитаны. Но, к сожалению, ответа из МЧС они так и не дождались.
Но, с другой стороны, тема бомбоубежищ на самом деле несколько нестандартная. Понимая, о чём идёт речь, я полагал, что в истории с бомбоубежищами речь пойдёт об особой охраняемости, спецпропусках, особых правилах пользования. Однако люди, живущие рядом, уверяют, что при желании в бомбоубежище можно легко попасть. При этом одни считают, что в подземных укрытиях нечего смотреть – там темно, сыро и воняет плесенью. Другие же, напротив, рассказывают, что внутри можно найти много интересного. Ещё больше интересного можно услышать и относительно состояния убежищ. По слухам, какие-то из них давно затоплены водой, другие – заброшены. Для того, чтобы понять, правда это или нет, нужно заходить внутрь каждого из них.
***
К примеру, есть бункер под зданием Дагснаба на Ирчи Казака. Там в 1973 году было построено убежище, рассчитанное на 300 человек, работающих на этом предприятии. Он был снабжен душевыми и уборными комнатами, имел два выхода на случай завала. В советское время на каждом заводе всегда были подземные убежища. Например, был такой и на «Заводе сепараторов», но его пришлось засыпать из-за подъема грунтовых вод. Как дело обстоит сейчас, когда грунтовые воды отошли или сильно уменьшились, надо выяснять отдельно. На заводе им. Гаджиева тоже есть действующее бомбоубежище.
При этом по закону при эксплуатации подземных укрытий нельзя снимать двери, сверлить отверстия в стенах, в общем, никаких действий совершать не рекомендуется, но при этом внутри помещения не запрещено организовывать всё, что вам нужно. Решило предприятие обустроить внутри бункера склад, клуб, выращивание грибов – на здоровье. Но если случится, что государству этот бункер понадобится, то владелец или арендодатель обязан освободить помещение в течение 24 часов. Таков закон. На территории Дагестана более 200 защитных сооружений гражданской обороны. Места их размещения и порядок применения определяются балансодержателями. Порядок использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время установлен приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575. Порядок действия населения при чрезвычайных ситуациях зависит от характера происшествия и складывающейся обстановки. Примерный порядок действия населения при таких случаях размещен на сайте МЧС России.
***
На сегодняшний день у всех бомбоубежищ есть либо свои хозяева, либо арендаторы. Право собственности в этом случае остается за муниципалитетом, но обслуживание его переходит на баланс той организации, которое берёт на себя все заботы о нём. С одним из них нам удалось поговорить. Имамутдин Хизриев несёт на себе все расходы по одному из бомбоубежищ аж с 2009 года. И каждый год он оплачивал налоги и все положенные в этом случае выплаты. Он рассказывает, что согласно договору, в его обязанности входит поддержание объекта защиты в рабочем состоянии и организация на поверхности закрытой детской площадки, а также помещений, которые он сможет использовать по своему усмотрению. Сразу отметим, что это не может быть ресторан, кафе, кальянная, либо какое-то другое увеселительное или шумное заведение, которое доставляло бы беспокойство гражданам, проживающим рядом.
Ещё в 2009 году был сделан проект и проведены все необходимые согласования с городскими службами. Архитекторы аккуратно вписали эту постройку в жилой двор. Тогда Имамутдин Хизриев взял на себя обязательства, что на втором этаже строения будут расположены аудитории Академии гражданской защиты, и данной концепции он придерживается до сих пор. Все правоустанавливающие документы у него на руках, и он любезно предоставил их нам. Он рассказал, что начал с того, что выкачал воду, собравшуюся в бомбоубежище. Это обошлось ему в серьёзную сумму. На этом объекте работали студенты Академии гражданской защиты. Однако через год, УЖКХ города сделало там самодельную детскую площадку из обычных профилей. Имамутдин Хизриев в ответ на это попытался вернуть объект назад городу. По словам И. Хизриева эта площадка была возведена с нарушением всех норм безопасности. Ребёнок мог упасть и пораниться, а отвечать за это как собственнику пришлось бы Хизриеву. Однако городские власти объект назад не приняли. Так он и остался на балансе Академии.
В настоящее время детская площадка пришла в негодность. Он говорит, что не против взяться за реализацию старого проекта, тем более, что все правоустанавливающие документы у него есть. Ситуация на этом объекте ещё не столь печальная – другие объекты, на которых мы побывали, находятся в худшем состоянии.
***
Другое защитное сооружение нам показали во дворах на ул. Юсупова (бывшая Грозненская). Никаких препятствий к тому, чтобы зайти внутрь не было, если, конечно, не считать старые перекосившиеся двери. Запах туалета, всё вокруг завалено мусором. После двери находилось что-то вроде предбанника с лестницей, ведущей вниз. Примерно также описывали эту ситуацию коллеги из «Махачкалинских известий», которые поднимали этот вопрос несколько лет назад: «Пытаемся пробраться через картонные коробки с проволокой, путающиеся под ногами. – Они в бомбоубежище заходят! – прибежали дворовые мальчишки и вслед за нами рванули в гущу событий. Не ходите! Осторожно! – пытаемся образумить двух сорванцов, которые, по их же признанию, живут в находящейся рядом свежепостроенной многоэтажке. Да мы там сто раз были! Там еще бомжей видели. Еще шприцы находили! Там раньше немцы были! – продолжали нас просвещать завсегдатаи этого «заведения». «Гостайна. Спецпропуски. Угу…», – разочарованно проворчали мы.
Железный занавес, который, на самом деле, оказался дверьми нараспашку, не дал почувствовать себя в роли супергероев, джеймсбондов и даже Пуаро Агаты Кристи. Но хождение по коридору бомбоубежища в кромешной тьме, подсвечивая путь фонариком смартфона и попутно фотографируя, нервы нам немного пощекотало. Если спускаться, при разговоре чувствуется эхо. От коридора ответвлениями справа и слева идут помещения, которые назвать комнатами сложно. Маленькие, квадратные, с деревянными дверьми. Какие-то из них ведут еще в другие помещения. Перевернутый железный стол, залежавшиеся тарелки, какая-то система, напоминающая трансформатор или что-то, связанное с электричеством. Есть и остатки былой роскоши – пожелтевшая проводка, выключатели и валяющийся на полу противогаз…»
***
Дело в том, что в 2013 году проводилась инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий). Мероприятия велись больше года. Основной целью инвентаризации было определение фактического наличия и состояния защитных сооружений. Речь шла также о выявление фактов их нецелевого использования и разработка мер для обеспечения сохранности и повышения эффективности эксплуатации сооружений. По завершении проверки защитных сооружений МЧС России пришло к выводу, что они могут быть использованы по назначению.
А в 2015 году МЧС совместно с органами исполнительной власти регионов провело инвентаризацию заглубленных и других помещений подземного пространства для определения их пригодности для защиты населения, а в мирное время – для использования в экономической жизни. Там было понятно, что содержать их в нормальном состоянии дело хлопотное и лучше бы перепоручить их тем, кто может использовать их по делу, при этом поддерживая в рабочем состоянии.
Ещё в августе 2014 года СМИ писали о том, что в связи с начавшимися событиями на Украине, депутаты Госдумы от КПРФ попросили главу МЧС Владимира Пучкова привести в состояние полной готовности все бомбоубежища в России. Насколько сейчас у нас в республике этот вопрос решен, думаю нам всем понятно. Нет сомнений, что нужно хвататься за любую возможность приводить эти объекты в порядок. Дай Бог, чтобы они нам не понадобились, но если вдруг понадобятся, всё же лучше, чтобы они были в рабочем состоянии.
Добавить комментарий