Фото к тексту_www.midag.ru

Это были прекрасные 10, 11 и 12 января, когда на Махачкалу обрушился снегопад. Прекрасные для тех, кто сидел дома и пил чай, либо просто вышел погулять по снегу. Вот кто бы мог подумать, что обычные осадки могут вызвать в людях такое желание играть, веселиться и даже танцевать. Надо сказать, что за последнее время это был, наверное, единственный повод для радости. Никакие круглые даты, юбилеи и праздники в нас уже не вызывают позитивных эмоций – всё выжжено, а тут снег! Он как будто вернул зиме её предназначение и содержание. От того мы так и радовались, словно вернулись в далёкое детство.

Заур Газиев

Мы ведь на самом деле соскучились по чему-то нормальному и понятному. Зима без снега, конечно же, удобнее, но наше подсознание однозначно требует, чтобы зимой лежал снег, прямо как в детстве, как мы видим его на картинках. Зимой должно быть холодно, должны быть сосульки, снегопады и на контрасте – огонь в камине. На худой конец – домашнее тепло. Но самое удивительное, что я увидел в эти снежные дни, – настоящие зимние гуляния. Их никто не организовывал, на них никто не тратили деньги. Радость, которой уже давно не было, случилась на ровном месте. Вот кто бы мог подумать, что в Махачкале на улице кто-то включит лезгинку, и люди начнут танцевать! Без повода! Можно было увидеть раскрасневшихся молодых людей и людей постарше. И всё просто потому, что в столице Дагестана выпал долгожданный снег.

А когда немалое количество молодых парней начали кататься на обледенелых дорогах, не щадя при этом подошвы своей обуви – это было нечто. Потом, когда они кучей сваливались в сугроб, и всё это происходило под хохот зевак, настроение поднималось практически у всех! Дети и их родители лепили снеговиков, играли в снежки, и радость от этого была буквально растворена в воздухе. Люди катали детей на санках и спрашивается – откуда санки в городе, где в последние года три вообще не было хорошего снегопада! Здесь не хватало только саундтрека песни «Конфетки-бараночки», ведь зимнее веселье оно такое. Люди двигаются быстрее, чтобы не замёрзнуть. Это вам не лето, когда от жары хочется спрятаться и умереть. Зима – это праздник не только для тех, кто ненавидит жару, но и для тех, кто любит спокойствие.

Наш маленький мир наполнился какой-то особенной тишиной. Ночью на обледенелых дорогах Махачкалы почти не было машин. Общая скорость автомобильного потока снизилась раза в три. Люди просто не выезжали на дорогу, так как не хотели рисковать своим автомобилем, они просто получили возможность никуда не торопиться, учитывая, что им представился как раз тот момент, когда нужно остановиться, чтобы посмотреть вокруг себя. Это было очень красиво. Всё то, что нас так раздражает в Махачкале, вдруг оказалось укрыто толстым белым покрывалом. Этого снегопада нам так не хватало в новогодние дни! У нас ведь люди и так скупятся на новогодние украшения витрин и улиц. Мода не праздновать Новый год, может, уже и пережила свой апогей, но по-прежнему время от времени эта картина бьёт по глазам. Возвращаясь из Москвы, ты видишь унылую Махачкалу без какой-либо надежды на позитив. И эта неожиданно красивая ёлка на спуске с моста на улицу Ленина (Гамзатова) смотрелась такой незваной гостьей в Махачкале, которая разучилась радоваться чему-то ещё, кроме побед наших великих мордобойцев…

Этот снег нам напомнил, что мы люди. Что детство со всеми его радостями и травмами до сих пор живёт в нас. И что время от времени нужно останавливать всё, чтобы посмотреть на мир в другом свете. Мир, который раньше казался чистым, праздничным и полным позитива. Это – момент, когда ты любишь всех. И с возрастом этого чувства уже не стесняешься.

***

В том, что у трёхдневного махачкалинского снегопада будут последствия, никто даже не сомневался. Мольбы о помощи в замерзающих микрорайонах Махачкалы буквально засыпали социальные сети. Люди на самом деле оказались в эти холодные дни без света, и такой сюрприз был для них откровенной проблемой. Ведь как не крути, а все автономные отопительные газовые котлы работают только с помощью электричества. Поэтому, отключения электроэнергии вызвали настоящий шок даже там, где отключения прежде были нечастыми. Были в городе и участки, где по сообщениям граждан света не было чуть ли на четыре-пять дней. Возможно, кто-то в своих криках о помощи мог несколько преувеличить масштаб катастрофы, но, в любом случае, их дома остались без света и тепла. А это уже является поводом для анализа того, как у нас работают электрические сети.

Прежде всего, сейчас бессмысленно пинать нового мэра Махачкалы: с одной стороны, за качественное электроснабжение отвечают городские электросети, а с другой стороны – он только-только заступил на эту должность. Какой смысл предъявлять ему претензии в том, в чём он не виноват? Хотя, я практически сразу увидел это море претензий, и сложилось такое впечатление, что люди как будто ждали повода обвинить его во всех проблемах Махачкалы. И здесь, даже не знаю, имеет ли смысл отвечать на странные обвинения. То, что в Махачкале нет достаточного количества снегоуборочной техники – это не вина Ризвана Газимагомедова, а вина всех его предшественников. Покупать одну или две машины для Махачкалы – это мало, их нужно, наверное, покупать хотя бы пару десятков. Причём, весь год они должны поддерживаться в рабочем состоянии, а в дни снегопадов должны выезжать на дороги и убирать последствия снегопада. С другой стороны, имеет ли смысл покупка снегоуборочной техники в городе, где снег не держится больше недели? Может имеет смысл просто объявлять эти дни выходными и сидеть дома. И всё! В общем, вопрос дискутируемый.

***

Надо сказать, что после снегопадов на один день столбик термометра опустился ниже 7 градусов мороза и подул сильный ветер, который как раз-таки всё и усложнил. Проблемы после этого начались в самых разных районах республики. В Telegram-канале РГВК прочитал: «На главной понизительной подстанции 110/6 ЗТМ в Каспийске произошел пожар. В результате возгорания подстанция 110/6 оказалась полностью обесточена. По этой причине было нарушено электроснабжение в северной части Каспийска.

В настоящее время специалисты филиала «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» уже выполняют необходимые технические мероприятия для восстановления энергоснабжения потребителей. В работах задействованы около 50 энергетиков и необходимая спецтехника. Восстановление энергоснабжения потребителей планировалось до конца суток – 15 января». Однако и 16 января эта проблема не была решена.

А ещё: «Жители сёл Левашинского района вышли к администрации, у людей нет газа в домах, помимо этого по ночам отключается и свет. 46 тысяч жителей в Бабаюртовском районе остались без света. Из-за аварийного отключения без электроснабжения остались 22 села. Для ликвидации аварии привлечено две бригады от Бабаюртовских районных электросетей».

В ходе заседания штаба с докладом перед премьер-министром Дагестана выступил директор филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» Максим Долголев. Он сообщил, что энергетиками работы ведутся в круглосуточном режиме уже двое суток.

«Максим Сергеевич, так не пойдет. Ничего вы не выполнили, вот результат вашего выполнения. 80 тысяч населения республики при минусовой температуре сидели без света, без газа и воды. Вот результат вашего доклада и деятельности вашего учреждения, кому бы вы не подчинялись. Мы здесь нанятые дагестанским народом чиновники, мы здесь работаем во благо дагестанского народа, а не ваших докладов…», – отреагировал на слова докладчика Абдулмуслим Абдулмуслимов.

***

В Махачкалу для оценки хода восстановления электроснабжения потребителей в Дагестане прибыл заместитель гендиректора – главный инженер группы «Россети» Евгений Ляпунов. И ему, наверняка, расскажут, что электросети давно изношены, что они работают на честном слове, а после того, как они пережили бум майнинг-ферм, то факт, что они вообще продолжают функционировать – выглядит чудом. Ему, наверняка, расскажут и о том, что у Дагестана огромные долги по оплате за электроэнергию. При этом, наверняка, умолчат про то, что Дагестан второй снизу по уровню зарплат и пенсий. По этой причине люди зачастую просто не в состоянии платить. А с другой стороны, винить «Россети» в том, что они плохо сработали, когда всё сработало плохо, – как-то странно.

То, что творилось у нас в эти снежные дни с общественным транспортом, иначе чем катастрофой назвать не получается. И дело здесь даже не в ценах, взлетевших до небес. Машин на дороге просто не было. У нас полгорода ездит на летней резине, и в эти дни они просто не могли и не захотели выезжать на обледенелую дорогу. Конечно, хочется найти крайнего в том, что в морозный день люди вынуждены сидеть в холоде, без газа и без света, но здравый смысл всё равно берёт верх.

Надо сказать, что это не самая страшная зима из тех, что я видел. Помнится, в амировские времена бывало и похуже, пока городские власти не стали менять фидеры. Именно тогда мы и узнали это слово.

Конечно, это не означает, что никого не нужно привлекать к ответственности, и что не нужно выяснять причин происходящего. Но и голову терять не нужно. Будут и другие проблемы, где она нам понадобится.