Фото к тексту_2_alexandr.nechepurenko. Фото к тексту_www.md-gazeta.ru

Информация о том, что глава республики распорядился вернуть череп Хаджи-Мурата, лет десять назад могла бы стать шоком, предметом для обсуждения, поводом для споров, а для кого-то радостью. Но сейчас это стало просто проходной новостью. Мы настолько обездушены и эмоционально опустошены, что ни на какие чувства не способны. А ещё общество атомизировано, и люди равнодушны к тому, что непосредственно их не касается. Эта информация стала просто новостью для тех, кого она непосредственно касается и для кого она может быть интересна. Но событием это не стало.

Заур Газиев

Во вторник, 13 декабря, в нескольких пабликах дагестанского сегмента социальных сетей я столкнулся вот с таким текстом. «В Дагестан будут возвращены останки наиба Хаджи-Мурата и других дагестанских воинов для достойного захоронения на исторической родине. По поручению главы региона Сергея Меликова этим займется специальная рабочая группа под руководством председателя Общественной палаты РД. «На этот важный вопрос обратили внимание дагестанские общественники, я, конечно, полностью их в этом поддерживаю. Работа в этом направлении уже начата, и мы планируем довести её до конца, чтобы останки дагестанских воинов были преданы земле в соответствии со всеми религиозными канонами», – сказал Сергей Меликов».

Позже я увидел подтверждение этому и на официальных ресурсах. Насколько я понял, эту новость стали активно обсуждать и в тематических группах в Вацапе. Обрывки этого дискурса докатились и до меня. «Российская империя отрубила головы дагестанцам, боровшимся за свою свободу, и отвезла их в Санкт-Петербург. И сейчас следовало бы с публичными извинениями за варварство доставить черепа борцов за свободу в Дагестан. Это было бы логично и этично».

Я читал эти монологи и думал о том, что с тех пор столько воды утекло, столько людей погибло практически ни за что, что ждать извинений за одну голову – бессмысленно. Те ужасы, которые подарил миру, казалось бы, цивилизованный XX век, совершенно обесценивает историю с Хаджи-Муратом. При этом, мы выносим за скобки, почему Шамиль остался почётным пленником, а Хаджи-Мурат, который метался из одной стороны в другую, оказался обезглавлен. А, впрочем, во всех подробностях это описывает Лев Толстой в повести «Хаджи-Мурат».

История с его черепом даёт поводы к множеству дискурсов, в зависимости от контекста времени и повестки дня. И, пожалуй, главные из них это – цена человеческой жизни; ответственность за свой выбор; и, пожалуй, самый главный – уважение к останкам покойных. Повторюсь, что надо понимать и контекст того времени. Из диалога с одним из наших историков я услышал, что черепами кавказцев практически торговали. Они были представлены чуть ли не во всех крупных музеях Европы: антропологам был интересен кавкасионский тип человека.

***

Да, это были другие времена. И в музеях выставлялись черепа представителей других этносов. Во французском музее l’Homme on Place du Trocadéro хранится около 18 000 черепов, причём, большинство из них никогда не экспонировалось. 3 марта 2020 года Президент Франции Эммануэль Макрон согласился вернуть 24 черепа в Алжир. В настоящее время в этом музее хранятся 12 черепов алжирских бойцов сопротивления, сражавшихся против колониализма. Их головы в качестве «военных трофеев» были перевезены во Францию и хранились в экспозиции музея антропологии в Париже – Musee de l’Homme. А ещё музей вернул в Новую Зеландию черепа 21 воина племени маори. Аналогичный шаг предприняли и в Германии. В Германии имеется и коллекция, собранная Фондом прусского культурного наследия, в которой собрано более тысячи человеческих черепов, привезенных из Африки. Кроме того, в 1881-1914 годах в Европу в качестве «военных трофеев» были завезены останки (в частности, черепа) тысяч африканцев. Готовность вернуть в Зимбабве человеческие останки, приобретенные в колониальный период, также выразили музей естественной истории Лондона и Кембриджский университет. В лондонском музее нашлась информация об останках одиннадцати человек, завезенных с территории Зимбабве, но ни один из них не датируется годами восстания в Матабелеленде, когда были обезглавлены лидеры первого восстания против английских колонизаторов. Отметим, что делегация Зимбабве во время визита в Великобританию также встречалась с представителями Британского музея, музея Питт-Риверса Оксфордского университета, музея университета Манчестера и Национальных архивов Великобритании. По результатам этих встреч никакой информации опубликовано не было.

Европейские колониальные державы – Франция, Бельгия, Испания, Италия, Англия и Португалия делали это исключительно для демонстрации своего военного превосходства над африканскими государствами и насильственного подчинения местных народов. В общем, на этом фоне Российская империя смотрелась очень даже по-вегетариански. То, что творилось в бельгийском Конго, до сих пор вызывает в нас ужас.

***

В 1852 году тело Хаджи-Мурата было захоронено на месте его гибели – неподалеку от нынешнего села Тангыт в Азербайджане. У нас эти места называют Закаталы. Однако перед захоронением голову отделили от тела, заспиртовали и отправили под усиленным конвоем в Тифлис. Там её препарацией занялся Эраст Андреевский – личный врач кавказского наместника, князя Михаила Воронцова. Затем, по окончании этих процедур, голову на три дня выставили на всеобщее обозрение на анатомическом столе местного госпиталя.

После этого она была отправлена в Санкт-Петербург к знаменитому хирургу и собирателю черепов Николаю Пирогову. Надо сказать, что Николай Пирогов ещё во время работы на Кавказе исправно пополнял коллекцию Императорской военно-медицинской академии новыми головами. Некоторое время спустя Николай Иванович в своём отчёте «О путешествии по Кавказу» сильно сокрушался: «Нелегко достать черепа этого племени, да и вообще все племена на Кавказе дорожат трупами своих единоверцев».

Спустя 112 лет в 1964 году антрополог Михаил Герасимов использовал этот череп для создания скульптурного образа Хаджи-Мурата. Образ получился внушительным – бритоголовым, бородатым, большегубым и со шрамом от шашки на лице. Но, при этом, череп по недоразумению не вернулся в военно-медицинскую академию и осел в Кунсткамере. В запасниках этого старейшего российского музея он лежал ещё тридцать лет с челюстью, прикреплённой для сохранности на пружинках, с алым инвентарным номером «119» на лбу. Как писали об этом исследователи-учёные и музейщики, о нём почти забыли.

***

Сейчас в 2022 году мне трудно понять мотивацию тех, кто выкрадывал в Азербайджане останки Хаджи-Мурата. Насколько я помню, Патимат Тахнаева прозрачно намекала, что это могут быть вовсе и не его кости, потому что в то утро убили не его одного. Хотя для людей, которые верят, что тело – это всего-навсего оболочка для бессмертной души, наверное, это не так уж и важно. Главное это конкретная локация, куда можно прийти для того, чтобы отдать дань памяти человеку, историю которого вы хотите сохранить. Я помню, как в июне 2019 года появилась информация о том, что группа энтузиастов из села Цельмес заявила, что похитила прах и, перевезя его через границу, погребла в родном для Хаджи-Мурата селе Хунзах, как положено, по мусульманскому обычаю. Пришли его проводить человек 100-150. Не было всплеска ни национализма, ни ваххабизма, ни религиозного экстремизма. В социальных сетях появились и фотографии: небольшая похоронная процессия, состоящая из жителей села, несёт закрытое тело, которое затем предали земле. Некоторые историки, как и положено, усомнились в подлинности перезахоронения. Скептики уверены, что под видом Хаджи-Мурата могли похоронить одно из двух его сподвижников, которых убили и похоронили вместе с ним. Однако местные уверены в том, что это останки именно того человека, которого они и хотели похоронить.

***

Иногда кажется, что у истории нет прикладного значения. История может греть душу или обижать нас, она может задавать загадки и предлагать нам неожиданные ответы… Она может даже подталкивать к каким-то выводам, и всё это будет происходить у нас в головах. Помните, что даже у Расула Гамзатова в разные периоды его жизни было разное отношение к Имаму Шамилю? Стихи писал про него… При этом, история может высветить какие-то детали и вообще рассказать нам о том, какой путь был проделан от того момента, когда в XIX веке горцы сражались с войсками самой большой империи, и сегодняшним днём, когда тысячи дагестанцев отправились ради своей страны на СВО.

История любит такие казусы. Но за возвращение черепа Хаджи-Мурата бьются уже много десятилетий. Как будут воспринимать сегодняшних героев через сто лет – для меня пока большой вопрос. В любом случае, череп Хаджи-Мурата даёт много поводов для раздумий. Но это только мысли, а они, как известно, не материальны…