Фото к тексту_www.riaderbent.ru

В конце концов, берите уже средство для ухода и уходите!

Серия прощальных мероприятий по поводу ухода Салмана Дадаева с должности мэра Махачкалы постепенно превратилась в затяжной марафон прощаний, где все уже со столичным градоначальником попрощались, а он всё не уходит и не уходит. Вот и сейчас слезливая встреча с птенцами гнезда Анохиной из организации «Городнаш» выглядела как извинения Дадаева за то, что он не ползал перед ними на коленях. И, судя по недоумённым лицам анохинцев, встреча для них стала неожиданной. В конце концов, земля, отобранная в городскую собственность, стоила того, чтобы перетерпеть чаепитие с возможно самым неудачным мэром Махачкалы.

Заур Газиев

Махачкалу невозможно исправить. Столицу Дагестана можно только снести и построить заново или же просто уехать из неё в более благополучный город. Началось это падение при втором сроке Саида Амирова. Поэтому было бы неправильным вешать всех собак на Дадаева. Каким бы чужим и бесполезным при этом он не выглядел для этого города. А ещё справедливости ради надо сказать, что сильно хуже он этот город не сделал. При нём достроились почти все, кто начал строиться до него, поэтому наши электрические и газовые сети, получив дополнительную нагрузку, приходили в негодность с какой-то космической скоростью именно при нём. Что мог отобрать у хищников, чтобы вернуть городу, он отбирал. О себе тоже не забывал.

О том, как его задумки отразятся на жизни горожан, сильно не волновался. Под его равнодушным взором продолжалось формирование Махачкалы как перевалочного города-пункта для туристов по пути в Дербент или в горы. Продолжалась и хасавюртизация Махачкалы. Как Хасавюрт является пригородом для своего рынка, так и Махачкала проваливалась в состояние полураспадающегося пригорода. И как следствие, столица Дагестана с каждым годом становилась для её жителей всё более неудобным городом. Цены всё это время только росли, а качество жизни только снижалось.

То, что творится по вечерам с городским общественным транспортом, – это позор и преступление одновременно. Не буду утверждать, что главным виновником всех этих бед был Салман. Но Салман не сделал ничего, чтобы хоть как-то облегчить жизнь горожан. И сейчас дело даже не только в этом. Дело в том, как функционировали городские службы в тот момент, когда все нуждались в помощи и утешении. Я не помню ни одного его выступления по телевидению, где бы он от чистого сердца говорил с горожанами о проблемах, которые перед нами стояли в это время. Про коматозное состояние, в котором оказался общественный транспорт, мы писали много раз. Может, Салман Дадаев и хотел бы всё это исправить, но масштаб его личности значительно меньше масштабов проблем столицы Дагестана. И никакой московский опыт ему в этом не помог, потому что одно дело встроиться в благополучную систему, где всё и так работает, как часы, да и денег там много; а другое дело – пытаться выплыть на дырявом корабле, который до тебя колхозники уже посадили на мель.

***

На момент написания этой статьи, мэр Махачкалы уже месяца два был как бы уходящей натурой. Поэтому отслеживать его информационный след не было никакой необходимости. Ещё меньше было потребности в том, чтобы узнавать подробности встречи с организацией «Городнаш». Но то, что мне попалось на глаза, удивило весьма и весьма. В материале МК.РУ я увидел странные откровения: «Вы нужны были мне, как воздух!» – признавался активистам движения «Городнаш» мэр Махачкалы Салман Дадаев. Эти и многие другие приятные слова прозвучали в адрес всех общественников и активистов нашего любимого города Махачкалы на сегодняшней встрече с главой города».

Ну, а сам выходить в возглавляемый им город он не пробовал? Неужели не видно было своими глазами все того, что происходило под твоим руководством? Тогда хотя бы комментарии почитал (не своих платных ботов, а реальных горожан). Проехался бы по своей любимой ул. Коркмасова в самый час пик. Постоял бы для разнообразия в пробочке. Посмотрел бы на толпы людей, ожидающих маршрутку в пос. Ленинкент! Для этого не нужен «Городнаш». Для этого нужно было вспомнить самому, что ты человек, и как ты сам себя чувствовал, когда оказывался один на один в городе, полном проблем. Однако вернёмся к цитате: «Салман Кадиявович объяснил свою позицию так: «Как бы меня не критиковали, я никогда и никого не блокировал в сетях. Я всегда понимал, что вы – мои глаза, вы – мои индикаторы, происходящих в городе процессов и настроений. Мало кто из моих коллег это понимает, однако я твёрдо убеждён в том, что гражданское общество – это незаменимый институт, на котором строится всё

Всё верно! Но до гражданского общества есть личная ответственность и понимание, что в городе находятся живые люди. Делом мэра было не заигрывание с Варламовым, а работа по реанимации коммунальных служб города и диалоги с горожанами. И не только с теми, кто мерил щели между плитками на центральной площади.

И ещё кое-что. Не буду спорить с тем, что он никого не блокировал в социальных сетях. Но лучше бы блокировал, чем разводить кучу телеграм-помоек. Вместо разумного диалога с обществом, Дадаев выбрал путь чернухи, где куча анонимных профилей рассказывала, какой он замечательный, и как плохи все остальные. Зайнаб и Муслим, организовывавшие все эти помойные реки, наверное, уже нашли себе нового хозяина, но дело даже не в них, а в том, кому такие услуги вообще нужны. Поняв, что из себя представляет Дадаев – как мэр, я просто ждал, пока он закончится, но я никак не думал, что за индульгенцией он побежит в «Городнаш». Остаются только слёзки от Варламова… Вот теперь я думаю, что видел всё.

***

В Махачкале были разные мэры. Каждый из них ответил за всё хорошее, что сделал и не сделал для города, и за всё плохое, что сотворил или не сотворил. Но ни один из них никогда не притворялся тем, кем он, на самом деле, никогда не был. Это были по-разному искренние люди. Кто-то из них уже был частью дагестанских элит, а кто-то становился элитой. Махачкала – это сердце Дагестана, и, поэтому, мэром здесь никогда не был националист. Все понимали, что Дагестан – это многонациональная республика, и уважали это старое правило. Все, кроме Дадаева.

В искреннем желании понравиться своим соплеменникам он плевал на правило, что у руля города должны стоять представители разных этносов. Возможно, детская травма, нанесённая когда-то Дадаеву, заставляла его постоянно упоминать о своём происхождении. Даже там, где в этом не было никакой необходимости. Про семь заместителей одной с ним национальности, пятеро из которых оказались чиркейскими, можно рассказывать легенды. Когда мы узнали, что руководить нашим городом будет молодой человек, имеющий опыт работы в столице России, мы рассчитывали, что он окажется человеком, который увидит Махачкалу не как источник наживы и национального самоутверждения, а как место, где ты сможешь оставить свой добрый след. В итоге, он не оправдал ни одной нашей надежды. По моему мнению, это реально худший мэр Махачкалы. Такого я не мог написать даже про тех, кого с наручниками выводили из здания мэрии. У них хотя бы было хоть что-то, что можно поставить в заслугу. С Дадаевым мы просто потеряли время. Вместо того, чтобы исправлять, он довёл город до полного краха. Не сомневаюсь, что со временем выяснится ещё много того, о чём мы сейчас не знаем. Огромная благодарность Сергею Меликову за то, что он всё-таки избавил Махачкалу от Дадаева.

Ну, а по поводу назначения руководителем Управления образования города человека, которого там и близко не должно быть, у меня вообще слов нет! Потому что в этот сложный и полудохлый организм под названием система образования попал человек, который к образованию имеет такое же отношение, как я к балету. И это при том, что специалисты в области образования у нас всё ещё есть.

***

В понедельник, 28 ноября, состоялось очередное заседание Собрания депутатов Махачкалы. В нем также приняли участие действующий на тот момент глава Махачкалы Салман Дадаев, премьер-министр Абдулмуслим Абдулмуслимов и бывший вице-премьер Ризван Газимагомедов. На этом мероприятии случилось то, о чем уже все говорили давно. Салман Дадаев подал в отставку. «Сожалею, что мне не удалось полностью оправдать ожидания горожан», – сказал экс-мэр. Он заявил, что складывает с себя полномочия мэра города и переходит на другую работу. «У нас разные взгляды с руководством республики насчёт развития города. И в этой ситуации горожане страдать не должны».

Дадаев подтвердил в последнем слове наличие разногласий с главой республики. Собственно, это и так было хорошо всем известно. «Для того, чтобы город мог дальше развиваться, я принял взвешенное решение покинуть свой пост!» «А чего же вы, Салман Кадиявович, столько лет ждали?» – хотелось спросить у него. Но это уже не важно…

***

Итак, закончилась ещё одна глава в истории Махачкалы. Теперь мэром города будет другой человек. Человек, у которого есть опыт и есть понимание того, как работает городской организм. Про Ризвана Газимагомедова говорилось в эти недели многое – и хорошее, и не очень. Но раньше он был в обстоятельствах, теперь эти обстоятельства ему придётся формировать самому. Ему мы желаем терпения и сил на новом для себя посту! Также желаем сил Салману Дадаеву. Отработка кармы – вещь нелегкая! В конце концов, как человек он был во сто раз лучше, чем как мэр. Будем надеяться, что всё у него будет хорошо.