Фото к тексту_www.cultureru.com

Уж до чего был суров и жесток Иосиф Виссарионович Сталин, но даже он декларировал, что сын за отца не отвечает. Хотя, как мы помним, дети очень даже отвечали: и по приютам мыкались, и из нужды выбирались, как могли. Однако сейчас вопрос ответственности детей за позицию их родителей встал как-то по-особенному. Если дети пользуются благами своих родителей, то и отвечать им по счетам всё же придётся.

Заур Газиев

Глава Дагестана Сергей Меликов на этой неделе взорвал социальные сети очень даже справедливым высказыванием. Касаясь вопросов организации призывной кампании, руководитель республики подчеркнул недопустимость уклонения дагестанской молодежи от службы в армии. И, в первую очередь, – детей чиновников. «Родителям молодых людей, уклоняющихся от несения срочной службы в рамках призыва в армию, нечего делать в государственных органах. Каждый, кто подлежит призыву, должен пройти службу. Это долг чести каждого мужчины, особенно дагестанца», – отметил Сергей Меликов.

Далее он рассказал, что ознакомился со списком детей отдельных чиновников, которые не явились по призыву в рамках осенней кампании. «Налицо – попытка уклониться от срочной военной службы. Почему для одних служба в армии – обязанность, а у других есть какие-то привилегии только потому, что их папы и мамы занимают хорошие должности? У меня, генерал-полковника, близкие должны служить, а ваши – нет? Поручил вице-премьеру Дагестана Рамазану Джафарову уточнить информацию по каждой фамилии в этом списке, у кого есть объективные причины для отсрочки, предусмотренные законодательством, а у кого – их нет. На ближайшей призывной комиссии рассмотрим этот вопрос детально. Чиновникам всех уровней напоминаю: если вы своих детей пытаетесь «отмазать» от армии, то вам нечего делать в органах власти. Нельзя себя отделять от общества пользуясь служебным положением!»

В принципе, он всё сказал верно. Если вы поддерживаете политику партии и Правительства, если вы считаете СВО делом праведным, если вы пользуетесь благами, которые вам даёт действующий режим власти, то будьте любезны доказывайте это делом – отправляйте своих детей в армию. Ведь только так вы можете доказать искренность своих чувств по отношению к действующей власти. Это лучше тысячи слов! Сергей Алимович сказал то, о чём думало огромное количество дагестанцев, которые были очень сильно озадачены таким явлением, как частичная мобилизация. И вот глава республики озвучивает мысль, которая была просто растворена в воздухе. Однако реакция на неё была не совсем такая, как мы ожидали. Вернее, совсем не такая! И, надо сказать, что меня это очень сильно огорошило.

***

С другой стороны, какие бы сейчас правильные и справедливые вещи ни говорил Сергей Алимович, те, кто пишет комментарии, воспринимать его всё равно будут, скорее, в негативном ключе. Предыдущие проколы и вообще весь негативный багаж прошлых лет сейчас работает против него. Таковы законы восприятия информации толпой. И в этой истории искать виноватых столь же бессмысленно, как искать виноватых в том, что кончается ноябрь и начинается декабрь. Хотя искать виноватых в Белом доме у нас любят. Но сейчас дело даже не в этом, а в том, что никто не может переломить общую тенденцию, которая повторялась с каждым руководителем: через три года главу республики начинали ненавидеть те, кто ещё полтора года назад писал и говорил, как нам повезло с руководителем. И даже то, что наша страна сейчас проводит военную операцию, никак эту ситуацию не меняет.

Более того, у нас всё больше появляется акторов с автоматами. И выглядит это уже совсем не презентабельно. К слову сказать, в одном из телеграм- каналов прочитал, что общественник Шамиль Абдулаев, который отправился добровольцем в армию после обращения Сергея Меликова, сбежал домой прямо из воинской части города Волгоград. И это всё, что нужно знать о патриотических настроениях. К слову сказать, это не единственный известный мне случай, когда человек, чьим намерением было принять участие в специальной военной операции, возвращается домой. При этом они рассказывают такое, что, если это цитировать наше издание непременно закроют! Нехватка обмундирования и отсутствие кроватей в казарме, уверяю вас, не самое страшное. В общем, две тысячи носков, связанных женщинами Дахадаевского района, будут в тему.

***

Надо сказать, что скептиков по поводу обращения Меликова было предостаточно, но я обратил внимание на тех, кто тыкал пальцем в Султана Хамзаева и Яна Иванова с предложением мобилизовать сначала их, а потом уже браться за чьих-то детей. Вторая группа скептиков писала, что это всего-навсего пиар-ход главы региона. Переубеждать в чём-то, как первых, так и вторых бесполезно. Там есть своё сложившееся понимание происходящего, и даже если ангелы с небес спустятся и скажут им, как всё на самом деле было, они не заставят этих людей взглянуть на ситуацию иначе. С ними дискутировать бесполезно. Для них Меликов – априори антигерой.

Но есть другая группа, с которой разговаривать имеет смысл. Их гораздо больше, чем всех остальных. Они не пишут комментарии, они в лучшем случае ставят лайки. Но именно они создают репутацию. Это люди, которые смотрят телевизор, читают газеты и следят за новостями. Они понимают, что представители власти приходят и уходят, а они остаются. И первый вопрос, который раздался с той стороны, по какому закону Сергей Алимович сможет реализовать своё намерение уволить чиновника за то, что он укрывает своё чадо от призыва? Каковы юридические основания для подобного действия? Богатый папа или бедный, если он сам вырастил сына, и по доброй воле отправлять его, к примеру, в зону боевых действий не будет. Тем более туда, где противоположная сторона воюет современным оружием, не оставляя шансов на выживание. Если встанет вопрос, то любой нормальный отец уволится, чем отправлять ребёнка на погибель. Тем более, что отправлять воевать неподготовленного человека – всё равно, что отправлять его на верную смерть. Чиновник это или бизнесмен – не имеет значения – в зоне боевых действий должен быть тот, кто готов. В Чеченской Республике, кстати, своих людей берегут, и в мобилизации участвовать отказались. И чтобы кто-то по этому поводу сильно сокрушался – я не увидел.

Ещё одна тема, о которой говорит вышеупомянутая социальная группа, – сколько еще человек должен поставить Дагестан под ружьё, чтобы от нас отстали с темой мобилизации? Из Дагестана годами не брали в армию молодых людей – что теперь изменилось? Московские и питерские родители своих детей отправлять в Украину не хотят – теперь вместо них должны умирать дагестанские мужчины? Насколько это укладывается в понятие справедливости Сергея Меликова?

***

Сказанное Меликовым о том, что дети высоких чиновников укрываются от призыва и мобилизации, – чистая правда. Конечно, это несправедливо, но так по всей России! И Дагестан тут вообще не исключение! Мы тут уже слышали, как пранкеры разговаривали с сыновьями высокопоставленных чиновников уровня Дмитрия Пескова, вице-премьеров и т.д. И то, как эти молодые люди реагировали на приглашение прийти в военкомат, вообще никого не удивило. Они тоже люди и не хотят умирать. А ещё надо понимать, что в стране с таким уровнем имущественного и социального неравенства, взаимной агрессии и недоверия, как у нас, чтобы вдруг богатые и влиятельные люди начали отправлять своих детей в армию, а возможно и в зону боевых действий – это фантастика! Нельзя требовать от Дагестана того, чего не смогли добиться вообще нигде.

Я много раз писал, что Дагестан – это очень сложно устроенное общество. Что-то менять здесь нужно осторожно, и кроме того, вообще нужно сто раз подумать о возможных последствиях. Перемены сами заходят в нашу жизнь и меняют республику незаметно, в том русле, где начнётся движение. Махать здесь шашкой неразумно. Вы просто настроите всех против себя. У каждого чиновника есть родственники: и богатые, и бедные. И детей, которых сегодня кто-то укрывает, их большой тухум считает своими. Каждый чиновник, каждый богатый родственник почти всегда помогал кому-то из своих не очень удачливых родственников. И потом какой бы богатой семья ни была, их дети всегда общаются со своими сверстниками-родственниками.

В Дагестане всегда всё сложнее, чем кажется на первый взгляд. Взорвать ситуацию – нетрудно, а вот как потом собирать всё в какую-то более-менее стройную систему – вот в чём вопрос. Я не думаю, что у военкоматов в нашей республике существует проблема найти того, кто хочет поехать в Украину. У нас достаточное количество Z-патриотов, готовых откликнуться на призыв о мобилизации. Давайте привлекать их! Зачем раскачивать ситуацию, чтобы потом возмущённые женщины выходили под полицейские дубинки? У нас, кажется, такое уже один раз было. И вообще, чем меньше громких заявлений сейчас – тем лучше. Потом будет меньше поводов для упрёков.