Фото к тексту_www.циркогни.рф

Дагестан веками складывался из маленьких частей в единое целое, создавая большой и неповторимый ковёр. При том, что каждая часть была самобытна, неповторима и была готова защищать свою идентичность и непохожесть на соседей. Но при этом все учились жить в общем пространстве, не создавая друг другу проблем. Более того, с уважением друг к другу и взаимным интересом. Иногда кажется, что национальное единство Дагестана – это что-то само собой разумеющееся, но если вдуматься – это результат сознательного интеллектуального труда.

Заур Газиев

История не сохранила многих важных событий, происходивших с людьми, которые жили на территории Дагестана ещё с незапамятных времён. Стоянка Рубас-1, по утверждениям археологов, появилась два миллиона лет назад. Кавказская Албания – это ещё античность. Люди жили в этих горах, понимая, что эти не очень гостеприимные, но красивые скалы единственное место на планете, которое может стать для них укрытием, защитой и домом. Поначалу, они жили обособленно и весьма редко перемешивались с теми, кто жил, к примеру, за горой. Об этом свидетельствует то, что языки соседей, которые находились совсем рядом, оказывались совсем разными.

Однако человек по природе своей существо любознательное – он всегда хочет знать больше, чем знали те, кто жил до него. Он накапливает опыт и ищет объяснение тому, что его предкам казалось само собой разумеющимся. Люди веками присматривались к соседям, изучали их. Но в какой-то момент возникают общие рынки, которые становятся центром обмена того, чем занимались сёла, помимо сельского хозяйства. Этот общий рынок подстегнул развитие ремёсел. И в этот момент люди начинают понимать, что они нужны друг другу. Люди, которые находят формы выгодного взаимодействия друг с другом, обычно не воюют. И наши предки тоже не воевали. Мы научились уважать и ценить друг друга. У кого ещё есть такой обычай, как куначество? Гостей в горах любили и ценили. Ведь гость – это всегда свежие новости, это рассказы о жизни, протекающей где-то далеко.

Но, самое главное, – мы поняли свою общность. И даже в самые варварские времена наши предки совершали набеги на соседей, но никак не друг на друга. Иначе Дагестан уже был бы разорён. Насколько мне известно, историки не нашли ни одного подтверждения того, что люди, жившие здесь, вступали в военные конфликты. А ещё одной из важных особенностей Дагестана было то, что жизнь здесь была строго регламентирована законами. Они были, чаще всего, негласные. Но люди свои адаты соблюдали, понимая, что иначе выжить в этих горах невозможно. Именно адаты долгое время были гарантами порядка. Эти законы действовали так долго, что стали частью генетической памяти наших людей.

Жизнь в горах менялась медленно. Уклад оставался неизменным столетия. Очевидно потому, что накопленный опыт становился частью природы человека. Когда к нам стали приходить монотеистические религии (сначала христианство, а потом ислам), Дагестан стал постепенно открываться миру. А мир стал открывать наших людей. Ислам стал для наших людей новой объединяющей идеей. Не может хороший мусульманин обижать другого мусульманина…

В этот же период в нашем народе очень ярко обнаружилось стремление к образованию. До Великой Октябрьской революции в Дагестане очень высокий процент населения был обучен арабской грамоте. Люди писали на аджаме.

***

История разгрома полчищ Надир-шаха по историческим меркам совсем недавнее событие – 1741 год. В Российской империи в этом году случился переворот, в результате которого к власти пришла дочь Петра I – Елизавета Петровна. А на Кавказе в это время разворачивались другие важные события. Надо сказать, что и до этого времени по нашим землям проносились опустошительные набеги. А потом дагестанские вольные общества и феодальные образования приходили в себя. И, наверняка, в исторической памяти горцев эти страшные страницы остались незаживающей раной. Мне как-то приходилось проезжать в Южном Дагестане через огромное древнее кладбище, оставшееся после нашествия Тамерлана. Даже сейчас это количество могил кажется бесчисленным, а тогда это, наверняка, приводило людей в шок. Поэтому в Дагестане было понимание того, что может произойти. Тем более, что Надир-шах уже был известен своей жестокостью. Как рассказывали мне историки, в Дагестане Надиршах проходя через какое-то село, обязательно складывал пирамидки из отрезанных голов местных жителей. Всё это делалось для устрашения людей. И он разделил свою армию на две части.

Пока его путь пролегал через феодальные образования никто ему серьёзного сопротивления не оказывал. Однако, когда он дошел до вольных горских обществ ситуация изменилась кардинально. Свободные люди понимали, что лучше умереть в бою, чем быть обезглавленным просто так. «Достигнув земель Андалала, персы отправили послов с предложением сдаться и стали ждать ответа. Андалальцы же в это время усиленно готовились к боям: укрепляли селения, рыли ямы и рвы, устраивали завалы, собирали камни. На военных советах вырабатывали тактику обороны. Армия андалальцев была небольшая – около 5 тысяч человек, и в обычном сражении противостоять огромному войску персов не могла. Поэтому пришлось действовать хитростью. Ночью горцы напали на спящих персов и увели их лошадей, парализовав иранскую конницу. Утром персы пришли в аулы Обох и Мегеб, но те были уже покинуты жителями, завоевателям осталось лишь сжечь дома. Но оказавшись в узком горном ущелье, захватчики попали в ловушку. Со всех сторон на них летели камни, а отставших преследовали и убивали горцы. Повсюду дагестанцы устраивали врагу засады, подкарауливали небольшие отряды и убивали, избегая больших сражений. Надир-шах вынужден был вступить в переговоры с местными ханами, но на все предложения получил отказ.

Решающее сражение произошло осенью 1741 года у селения Согратль. После пяти дней кровавых боев, Надир-шах бросил в бой последний резерв и проиграл – подоспевшие отряды Ахмед-хана Мехтулинского разбили иранцев. Известно, что в сражении также участвовали женщины, сражавшиеся наравне с мужчинами», – сообщили историки.

***

Но каким бы героическим не был разгром армии Надир-шаха, это только следствие того, каким, на самом деле, оказался горский характер. Помимо стратегического ума, эти люди показали самое главное, что отличает человека разумного – это стремление к свободе и готовность за это право заплатить. Дух вольных горцев не могли сломать столетиями. Крепкие как скалы люди умели отстаивать свою землю. При этом, они могли не только воевать, но и очень даже достойно трудиться.

Академик Н.И. Вавилов, посетив Дагестан и увидев террасное земледелие, сказал, что нигде в мире люди не используют землю так эффективно, как в Дагестане. И это, пожалуй, лучшая похвала из тех, что я слышал про наших людей. Если наш человек начинает что-то делать, он это делает с фанатизмом. И это тоже часть общего национального характера.

После разгрома Надир-шаха было много событий, когда дагестанцы объединялась для того, чтобы отстоять свою Родину. И именно тогда, в 1741 году, наши предки поняли, что смогут защитить себя только объединившись. Примерно так же, как это произошло в 1999 году, когда в Дагестан вторглись банды международных террористов. В тот момент республика собралась в единый кулак, стремясь сохранить свою целостность. И самое главное, свой образ жизни, звание гражданина Российской Федерации. Российские войска занимая свои рубежи, понимали, что в тылу у них люди, которые являются истинными патриотами своей Родины.

И когда одиннадцать лет спустя, на Третьем Съезде народов Дагестана было решено учредить День единства народов Дагестана, это решение было принято дагестанцами всем сердцем. Межнациональное согласие – это один из наших приоритетов. Мы гордимся этим. Понимая, насколько, мы порою разные, мы не воспринимаем это как повод для ненависти – вы видим это как ещё одну возможность для развития. В горах не могли выжить люди, не умеющие объединяться и договариваться. Сама природа не позволила бы выжить тем, кто не готов быть солидарен с соседями. «Близкий сосед – лучше далёкого брата», – говорит древняя горская пословица. Именно по этой причине Дагестан такой разный, но такой энергетически заряженный.

Да, в республике много проблем. Адаптация к условиям нового времени никогда не проходит безболезненно. Но мы ищем своё место в новом мире, где, по-прежнему, важны человеческие качества. Где, по-прежнему, важно, чтобы люди имели поддержку не только в лице своей маленькой семьи, но и всего своего большого рода. Мир, благодаря социальным сетям, возвращает людям счастье общаться со своими не очень близкими родственниками. У многих народов это было практически утрачено, а у нас, дагестанцев, нет. А ещё исторический опыт научил дагестанцев очень важному качеству – ценить людей не по их принадлежности к какой-то социальной группе, а по тому, что человек из себя представляет. И с каждым десятилетием это качество в нас укрепляется. Как и растёт число межнациональных браков. Постепенно мы становимся одним общим народом. У нас уже почти одинаково проходят помолвки и свадьбы (очень важное событие в жизни любого дагестанца). Мы учимся в одних школах, и у нас общие жизненные приоритеты. Молодые люди находят себе вторые половинки в социальных сетях, а общими местами вместо годеканов стали городские кофейни.

***

Когда-то, когда молодой горец решал обзавестись семьёй, его родственники собирались и все вместе строили ему дом, в который он приводил свою молодую супругу. Люди делали это вместе. И человек на протяжении жизни понимал, насколько важно быть частью большой семьи, которая тебя поддержит. И сейчас мы, люди, живущие в Дагестане, понимаем, насколько важно не растерять тех качеств, которые когда-то сделали нас теми, кто мы есть. Поздравляю всех с Днём единства народов Дагестана!