Фото к тексту

Не знаю, как видится эта ситуация с других точек зрения, но понять, что происходит сейчас с дагестанской властью, крайне трудно. Мне кажется, что один из каркасов политической системы – исполнительная власть – предельно неустойчива. Ощущение зыбкости подкрепляется полным непониманием того, что будет дальше. И дела ведь так обстоят не только в Буйнакском районе. Так везде, куда ни глянешь.

Заур Газиев

Уже сейчас практически везде говорят о том, что время Сергея Меликова в Дагестане – по факту закончилось. Как долго будет продолжаться обратный отсчёт – непонятно. Те, кому было предложено сменить Сергея Алимовича, – уже отказывались от этого, а тем, кто согласился бы, – такого никогда в жизни не предложат. Может быть, Меликов уже провёл бы своё финально-прощальное награждение, но, судя по всему, идут панические поиски того, кого не жалко отправить в республику. При этом на поддержку республики очень больших денег не предлагают, а без этого вытаскивать Дагестан просто нет возможности. Напомню, что у нас нет ни одного города, где была бы окончательно решена проблема водоснабжения. Напомню, что у Махачкалы всё ещё нет действующего канализационного коллектора. Да и проблема электроснабжения становится всё более острой. Вот-вот начнётся жара – люди включат кондиционеры, и сети начнут гореть в буквальном смысле этого слова. Без очень больших денег – только сладкими речами – долго не продержишься. Организовывать сюда очередной репрессивный десант с арестами чиновников и бизнесменов означало бы окончательно добить республику, где и так всё непонятно и сложно. Напомню, что прошлый такой десант закончился тем, что люди просто стали отказываться от участия в государственных тендерах, аукционах и закупках. Деньги, конечно, не пахнут и нужны всем, но сидеть в тюрьме из-за этого не хочется.

Ещё один большой вопрос – компетентность того, кого назначают на должность Главы республики. Дело в том, что проблемы Дагестана настолько специфичны и запутаны, что приглашать человека со стороны и предполагать, что он найдёт выход, не доведя ситуацию до народного восстания, наверное, наивность. Помнится, тут Екатерина Толстикова, уроженка Крыма, как-то пыталась решить имущественный вопрос и в конечном итоге не решила ничего, а только запутала всё окончательно. В итоге, она заложила вопрос о дагестано-чеченской границе, и споры с соседями о том, чья земля, – у нас ещё будут. Она попыталась раздолбать педагогический университет, разогнала специалистов из Минимущества и Дагтехкадастра.

Не менее весёлая история с невесть откуда взявшимся Салманом Дадаевым, который не решил ни одной городской проблемы, а только потратил наше время.

***

Сразу несколько источников сообщили о том, что с недели на неделю у нас в республике будет новый руководитель региона. Сергей Меликов вроде как экстренно понадобился на новых территориях. При этом никто ни о чём открыто не говорит, осознанно оставляя пространство для разных толкований. В общем, традиционное российское византийство. Безусловно, это читают и дагестанские функционеры, погрузившиеся в итальянскую забастовку. Они имитируют бурную деятельность, но при этом никто из чиновников уже не хочет ничего говорить, причём ни по какому вопросу. Все хотят поймать тишину и не привлекать к себе никакого внимания. Угадают в Москве с кандидатурой Главы Дагестана – значит, нам повезёт, не угадают – так и будет штормить республику. Учитывая, насколько Дагестан увяз в своих проблемах, очередная ошибка будет только приводить к дальнейшему усложнению ситуации.

Да, сейчас пока нет открыто действующих приверженцев террористических или экстремистских движений. Понятное дело, что, увидев, как жёстко борется с ними государство, они не будут открыто высказываться и как-то себя обозначать. Однако скрытая агитация, наверняка, всё равно ведётся. И каждая ошибка светской власти добавляет аргументации к их проповедям. Поэтому я понимаю, почему программы по борьбе с терроризмом и экстремизмом работают, и государство от них не отказывается. Это правильная позиция. Но при этом не хотелось бы, чтобы из-за непонятной внутренней политики у людей создавалось ощущение ненадёжности и хрупкости государственных институтов. Любая слабость государства, как институции, даёт повод для продвижения в разочарованном обществе разрушительных идей. Отыгрывать назад эти позиции будет очень сложно. В конце девяностых, а потом в конце нулевых мы эту историю уже проходили. Украина отвлекает от многих проблем, но это не значит, что проблемы исчезают.

***

Ну, а теперь о выборах главы Буйнакского района. Здесь наблюдается совсем не простая история. Очевидно, что своего человека туда хочет посадить бывший спикер дагестанского парламента Магомед-Султан Магомедов. Вроде, как и согласовали эту кандидатуру с дагестанским Белым домом. Однако эту персону «завернули» чуткие люди в погонах. Притом, что сделали они это не в виде рекомендаций, а строго-настрого запретили. Понять, кто выплывет из этой мутной воды – не очень просто, но, когда окажется, что с кандидатурами определились, не факт, что районное Собрание депутатов проголосует за того, кого хотят видеть на этой должности в дагестанском Белом доме. Думаю, что они и сами осознают, что решение буйнакской головоломки заберёт у них много сил и нервов. Примерно, как это было на выборах мэра города Буйнакска. Там мы увидели классический городской переворот.

Насколько известно, на должность главы Буйнакского района выдвинулись девять кандидатов, основными из которых можно считать только двух: спикера районного Собрания депутатов, руководителя ОПФР по РД в Буйнакском районе Набиюллу Гаджибатырова и бывшего заместителя министра внутренних дел по Дагестану, бывшего полномочного представителя Главы РД в Центральном территориальном округе Абидина Карчигаева. А вот нынешний глава района решил в этой гонке не участвовать. Притом, что шансы быть избранным у него вполне себе были хорошие. Однако, поживём и увидим, как там будет с другими кандидатами.

Однако, первая проблемка себя ждать не заставила. Как написало издание «Новое дело»: «Один из претендентов на участие в конкурсе не согласился с решением комиссии об исключении его на первом этапе конкурса. Гусейн Кагиров обратился в суд, который приостановил конкурсные процедуры. На сайте Буйнакского районного суда обнаружилось дело, зарегистрированное 30 мая. Материал судье Асхабу Омарову был передан только в 17:55 вечера. В числе участников указан только административный истец – Кагиров Гусейн Гаджиевич. Сведений о вынесении определения о приостановке конкурса нет. Такая скорость приостановки конкурса не сравнима с двухнедельным томлением дела в Ленинском районном суде Махачкалы по конкурсу на пост главы в одноименном районе. Какая сила придала такое ускорение судье – не понятно. Возможно, это было вызвано тем, что конкурс был назначен на 31 мая и промедление делало бесполезным судебное разбирательство».

***

В общем, можно себе представить состояние тех, кто отвечает за внутреннюю политику. У нас как бы ещё не всё определилось с Ленинским районом Махачкалы. Да и Дахадаевский район не сдаётся.

Надо сказать, что на выборах главы Буйнакского района уже имеется определённая интрига. Депутаты районного Собрания готовы поддержать Набиюлу Гаджибатырова. Кандидатом, которого поддерживает в Буйнакском районе дагестанский Белый дом, обозначен бывший заместитель руководителя МВД по Дагестану, экс-полпред Главы РД в Центральном территориальном округе Абидин Карчигаев. Обращает на себя внимание тот факт, что за время руководства Дагестаном Сергея Меликова бывшие силовики стали главами Хасавюртовского и Кумторкалинского районов республики, а также Советского внутригородского района Махачкалы. Про то, откуда своими корнями председатель Правительства республики, даже напоминать не стоит. Какие выводы можно из этого сделать? Им просто некого назначать на должности – у них практически не осталось компетентных людей, оттого и выбирают системных и послушных. Однако, безусловным плюсом Абидина Карчигаева можно считать знание психологии и юриспруденции. Он окончил Дагестанский государственный педагогический университет (по специальности – «Педагогика и психология») и Дагестанский государственный университет (по специальности – «Юриспруденция»).

Учитывая, как толпой отсюда убегают молодые, способные хоть на что-то, нет сомнений, что с каждым годом находить компетентных людей будет всё сложнее и сложнее. В общем, поживём – увидим. Эти недели обещают быть жаркими.