Фото к тексту_www.vedtver.ruЧитая новости из Дагестана только за последние дни, понимаешь, что процент не очень вменяемых людей у нас просто зашкаливает. И это не творчески-ненормальные люди – это какие-то очень злые, плохо воспитанные граждане, которые готовы стрелять, убегать, обманывать и вообще творить любые мерзости. Ну, а когда заходишь в обсуждения соцсетей, то там вообще полный зашквар! Токсик сидит на токсике и токсиком погоняет.

Заур Газиев

Самой часто мелькающей новостью стала та, в которой сотрудник полиции застрелил водителя иномарки, нарушившего правила дорожного движения и пытавшегося скрыться.

Инцидент произошел в воскресенье, 24 апреля, в селе Новый Параул Карабудахкентского района республики. Как сообщает МВД по Дагестану, в ходе несения службы сотрудники полиции потребовали остановиться от водителя автомашины «Mercedes», учитывая, что он нарушил правила дорожного движения. Однако водитель требование правоохранителей проигнорировал и попытался скрыться с места происшествия. Завязалась погоня, и во время преследования по федеральной автотрассе сержант полиции произвел из табельного оружия выстрел в сторону автомашины. Получивший ранение водитель был доставлен в Центральную городскую больницу Каспийска, где впоследствии скончался. Со слов отца теперь уже покойного водителя, убитому было всего 17 лет. Родственники в шоке. Большая часть комментариев требовала отдать полицейского на усмотрение родственников убитого парня.

Согласно официальной версии, размещенной на РИА «Дагестан», нарушителю было 20 лет. Он, управляя автомобилем «Mercedes», не только проигнорировал требования сотрудников полиции остановиться, но и попытался совершить наезд на одного из правоохранителей. В результате чего один из полицейских выстрелил из табельного пистолета в плечо нарушителю.

Чтобы на наших постах люди рисковали наехать на полицейского – я такого практически не припомню. Ну, разве что, если эта история, когда прикомандированный товарищ сам бросился на машину двоюродного брата Хабиба Нурмагомедова, и все злые языки начали делиться в социальных сетях своими инсинуациями.

Село Новый Параул не город, там все друг друга знают. Чья машина нарушила правила, выяснять долго не пришлось бы. Как не пришлось бы долго выяснять и то, кто был за рулём. С чего вдруг полицейский подумал, что он американский страж правопорядка, которому можно стрелять, если ему кажется, что его жизни угрожают, – вопрос отдельный. Но кто сейчас будет компенсировать родителям их потерю, и как переживёт эту историю сам убийца, если он, конечно, не какой-нибудь конченный псих. И сейчас у меня нет отдельных вопросов к МВД – к сожалению, у нас везде так. Никто не готов быть добрым, никто не готов проявлять терпение и сострадание. Очень сильно сомневаюсь, что этот горе-полицейский добровольно запишет слова извинений перед родителями мальчика, ну, или хотя бы публично выразит сожаление о том, что он сделал.

***

Когда говорят о дагестанцах в целом, то утверждается, что эмпатия не является нашей сильной стороной. У нас вообще легко убивают везде и по разным поводам. Политика по смягчению нравов, о которой начинали говорить робко ещё пару лет назад, сегодня практически сошла на нет. Экономический кризис, вызванный сначала пандемией, а теперь ещё и санкциями, привёл к катастрофическому падению доходов населения. Люди чувствуют холодное дыхание бедности. Картошка, морковка, капуста, зелень подорожали в некоторых случаях в три раза, и эта ситуация невероятно озлобляет людей. Нет никакой надежды на то, что хоть что-то может измениться.

На последнем заседании Оперативного штаба по обеспечению устойчивости развития экономики региона особое внимание было уделено ситуации на рынке труда Республики Дагестан и принимаемых мерах по поддержке занятости населения. Там прозвучали и интересные цифры. «Более 4 тысяч человек, находящихся под риском увольнения, трудоустроят в рамках республиканской программы». Но в Дагестане живёт более трёх миллионов человек! Сколько из них реально безработных, перебивающихся с одного заработка на другой, сегодня точно никто не может подсчитать. Хотя беспокоиться по этому поводу, наверное, сейчас самое время. Общая ситуация в стране очень сложная, что уж говорить про Дагестан с его извечными проблемами. При этом всем хорошо известно, что при нынешней системе нет ни единого шанса выбраться из той ловушки, в которую мы угодили. Люди будут терять работу, доходы, озлобляться, уходить под влияние экстремистов и террористов, уходить в лес, устраивать теракты и т.д. Мы это уже проходили как минимум два раза. А этот вирус при нашем уровне грамотности, образованности и культуры распространяется очень быстро. Прошло не так много времени, чтобы об этом забыть. И что дальше? Опять будут бегать по лесам и отлавливать бородатых?

Правда, есть и хорошая новость. Согласно официальной информации от Министерства труда и социального развития республики, «запланировано субсидирование части зарплат работников, занятых на предприятиях, образованных общественными организациями инвалидов из расчета 18 тысяч рублей на 1 человека с периодом до 6 месяцев. Также намечено субсидирование части затрат работодателя при организации временной занятости несовершеннолетних граждан, в том числе состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, из расчета 18 тысяч рублей на 1 человека с периодом до 1 месяца. А ещё выделены средства на субсидирование части затрат работодателя при организации временной занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, из расчета 18 тысяч рублей на 1 человека с периодом до 3 месяцев. Не менее важным можно считать намеченное содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места из расчета 76,3 тысяч рублей на оборудование одного рабочего места. По-прежнему актуальна единовременная финансовая помощь безработным гражданам на открытие собственного дела в размере 154 тысячи рублей на одного человека. В рамках республиканской программы также организуется дополнительное профессиональное образование 283 безработных граждан для нужд экономики по широкому спектру профессий (операторы станков, слесари, токари и др.), на реализацию которого будет направлено 5 миллионов рублей».

Конечно, это не густо, но лучше, чем ничего. Хоть какой-то повод для радости.

***

Ещё одна бесконечно обсуждаемая тема – это количество дагестанцев, погибающих в военной спецоперации на Украине. Судя по диаграмме количества погибших военных, на первом месте представители Дагестана, на втором – Бурятия. Заметьте, это не кадыровские войска, про которых все говорят как об ударном отряде этой спецоперации. Это простые дагестанские контрактники. Средняя зарплата в Дагестане и Бурятии – 20 тысяч рублей в месяц (около 220 евро), поэтому для них это возможность хоть какого-то заработка. А вот жителей Москвы и Санкт-Петербурга в сводках практически нет…

И вновь начинается бой в социальных сетях. Что в этом случае думают люди на самом деле – нам понять очень трудно. Скромный жизненный опыт подсказывает, что чем больше с пеной у рта дагестанец что-то доказывает, тем больше вероятность, что думает он прямо противоположное. Да и соотношение лайков и дизлайков по ключевым вопросам показывает, что всё не так однозначно, как кажется. Особое напряжение вызвала история со снарядами, которые летели в Одессу вроде как с Каспийской флотилии. Учитывая то, как США и НАТО накачивают Украину наступательным оружием, не хотелось бы, чтобы снаряды с той стороны полетели в нашу сторону.

На днях прилетевшие из Москвы товарищи поделились интересным рассказом о том, как в самолёте, летевшем над Каспийским морем, им вдруг стали раздавать надувные жилеты. Ни с того, ни с сего… Хотя, чем надувные жилеты могут помочь в холодной воде, если вдруг случится подрыв самолёта? Очень скользкая тема, где люди всё прекрасно понимают и предпочитают не говорить вслух то, о чём они думают. Ну, во всяком случае, те, у кого есть мозги. И тут все понимают, что боевые действия гораздо ближе, чем нам казалось некоторое время назад. Потому что уже сейчас наше присутствие в этой истории несколько больше, чем нам хотелось бы об этом знать. И опять море токсичных комментариев, которые показывают, что Дагестан – это место, где общественное мнение может неожиданно развернуться в какую угодно сторону. Но токсичность и скандалы будут обязательно.

***

Регион, который находится в тёплых широтах, да ещё и рядом с морем, – по определению не должен быть депрессивным. У нас солнце, у нас реки, у нас фрукты и мясо, которое, как ни странно, подорожало меньше всего (в последний раз покупал его по цене 420 рублей за килограмм). Но при этом у нас слишком много всего, что делает людей токсичными. По сути, у нас любой разговор в социальных сетях – это трэш. И это учитывая то, что я не езжу на общественном транспорте и стараюсь не бывать в общественных местах. Комментарии к любой новости говорят о том, что напряжение в обществе очень высокое. Иногда кажется, что наши люди, уже открыв глаза, готовятся к бою, причем не на жизнь, а на смерть!