Ифтарный переполох…
Бойтесь верующих, у них есть Бог, который им всё прощает
Самые страшные споры – это споры между религиозными фанатиками. Причём грань между теми, кто погрузился в теологическую тематику с головой, и теми, кто там ещё по пояс, может оказаться не слишком большой. Они будут самозабвенно клеймить друг друга, и никакой надежды на прозрение через братскую любовь лучше не питать. Такие люди и оскорблять будут в святой месяц, и бить, и убивать. И пожелание быть доброжелательными, хотя бы в такой месяц, так и остаётся пустым звуком.
Заур Газиев
На этот раз скандал в благородном семействе случился по поводу того, как проводили ифтар (разговение) в ещё недостроенном религиозном центре имени Пророка Исы.
Начнём с того, что организаторы постарались и накрыли столы в строящемся здании мечети. Ну ифтар, как ифтар! Ежедневно разные районы Дагестана проводят там свои ифтары, и ничего удивительного в этом нет. И каждый из них готовит для посетителей свою культурную программу. Именно для этого там установлены импровизированная сцена и большой экран. Обычно на районные ифтары собираются земляки из разных уголков Дагестана, а то и страны. Здесь чествуют своих победителей и известных людей. И никому это по большому счёту не было бы интересно, кроме самих участников мероприятия, если бы кто-то из гостей не включил камеру своего мобильного телефона. И тогда все увидели несколько необычное для таких мероприятий действо: джигиты с саблями танцевали свой зажигательный танец, а удивлённые граждане ели свою пищу под громкую свадебную музыку.
Новость, на первый взгляд, ничего собой не представляет. В конце концов, какая разница нерелигиозным людям, как постящиеся весь день граждане заканчивают свой день. Это их личное дело. Ничего противозаконного они не делали, поэтому ни песни, ни пляски меня вообще не смутили. И ещё раз: кому какое дело, как люди, собравшиеся вместе, приступают к вечерней трапезе?!
***
Однако была и другая точка зрения. Люди задавались вопросом о том, кому вдруг понадобилось всё это театрализованное представление, если человек весь день провёл в воздержании и молитвах?! Есть мнение, что месяц Рамадан предназначен для того, чтобы человек отказался от еды и питья с целью очистить свой организм от избыточного, свои мысли от не благого, свою душу от сомнительных идей. И делается это не для того, чтобы в конце получить плюшки, а для того, чтобы укрепиться в состоянии своего единства с божественным началом. Ещё раз: суть Рамадана в самоочищении от греховного! И здесь вполне закономерен вопрос: насколько логично по окончании дня без еды и греховных мыслей закатывать пиршества с музыкой, салютами, танцами с саблями? Тем более что диалоги с Господом – это всегда своеобразная работа души, ведь каждый сам несёт свою ношу и сам отвечает за свои поступки. И в этой ситуации, как мне кажется, крайне необходима тишина. Но, возможно, это только мне так кажется, а у других людей иной взгляд на происходящее. В сущности, с точки зрения светского человека, ничего противозаконного не произошло, и весь спор выеденного яйца не стоит.
***
Но с точки зрения религиозных людей – дух Рамадана, как я писал чуть выше, в том, чтобы воздерживаться от всех видов удовольствий и наслаждений. И здесь сами верующие граждане начинают задаваться вопросом: а укладываются ли массовые ифтары в концепцию идеи воздержания? И ответы не всегда однозначны. Есть те, кто «против», есть и те, кто приводит аргументы «за». Здесь будет уместна цитата одного из пользователей социальных сетей Исхака Ибрагимова: «Накормить постящегося человека – это большое вознаграждение, а говорить, что они показухой занимаются, – несправедливо. Ещё не правильнее делать это поводом для осуждения организаторов ифтара. К слову сказать, ифтары организуют не только духовники, но и обычные люди. Любой из нас тоже может организовать ифтар, если есть возможность, если хотим сделать садака, заработать аджр перед Аллахoм. Так что хватит быть диванными критиками, аналитиками и т.д. Всех вам благ!»
Правда, уважаемый Исхак ничего не написал про чувство меры. Но это уже другая история, и не только про религию.
***
Внимательно отсмотрев видео, мы обнаружили над одной из колонн надпись: «Хунзахский район». На другом видео – на фоне надписи: «Ифтар Гергебильского района» танцевали джигиты с саблями.
Официально новость об этом ифтаре выглядела весьма обычно. Мы нашли её на сайте Islamdag.ru. Процитируем её полностью: «Ифтар единства» Гергебильского района прошёл в Духовном центре имени Пророка Исы (мир ему). Мероприятие посетил председатель Совета имамов Гергебильского района Магомедсултан Абдулаев, полпред Муфтията РД Казим Темирбулатов, проректор ДИУ по учебной части Мухаммадрасул Гимбатов, глава Гергебильского района Магомедали Тагиров, его заместитель Асхабали Маликов и др.
На мероприятии по итогам жеребьёвки были вручены четыре поездки в малый хадж (умру), а также другие замечательные подарки.
«Вот и наступил день ифтара Гергебильского района. Очень радостно, что сегодня мы как одна семья собрались в Духовном центре. Особо благодарю тех, кто с семи часов утра, оставив все свои домашние дела, пришёл сюда готовиться к мероприятию», – сказал председатель Совета имамов Гергебильского района Магомедсултан Абдулаев.
Глава Гергебильского района Магомедали Тагиров добавил: «У этого мероприятия особенная благость, потому что цель – единство, объединение. Именно сегодня, в трудное для России время, мы ещё раз показываем солидарность и единение народов. Сегодня Духовный центр станет центром объединения всех народов Дагестана и в целом Кавказа».
Заместитель главы Гергебильского района присоединился к словам коллеги: «Этот ифтар на самом деле объединяет всех – братьев и сестёр, младшее и старшее поколение, не только жителей Гергебильского района, но и гостей республики – ведь сегодня к нам в гости пришли и туристы».
Несмотря на то, что жители Гергебильского сделали весомый денежный вклад в строительство Духовного центра, имам района отдал на нужды народной стройки свой автомобиль».
Однако видео с этого мероприятия кто-то из его участников снял и раскидал по дагестанским пабликам, которые охотно бросились в обсуждение того, что было снято на видео. А в этом ролике было не только то, о чём говорилось в тексте новости.
***
Надо сказать, что и сами представители ДУМДа признали ситуацию ненормальной. Они опубликовали ролик, в котором утверждают, что были не в курсе всей «культурной программы», которую затеяли организаторы этого ифтара. При этом они признали, что какие-то вещи были неожиданными и для них. «Хотелось бы разъяснить ситуацию, связанную с роликами одного из ифтаров в Духовном центре имени Пророка Исы. Речь идёт о театральной постановке, о видеоролике села с музыкой. Никаких танцев на ифтаре не было. Это не было с нами согласовано. Мы с этим не согласны. Мы также осуждаем этот поступок».
В общем, всё встало на свои места. Никаких танцев, по их версии, не было, и ролик с надписью «Ифтар Гергебильского района» нам привиделся. Но желающих поскандалить в социальных сетях было уже не остановить. Взаимные оскорбления сыпались так, как будто спорили не верующие люди, а пьяницы в ночном клубе. Во всяком случае, лексика других вариантов не оставляла. Женщины писали под мужскими никами, мужчины – под женскими. Люди требовали номера телефонов для личных разборок и выставляли свои. И не было конца и края всем этим баталиям. Складывалось такое чувство, что они только ждали повода устроить друг другу обструкцию. А танцы были только поводом для взаимной вражды и ненависти. Пользовательница социальных сетей под ником Иван Иванов, забыв, что сидит под мужским именем, написала следующее: «Мерзкие вы диванные критики. Вам же объяснили, что и как там было. Немужчины кричат, как будто сами святые. Вы же каждый день грешите, гуляете, пьёте, общаетесь в соцсетях. А здесь так и ждёте, лишь бы что написать, когда кто-то совершает ошибку. Я уверена, эти люди уже успели пожалеть 1000 раз о своей ошибке и Аллах простит их за это, а простит ли ваши грязные языки – это ещё под вопросом».
В чём-то, конечно, я с ней согласен, но…
***
На самом деле тот скандал, что случился после опубликования ролика с этого ифтара, – просто много шума из ничего. Выступление танцевального ансамбля на ифтаре не обрушило небо на землю. У людей есть своё представление о празднике, и они его реализовали. Дискурс о запрете музыки в Исламе должен проходить в кругу самих религиозных адептов. И людям со стороны разные аргументы будут, скорее всего, не очень понятны. Мне глубоко безразлично, запрещена музыка в Исламе или нет, запрещены танцы в Исламе или нет – просто хотелось бы, чтобы люди обсуждали эти вопросы в рамках каких-то приличий. Если вы боретесь за звание самых святых и праведных, хоть немного соответствуйте заявленным характеристикам.
Согласитесь, люди, оскорбляющие друг друга, пишущие все мыслимые и немыслимые гадости, делают это не во славу той идеи, которую они исповедуют. Они, скорее, позорят свою веру и таким образом точно не доказывают свою правоту.
Добавить комментарий