Фото к тексту

Властная вертикаль в республике продолжает своё переустройство. Это, конечно, трудная история. В республике, где кадровый голод даже на уровне среднего звена, находить профессиональные кадры – это тяжелая работа. Учитывая, с какой скоростью образованные и профессиональные люди бегут из Дагестана, то, что они вообще сумели собрать правительство без людей, у которых на лице написано, что они бандиты или охранники, – вообще чудо. Но попробуем поковыряться в деталях.

Заур Газиев

Народная мудрость гласит: война войной, а обед по распорядку. В нашей республике на прошлой неделе была утверждена кандидатура премьера, а также новая структура регионального правительства. Некоторые чиновники сохранили свои посты, некоторые потеряли. Это стало ясно 25 февраля, когда главой Дагестана Сергеем Меликовым было объявлено о новой структуре органов исполнительной власти региона. Он так и сказал: «Мы завершаем формирование правительства Дагестана. При принятии решений, безусловно, учитывались все конструктивные предложения, поступившие не только от федеральных органов исполнительной власти, но и членов правительства республики», – предварил он своё выступление, добавив, что оценивались итоги работы за минувший год, а также результаты деятельности должностных лиц.

Глава Дагестана начал с нового премьер-министра Абдулмуслима Абдулмуслимова и его заслуг до назначения на этот ответственный пост. Был отмечен большой опыт работы в разных сферах государственного управления – в сфере безопасности, а также агропромышленном комплексе. Три заместителя председателя правительства Дагестана и восемь министров сохранили свои должности, избавившись от приставки «врио» в обновленном составе правительства. Считаю, что нет нужды пересказывать биографию нового председателя правительства Дагестана. У него на лице написано выходцем из каких структур он является. Учитывая тренды последних десятилетий – ничего удивительного. Человечное лицо его предшественника останется у нас в доброй памяти. Думаю, что только от самого Абдулмуслима Абдулмуслимова теперь зависит, каким останется он в памяти людей. Но я не исключаю, что рефлексии – это вообще не его.

***

Теперь немного о тех, кто сохранил свои должности. Первым стоит упомянуть вице-премьера Рамазана Джафарова. Надо сказать, что это очень благородный и профессиональный человек. Личное общение с ним и дальнейшее отслеживание его работы оставляет только уважительное отношение. Очень хорошо, что шуточные угрозы Рамазана Абдулатипова ликвидировать его, так и остались шуточными. Сохранил своё положение также вице-премьер Муслим Телякавов, который работает на должности вице-премьера с декабря 2020 года. Для меня пока остается загадкой персона вице-премьера Мурада Казиева, который трудится в дагестанском Белом доме с мая 2021 года.

Среди министров сохранили свои должности следующие чиновники. Ещё с абдулатиповских времён министром культуры осталась Зарема Бутаева, которая работает в этой должности аж с июля 2013 года. Ещё годик и её можно будет смело считать ветераном нашего чиновничества. Остался в своей должности и министр спорта Сажид Сажидов. Он в своём нынешнем качестве работает с марта 2021 года. Правда, выглядит Сажид очень уставшим. Как будто он проработал на этом посту уже лет 20. Сохранившему свою должность министра образования и науки Дагестана Яхье Бучаеву, который трудится на этих галерах с марта 2021 года, хочется прийти с соболезнованиями. Надо сказать, что помимо поножовщины в школах, он получил в качестве проблемы непрофессионального начальника управления образования города Махачкалы Марата Ибрагимова. Нет сомнений, что это не последняя головная боль, которую подарил Дагестану мэр Махачкалы Салман Дадаев.

Рад, что в новом правительстве есть министр финансов Юнус Саадуев. Этот человек работает на своей должности с февраля 2017 года. Финансы – вещь сложная уже сами по себе, и когда под рукой есть профессионал такого уровня – это хорошо. Министр по делам молодежи Камил Саидов работает с ноября 2018 года. Учитывая, сколько сообщений о мероприятиях каждый Божий день приходят на мою электронную почту из этого ведомства, работа там проводится активная. Да и сам Камил Саидов не боится открытого разговора со своей паствой.

Сохранился в своей должности и министр сельского хозяйства и продовольствия республики Баттал Батталов, который работает с декабря 2020 года. Ничего не знаю о его работе, но отзывы сотрудников о нём гласят, что он компетентный в этой сфере человек. Не пришлось покидать свой кабинет и министру здравоохранения Татьяне Беляевой. Она в этой должности с декабря 2020 года. Сохранил руководство Министерством юстиции региона Казимагомед Сефикурбанов. Он работает на этом поприще с ноября 2018 года.

***

Состав нового кабинета министров республики был объявлен в пятницу на совещании у главы Дагестана Сергея Меликова. Так, стало известно, что глава Минимущества Дагестана Заур Эминов получил новую должность. Он был назначен заместителем председателя правительства РД – министром по земельным и имущественным отношениям Дагестана. Бывший глава Хасавюртовского района Джамбулат Салавов назначен министром транспорта и дорожного хозяйства Дагестана. Врио заместителя председателя правительства Дагестана Манвел Мажонц назначен первым вице-премьером республики. Полномочным представителем главы Дагестана в дагестанском парламенте утвержден Нюсрет Омаров.

Минстрой объединили с Комитетом по архитектуре, а министром назначен Артур Сулейманов, возглавлявший ранее Минстрой региона. Комитет по тарифам присоединили к Министерству энергетики, который возглавил Ризван Мурадов, занимавший ранее пост министра энергетики. Существенные изменения произошли в руководстве Министерства труда и социальной защиты. Вместо возглавлявшей ведомство с 2018 года Изумруд Мугутдиновой на этот пост назначен Абдурахман Махмудов. Ранее он работал заместителем мэра Махачкалы. Является уроженцем Гунибского района.

Также преобразовано в агентство – Министерство информации и печати Республики Дагестан. И пока не очень понятно, кто там останется руководителем. Если учесть, что в бытность министерством у них было 18 подведомственных учреждений, то как это сейчас будет в агентстве на момент написания этой статьи было неизвестно. Особенной вишенкой на этом торте выглядит нищенская зарплата моих коллег на РГВК, которая не менялась с 2009 года. Надо сказать, что здесь местная власть очень сильно рискует. Держать на голодном пайке людей, которые хорошо владеют пером и ведут через левые аккаунты инстаграм-паблики или телеграм-каналы – непростительное легкомыслие. А может просто жадность, которая всегда обходится дорого.

***

Также сообщалось, что в ходе этого совещания Сергей Меликов подчеркнул, что при формировании нового состава правительства Дагестана оценивались результаты деятельности каждого из его членов за 2021 год. «В Дагестане иногда должности создавались под людей. Должности, статус, кабинеты, машины – создавались под людей. Сегодня этого принципа нет. Сегодня люди будут подбираться под задачи», – сказал Сергей Меликов.

Комментируя обновленную структуру Администрации главы и правительства Дагестана, он подчеркнул, что «были упразднены крупные управления, которые не всегда эффективно выполняли поставленные перед ними задачи». Было интересно послушать точку зрения главы региона на то, как работает структура, собранная им, в общем-то, из множества компромиссов. И здесь перед ним стояла очень сложная задача – в какой-то мере ему приходилось полагаться на свою интуицию. Ведь глубокого понимания того, что собой представляет дагестанская экономика, дагестанская политическая жизнь, у него не было. Жизнь его учила этой жесткой науке, бросив в самую гущу событий, где он столкнулся с теми проблемами, о которых даже не подозревал. В сегодняшнем раскладе он имеет управляемый кабинет, подчиняющийся, в первую очередь, ему, что для второго года руководства республикой очень даже неплохо.

***

Общество сейчас крайне наэлектризовано. Никто не знает, чем кончится ситуация на Украине. Люди, привыкшие получать неплохую зарплату по контракту, кажется не ожидали, что им придется сейчас эти деньги отрабатывать. Никто не хочет получать трупы своих детей. И в сложившихся обстоятельствах очень важно иметь эффективную республиканскую вертикаль власти. И то, что структура кабинета уже официально объявлена, – плюс ещё один кирпичик в эту стену. А мы, в свою очередь, выражаем надежду на то, что новый состав учтёт ошибки своих предшественников и будет работать исключительно на благо Дагестана.