Я всё-таки это сделал! Я досмотрел фильм до конца! Может, это невесть откуда взявшийся синдром отличника вынудил меня досидеть 1 час 40 минут, а, может, любопытство – не знаю. Первое, что хочу отметить, – роскошную операторскую работу и какую-то сырую и скучную режиссуру в эстетике долгого кино семидесятых. Как и ожидалось, по большей части птенцы гнезда мадам Анохиной в очередной раз рассказали о том, как им плохо живётся в Дагестане. Продукт этот явно рассчитан не на дагестанского зрителя – просто серия несвязанных друг с другом, в основном, скучных монологов.

Заур Газиев

Лично я не ждал ничего интересного с самого начала. Первый спикер фильма – это тренер по боксу, о спортивных достижениях которого мне ничего не известно. Не нашёл я ничего и о спортивных достижениях его учеников. Но это не мешает ему с пафосом озвучивать мысли, от которых тянет в сон. Дослушав его до конца, создалось впечатление, что он за что-то оправдывается. Ну, а девушка в хиджабе, занимающаяся боксом в его зале, слушает тренера изо всех сил. Хотя как хиджаб может соотноситься с боксом – я не понимаю. По исламу просто так бить человека по лицу – это харам. И вообще бокс по исламу – это запретное занятие. Либо ты в боксе – либо ты в исламе. Почему журналист не спросил её об этом – не очень понятно. В общем неинтересно.

***

Практически главный персонаж фильма – это парень с красивыми длинными волосами. Хороший, добрый, наивный и немного ограниченный. Его уволили из официантов за длинные волосы, и он пытается эту травму пережить. По мне, так уволивший его с работы – просто живодёр! Нельзя так обращаться с инфантильными молодыми людьми. Грех – это обижать таких беззащитных. Тем более, когда единственным достоинством человека является его внешность. Голос у него тоже приятный, если бы не заикание. Поэтому, скорее всего, увольнение его было связано не только с длиной волос. Плюс ко всему в его детстве из семьи ушел отец, и у мальчика была детская психологическая травма. Мама растила его одна. Респект этой женщине. Если я всё правильно понял, то парень хотел бы стать моделью. Направление мысли, в общем-то, верное: каждый продаёт то, что у него есть. Асхаб хочет зарабатывать своей внешностью. Про то, почему он не пытается повысить свой человеческий капитал через образование, спорт, интересные знакомства, его почему-то не спросили. А жаль! Может быть, у молодого человека по этому поводу возникли бы какие-то мысли.

После его недолгих ответов понимаешь, что самое страшное его ждёт впереди. Если он попадёт в московский модельный бизнес, его ждёт личное знакомство с тем, что такое человеческая грязь и подлость. Но пока он пустой как барабан.

***

Отдельный трэш – комментарий таксиста. Он осуждает Асхаба за волосы и пытается его поучать. И в этот самый момент хочется спросить у него: если ты такой умный, чего же ты работаешь таксистом? Где твои личные достижения? Совсем непонятно, с чего это у него такая уверенность в своей правоте, если его место в социальной пирамиде никак не предмет гордости. Можно сколько угодно давать советов молодым, но, если ты сам ничего собой не представляешь, лучше бы промолчать. Но таксист говорит от всей души, что ему стыдно за то, что в Дагестане есть такие молодые люди, как Асхаб. К счастью, Асхабу было на его мнение наплевать.

***

Ещё мне до ужаса не понравились длинные кадры. Такое чувство, что автор предлагает там на картинке что-то найти. Наверное, кому-то интересно, но, по мне, это пустая трата хронометража. Дизлайк. Парень, который занимается единоборствами, наверное, был выбран для того, чтобы создать какой-то контраст. Но он рассказывает обычную историю спортсмена. На тренировки пойти заставил папа. Он делится своими примитивными мыслями, и чувствуется, как он пробирается через путаницы своих рассуждений. Он думает, собирает слова в предложения. Ему это даётся нелегко. Магди ещё молод, и жизнь его убедит в том, что всё гораздо сложнее, чем он может это объяснить. Но пока он пытается сам себя убедить в своей правоте. Он тщательно фильтрует то, что говорит, и через предложение в его глазах читается сомнение. То, что он консервативен это понятно. Такие, как он, боятся перемен. И уже нет вопроса о том, что в его голове возьмёт верх – догмы или сомнения. Он будет жить в состоянии внутренней борьбы, как и любой думающий человек. Он натренировал тело, он воспитал волю, но дальше начинается ещё более сложная задача: примирить его понимание ислама и то, что приносит ему радость, – его спорт. Он же понимает, что, согласно нормам ислама, его спорт нежелателен. Но чем ему ещё заниматься, если ничего другого он не умеет! Когда сверстники бегали по репетиторам, чтобы получить хорошие баллы на ЕГЭ, наши спортсменчики потели в спортзалах. Поэтому ждать от них какой-то продуманной позиции нет смысла. В его голове путаница. Он, пожалуй, один из немногих, кто не боится не понравиться автору фильма.

***

Я, конечно же, нечастый посетитель заведений общественного питания, поэтому не могу оценивать предпринимательский дар Мурада Коллаева. Но то, как он описывает Дагестан, это просто дичь. Его суждения крайне субъективные. Он увидел какой-то контингент и думает, что весь Дагестан такой. Для начала скажу, что десять лет назад в ресторанах было достаточно женщин. Чтобы он там ни говорил, но большинство наших женщин не курит. По сути, он озвучил восприятие ситуации москвича, который видит только то, что хочет увидеть. Ну, а возможно он, в силу своей профессии, соприкасается с определённым контингентом. В моём кругу курящих женщин практически нет. Да и вообще курящих не так уж и много. А если и есть, то уж точно никто из них не будет это делать в публичном месте. Курение в общественных местах запрещено как в Махачкале, так и по всей России. И если молодая женщина заходит в ресторан и пытается закурить, это нарушение правил в любом случае.

Есть оценки Мурада Коллаева, с которыми я абсолютно солидарен, особенно по части лицемерия и двойной морали, но опять же – это специфика его круга общения. У тех мужчин и женщин, что растят детей, зарабатывают деньги, выполняют обязанности хорошего родственника, нет времени на посещение кафе и ресторанов. Да и денег на это жалко. Впечатление от монолога Мурада – разочаровывающее. То, что я услышал, это очень поверхностные суждения. Не отпускает ощущение, что всё говорится для того, чтобы понравиться авторам фильма.

***

Каким образом в фильме оказался Ринат Гамидов, который предстаёт неким воспитателем хамла, что ходит по кофейням, так и осталось непонятным. Он объясняет какие-то азбучные истины, которые вроде как являются откровением для молодых дагов. Но моё личное знакомство с Ринатом говорит, что он другой человек. Несравнимо более глубокий и интересный. Не думаю, что ждать от него подтверждения того, что кофейни – это территория свободы, было самым правильным. Возможно, Ринат сказал и другие правильные вещи, но режиссёр просто не взял их в полную версию фильма.

***

Адвокат Арсен Магомедов говорил много, вкусно и местами правильно. Но желание угодить московскому гостю чувствовалось в каждом слове, и в каждом оттенке его голоса. Он пытался сказать, что в чём-то не согласен со своей товаркой Анохиной, пытался мягко объяснить, чем их взгляды отличаются. Но выходило неубедительно. По сути, он одновременно пытался и дистанцироваться от неё, и сказать всем, что она занимается полезным делом. Чувствуется, что он, может, уже и оторвался от неё, но какая-то связь всё равно осталась. Арсен говорит о том, что она защищает права женщин, и насколько это полезное дело. Количество защищённых не уточняется. При этом он не рассказал, как мадам Анохина устраивала травли и буллинг коллегам и вообще всем, кого она считала талантливее себя. Он не рассказал, что она сама стала объектом преследования, потому что оскорбляла и провоцировала людей. Ну, а мат, за который Арсен бил однокурсника в Москве, он уже легко простил этой женщине!

На 100% согласен с ним по поводу Нины Церетиловой. Но он упускает один нюанс: если бы мадам Анохина не вселила в Церетилову такую уверенность в себе, у неё не было бы причин отказываться от диалога с отцом своих детей. Зла от мадам Анохиной несравнимо больше, чем пользы. Одна история с женскими обрезаниями чего стоила! За здравый смысл в ситуации с Церетиловой и уважительное отношение к семейным ценностям – Арсену спасибо. За оправдание и помощь женщине, несущей зло, – ему большой минус. Те, кого заботит репутация, держатся от Анохиной подальше. Нет такого плюса, который мог бы перекрыть всё зло и ненависть, которое несёт эта женщина. Когда Арсен станет взрослее – он поймёт, что помощь отверженным для неё просто повод оправдаться: «мол, смотрите: я не такая уж и плохая, я же женщинам несчастным помогала».

***

Про любимые кеды Анохиной не будем. Вряд ли они стоили дорого… Остальное из её уст неинтересно. Когда занималась буллингом, её не волновало, что при этом чувствовали люди, которых она делала объектом травли. Сейчас карма ей вернула всё. И ещё будет возвращать.

***

Девочка-дизайнер мне была неинтересна. Но я не специалист в том, чем она занимается. Наверное, поэтому.

***

Ну, и напоследок мэр. Лучше бы Салман Кадиявович остался пасти своих баранов в родном Чиркее, где профессия чабана так почётна. Я не согласен с травлей, которая обрушилась на мэра по поводу его слов в этом фильме. И что бы он там ни думал про себя, всем давно плевать на его причёску и очки. У нас есть во власти более стильные и модные люди, чем он. И на них хейт за их внешний вид не обрушивается. Да и речь его с остатками акцента не всегда правильная. Особенно в тот момент, когда он угрожал тем, кто кинет тень на его имя.

Но не в этом дело. Он просто скверный мэр. Он не слышит и не любит город, в который приехал работать. Да, его пиарщики всё время находят ему врагов, на которых всё можно свалить, но сам он из себя ничего не представляет ни как мэр, ни как человек. Большая часть горожан его не принимает. И это понятно. Его попытки организовать аварскую солидарность кончились ничем. Его объяснения, почему здесь нечего делать «Магниту», смешны и неубедительны. Налоги платят все. Только деньги от «Магнита» уйдут в Москву или Краснодар, а деньги наших предпринимателей станутся здесь. Когда завели к мэру длинноволосого Асхаба, получился вообще батхёрт. Салману он был вообще как вилка в глаз. Но мэр так старался угодить автору фильма, что мог согласиться на всё. Но это уже другая история.

***

Фильм досмотрел. Советую всем, кто хочет познакомиться с очень кривым взглядом на Дагестан, посмотреть его, чтобы понять, как не нужно делать фильмы о таком сложном регионе, как наш. Но имейте в виду, вас ждёт ещё то хождение по мукам! И никакой надежды… Всё станет понятно, когда вы увидите конечные титры, где за организацию съёмок благодарят Анохину. Собрать в одном месте столько людей, ненавидящих Дагестан, могла только эта женщина!