Майнить – не майнить…
Сотрудниками УФСБ нашей республики во взаимодействии с МВД по Дагестану пресечена противоправная деятельность сети криптоферм, незаконно действовавших на территории республики, сообщает пресс-служба Управления ФСБ по РД. Судя по всему, это только начало раскрытия целого пласта новой дагестанской экономики, которая никак не зависит от республиканского бюджета и не платит налоги.
Заур Газиев
Только за один день майнинговые фермы были обнаружены в городах Махачкала, Кизляр, селениях Кульзеб и Новое Гадари Кизилюртовского района. Майнинговые фермы организовываются быстро и без оглядки на последствия, причем, везде, куда можно дотянуть электричество. «В результате оперативно-розыскных мероприятий обнаружено и изъято 4343 единицы компьютерной техники стоимостью более 500 млн рублей. По оценке специалистов, общий объём мощности незаконно потребленной электроэнергии составлял около 8 Мегаватт в час», – уточняют в УФСБ по Республике Дагестан.
В настоящее время филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» производится расчет суммы материального ущерба, нанесенного государственной компании.
И если ещё некоторое время назад было непонятно, как к ним относиться, то на прошлой неделе всё более-менее прояснилось. Федеральная служба безопасности России лоббировала полный запрет на операции с криптовалютой в России, убедив в такой необходимости руководителя Центробанка Эльвиру Набиуллину. Причиной этого стремления стало желание лишить оппозицию и СМИ-иноагентов доступа к финансированию, поскольку платежи в криптовалюте трудно отследить, и россияне активно используют данный метод для пожертвований «нежелательным организациям». Во всяком случае, именно так видят ситуацию в этом ведомстве.
***
Напомним, что в ходе обысков силовики изъяли 4343 ASIC-майнера общей стоимостью свыше 500 миллионов рублей. Одна из ферм функционировала на территории Троллейбусного парка в Махачкале. В Кизлярском районе компания «Электрон» организовала работу майнинг-отеля на 3000 устройств, оплачивая электроэнергию по тарифу для частных лиц. Другой майнинг-отель устроили в селе Новое Гадари на базе агропромышленного комплекса. Повторюсь, что по оценке специалистов, совокупный объем мощности незаконно потребленной электроэнергии составлял около 8 МВт/ч. В настоящее время оборудование опечатано; для его хранения силовикам понадобилось 13 вагонов. Точную сумму ущерба установят специалисты «Дагэнерго».
Напомним, что в ноябре 2021 года представители Министерства энергетики России заявили, что майнинг не относится к бытовым нуждам, поэтому потребляемая на него электроэнергия не должна оплачиваться по льготному для населения тарифу. В конце декабря российские регионы получили право устанавливать тарифы на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления, согласно поправкам к Постановлению Правительства. До этого субъектам Российской Федерации приходилось добиваться перерасчетов через суды.
***
Однако есть и другая точка зрения на деятельность майнинговых ферм. Основатель Telegram Павел Дуров раскритиковал предложение Банка России о запрете майнинга и операций с криптовалютами на территории Российской Федерации. По его словам, это приведет к оттоку из страны IT-специалистов и уничтожит высокотехнологичные отрасли.
Тем временем врио министра энергетики и ЖКХ Дагестана Ризван Мурадов поддержал заявление Банка России о необходимости запретить майнинг на территории страны. Ризван Мурадов считает отмену майнинга обоснованным решением, которое «особенно верно для Дагестана, где криптофермы развиваются очень динамично». А в чём, собственно говоря, проблема для Ризвана Мурадова? Пока майнинговые фермы официально не под запретом. Единственный их грех в том, что они потребляют огромное количество электроэнергии. Причём они потребляют её, притворяясь простым населением. А вот если бы они работали легально и платили за потребленную электроэнергию как промышленное предприятие, да еще платили бы налоги, то никаких претензий к ним, наверное, не было бы.
***
Павел Дуров обосновал свою точку зрения следующим образом: «Стремление регулировать хождение криптовалют естественно со стороны любого финансового органа. Однако, рекомендуя наложить тотальный запрет на криптовалюты, Центробанк России предлагает выплеснуть с водой и ребенка. Такой запрет едва ли остановит недобросовестных игроков, но поставит крест на легальных российских проектах в этой сфере». По его мнению, запрет криптовалют неминуемо затормозит развитие более широкой отрасли блокчейн-технологий. Он подчеркнул, что Россия является одним из лидеров по числу высококлассных специалистов в этой сфере и может стать крупным игроком новой экономики при условии «вдумчивого регулирования». В этой связи стоит напомнить, что 20 января этого года ЦБ РФ предложил ввести запрет на выпуск, обращение и обмен криптовалют, а также организацию подобных операций на территории страны. Регулятор заявил, что эти цифровые активы (включая стейблкоины) претендуют на замену фиатных денег, но используются, в первую очередь, в нелегальной деятельности.
Однако вернёмся к первопричине того, почему у нас в республике майнинговые фермы стали проблемой. Прежде всего, это несанкционированное потребление электричества. Наши коматозные сети и полуживые трансформаторы просто не способны дать необходимый майнерам объём электроэнергии. В результате трансформаторы горят, сети падают, а целые посёлки остаются без света и тепла. Дагестанский бизнес он такой.
***
Говоря о том, что происходит в области майнинга в нашей республике, надо сказать, что Дагестан занимает первое место среди регионов Северо-Кавказского федерального округа по числу выявленных незаконных майнинг-ферм. Только за 10 месяцев прошлого года общий объем похищенной майнерами электроэнергии превысил 41 млн киловатт-часов. Это просто огромная цифра! На совещании, которое прошло под руководством Главы Дагестана Сергея Меликова в конце прошлого года, были приведены для сравнения некоторые цифры. К примеру, Гунибская ГЭС за год вырабатывает 57,6 млн киловатт-часов. В частности, Ризван Мурадов по этому поводу сказал следующее: «Дагестан часто фигурирует в части выявления нелегальных майнинг-ферм, но такие запреты могут спровоцировать появление новых нелегальных ферм. Поэтому, в частности, важно полностью запретить операции с криптовалютой: ее оборот и майнинг».
Жаль, что он не учёл, что майнинговые фермы – это способ заработать деньги для наших земляков. А выбора у них не так уж и много! При этом им нужно только электричество. В тот самый момент, когда для организации одного рабочего места необходимы огромные затраты. Очень сомневаюсь, что Ризван Мурадов об этом не знает.
***
Итак, сам майнинг в России не запрещен. То есть, имея необходимое оборудование, майнить в домашних условиях разрешено, но, конечно, при условии оплаты налога на прибыль. Также не запрещено продавать и покупать саму криптовалюту, получив статус индивидуального предпринимателя. Но вот продавать что-либо за биткоины в России запрещено. Из текста нормативного акта также следует, что криптовалютой нельзя рассчитываться за любые товары и услуги в стране.
В Госдуме далеко не все поддерживают позицию Центробанка, утверждают депутаты. Законодатели признают необходимость регулирования криптоотрасли, но до конца не понимают мотивов столь радикальных требований Центробанка. По мнению Лугового, который выступил инициатором создания рабочей группы по легализации майнинга и стал заместителем ее председателя, разумнее было бы продолжать работать над легализацией индустрии. В 2020 году в Госдуме был принят Федеральный закон «О цифровых финансовых активах», где было четко определено, что такое цифровой финансовый актив, «кто бы что ни говорил и кто бы как ни выкручивался». Дальше нужно выстраивать регулирование вокруг этого документа и решать, какой будет административная и уголовная ответственность в случае неправомерного использования криптовалют, как определить производство криптовалюты (майнинг) и другие вопросы, считает Луговой. Его коллега Анатолий Аксаков разделяет эту точку зрения: «с одной стороны, мы понимаем, что надо минимизировать риски, особенно для неквалифицированных инвесторов. С другой стороны, рынок развивается, и, очевидно, что когда-то он приобретёт более цивилизованное, экономически обоснованное содержание».
В Госдуме уже несколько лет делают шаги в сторону создания нормативной базы, описывающей правила для производства и использования цифровых активов. Луговой заявил о намерении в ближайшее время внести в Госдуму очередной законопроект. Однако Центробанк тормозит попытки законодателей ввести хоть какое-то регулирование. Например, регулятор заблокировал законопроект о налогообложении, который поддержали в Правительстве РФ.
Тем не менее, о реальном запрете криптовалют в России пока говорить преждевременно. Доклад Центрального Банка, скорее, даст почву для более активного обсуждения вопроса, чем станет основой законодательной базы регулирования. В этом мнении сходятся как представители власти, так и участники рынка. Однако публикация документа вскрыла идейное противостояние государственных органов с Центробанком, и россияне должны приготовиться к любому исходу этой кабинетной войны.
***
Мир меняется, структура экономики меняется, нравится это кому-то или нет. Таких неконтролируемых отраслей будет всё больше и больше. И только запретами тут ничего не изменить. Очевидно, что майнинговые фермы – это только слабый сигнал из будущего. Наша отсталая политическая система входит в конфликт с цифровым будущим человечества. Во всяком случае, сейчас вся эта история выглядит именно так.
Добавить комментарий