Фото к тексту_www.life.ru

На самом деле то, что происходит в молодёжной среде, – это очень страшно. И наше родительское счастье, что дети нам ничего про это не рассказывают. Ведь большинство из нас воспитывает их быть честными, добрыми, благородными. Но, выходя в мир, они сталкиваются с тем, что им нужно воспитывать в себе прямо противоположные качества. Про то, как дагестанская молодёжь на самом деле жестока и беспощадна, мы увидим не на боях без правил, а в отделениях травматологии и нейрохирургии, которые функционируют в любой из наших больниц. Про сводки МВД по Дагестану вообще молчу. Мне кажется, что эти люди нас жалеют и не всё рассказывают…

Заур Газиев

Полицейские задержали студента колледжа в Махачкале, подозреваемого в ранении одногруппника, совершенного ударом ножом в живот во время драки. Пострадавший был госпитализирован.

По версии полиции, между студентами колледжа произошла бытовая ссора, переросшая в драку. «В ходе потасовки один из участников конфликта выхватил нож и ранил оппонента, который в последующем был госпитализирован. С места преступления был изъят нож», – говорится в сообщении на странице МВД по Дагестану в Instagram. Дальше там есть пересказ событий со слов парня, которого в итоге правоохранители задержали.

– В отдел полиции вы за что доставлены?

– За удар ножом. Одногруппники начали докапываться. Я попросил их этого не делать. Потом мне «прилетел» удар. Нас разняли. Потом тот человек сказал мне: «Мы ещё встретимся». После этого мне позвонили. Я вышел из колледжа со своими однокурсниками на улицу. Он мне сказал проследовать за ним. Их изначально было шестеро, нас пятеро. И по улице Толстого в сторону Титова навстречу нам двигается человек 25. Подбегают к нам, сразу начинают бить и пинать ногами.

Первого ударили меня, потом моего товарища. Я вижу, как моего друга бьют по голове ногами. Я вспомнил, что у меня был нож, и начал им размахивать, чтобы не подпускать их к нам. Они на меня шли, а я отходил. Они увидели у меня в руках нож и отстали от меня, но моего одногруппника, который лежал, они продолжали бить ногами по голове. И я понимаю, что они его сейчас убьют. Я шел, размахивая ножом, чтобы помочь ему. Но вот так получилось случайно, что я ударил ножом в живот того, кто добивал моего друга.

***

И, знаете, в этой истории он, скорее жертва, чем агрессор. Но в результате полицейские задержали именно его – 18-летнего жителя Махачкалы. Он подозревается в том, что «нанес проникающее ножевое ранение в область брюшной полости молодому человеку», говорится в сообщении ведомства. Возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (часть 2 статьи 111 УК РФ), добавили там. Отметим, что максимальное наказание по этой статье составляет десять лет лишения свободы.

Но тут остаётся открытым вопрос, что грозит молодым людям, которые нападали на этого парня толпой для того, чтобы нанести ему физические и моральные увечья? Ну, примерно, как это было с нападавшими в московском метро. Но до этого его однокурсники издевались над ним и даже задевали его. И как быть человеку, который становится жертвой травли? Кто-то начинает воображать из себя «крутых перцев», а кто-то, защищаясь, должен сесть в тюрьму? Вы попробуйте поставить себя на место этого парня. Я понимаю, что полицейские исполняют закон, и к ним претензий нет, но вот в результате гонители (они же агрессоры) будут и дальше чувствовать себя героями, а те, кто пытался заступиться за свою честь и достоинство, должны будут либо жить на коленях, либо сесть в тюрьму?

Странная история – не правда ли? Мы все знаем, что такое травля в подростковой среде. Она случается и в более интеллигентном кругу. Видимо, таковы особенности подростковой психики. Но когда речь идёт о выходцах из маргинальной среды – здесь дела ещё страшнее. Поэтому, когда задают вопрос сотрудникам полиции, а что было делать, как не доставать нож, когда его могли забить до смерти 25 человек, мы все понимаем, о чём на самом деле идёт речь.

***

И опять же проблема, кто разбирается с конфликтами в среде студентов колледжей и старшеклассников? А там уже происходят не просто драки, там уже идут в дело и ножи, и кастеты, и газовые баллончики, дело иногда доходит даже до травматического оружия. Понимаю, что на нынешнего министра образования и так свалилось слишком много. Но как быть на самом деле с проблемой травли в молодёжной среде – большой вопрос. Притом что служба психологической помощи у нас просто никакая.

Студент, что ранил ножом, на этот раз не какой-то маргинал, судя по речи – это воспитанный парень из нормальной семьи, где ему дали человеческое воспитание. Он не агрессивный, он не из тех, кто собирает вокруг себя группы, терроризирующие окружающих. Очевидно, что он сам стал жертвой агрессии.

В сегодняшней юношеской среде проблема буллинга стоит достаточно остро. Все чаще мы можем наблюдать жестокость во взаимоотношениях подростков. Надо сказать, что Дагестан не является каким-то исключительным регионом даже при наличии своих особенностей. Психологи в один голос кричат, что в современном обществе стали учащаться случаи агрессивного поведения в подростковой среде, унижений, оскорблений, насмешек, драк, и всё это является причиной личностной деструкции, стресса, суицидальных наклонностей у жертвы. Как правило, в основе агрессивного поведения молодого человека лежит травматический опыт, который влияет на его дальнейшее поведение. Инициаторами травли могут выступать подростки как с нарциссическими чертами характера (общеизвестно, что «основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других»), так и дети, которые ранее сами оказывались жертвами. Подросток хочет быть авторитетным в своей референтной группе, что дает ему определенную власть. Жертвами буллинга чаще всего становятся подростки, неспособные постоять за себя. Также в роли жертвы может оказаться любой (сверстник, преподаватель, одноклассник с физическими недостатками, особенностями внешности, с трудностями в обучении и т.д.). Если ребёнка воспитывать с детства правильно, то в подростковом возрасте он уже сам сумеет сдерживать агрессию. Чувство справедливости, заложенное в нём с первых дней, не позволит ему быть жестоким. Ну, разве что из чувства самосохранения.

***

Безусловно, надо понимать, что поводом для травли могут быть: зависть, месть (когда жертва хочет наказать другого за свои страдания), глубокая неприязнь человека, борьба за власть, самоутверждение за счет более слабого человека, желание быть в центре внимания, выглядеть лучше остальных, стремление унизить, запугать не понравившегося человека. И самое печальное, что, чаще всего, жертвы буллинга молчат о случившемся. Но распознать жертву можно по ее поведению. Подросток-жертва становится замкнутым, утрачивает к себе уважение, на теле появляются синяки, ссадины; учащаются прогулы в учебном заведении, в крайних случаях возможны попытки суицида. Взрослым необходимо быть предельно внимательными к изменениям в поведении подростка. Впоследствии подростки, пережившие буллинг, получают глубокую психологическую травму, что отражается на эмоциональном и социальном развитии. Насилие оставляет отпечаток на дальнейшей жизни подростка. Преподаватель, куратор, который заметил элементы буллинга, должен это пресечь. Необходимо привлекать психолога и родителей к решению данной проблемы. И уж точно нельзя пускать всё на самотёк.

Что касается случая, с которого я начал этот текст, то здесь очевидно, что мальчик взял нож в руки исключительно для самообороны. Он видел, как больше 20 человек откровенно убивают его друга, и у него просто не было иного выхода. При этом никто ведь из подростковой среды не хочет рассказывать о том, как все началось. Следователям предстоит большая и сложная работа по выяснению всех обстоятельств этого дела. Но насколько я понял, юноша которого ранили, был проблемой для колледжа и раньше. Во всяком случае, очень трудно себе представить, чтобы у человека, который на ровном месте придирается к сверстнику и собирает свою банду, дабы наказать его за оказанный отпор, прежде не было проблем. Вопрос в том, насколько профессионален психолог, работающий в колледже.

***

Проблема молодёжной преступности – это не только наша, сугубо дагестанская, проблема. Но у нас она зачастую проявляется с какой-то особенной жестокостью. Мы увидели, как выросло поколение, для которого ценность человеческой жизни ничтожна, для которого весь мир – это ринг. Они готовы убивать просто так. И в нашем случае причиной является не только педагогическая запущенность, но и идеалы, которые наше общество выбрало. И вот сейчас отдельные умы, глядя на статистику молодёжной преступности, начинают понимать, к чему приводит такое массовое развитие всяческих боёв без правил. Ну, и плюс обнищание населения, когда обедневшие ненавидят всех, причем как по-особенному.

И в этих обстоятельствах картотека проблемных молодых людей с девиантным поведением очень даже не помешала бы. В этом случае у общества будет повод подумать, как защитить своих детей. Чтобы им потом с ножами не приходилось спасать свою жизнь от озверевшей банды.