Фото к тексту_www.muftiyatrd.ru

«Глубина каждой религии ближе к глубине другой великой религии, чем к собственной поверхности». Г. Померанц

История религиозных войн показывает, что конфликты появляются легко, но длятся поколениями. В истории Европы войны за веру длились дольше и были более кровопролитными, чем просто войны между государствами. Дагестан, который, казалось, уже проходил через открытый конфликт между салафитами и тарикатистами, кажется, снова встал перед фактом нового противостояния. Похоже, что вертикаль власти, построенная в светском государстве, не очень реализуется, когда её начинают повторять в клерикальной среде.

Заур Газиев

Ничего радостного в этой ситуации нет. Происходящее с избранием имама селения Агвали – свидетельство того, что в религиозной пастве линии разлома снова всё более очевидны. Бытовой конфликт оставил без должности имама Рамазана Исаева, назначенного Муфтиятом. И проблема взаимоотношений Муфтията и мечетей регулярно вылезает наружу, когда в разных районах Дагестана Ураза-байрам празднуется в разное время. И чем больше проходит времени с того конфликта в агвалинской мечети, тем больше мы видим, как накаляется обстановка.

Война за независимость агвалинской общины выходит на всё более высокие уровни напряжения. Ещё на прошлой неделе вместо Рамазана Исаева имамом мечети в село Агвали пришел Магомедсайгид Кадимагомедов – брат серебряного призёра по вольной борьбе на последней Олимпиаде. Его просили об этом дважды, и только во второй раз Магомедсайгид решился. Ну, а на этой неделе мы узнаём, что этот человек добровольно отказался от имамства. И если верить «Черновику», то это связано с травлей Кадимагомедова, начавшейся в соцсетях после его избрания. Вот совсем неожиданно, когда частью религиозной жизни становятся хейтеры из социальных сетей! Хотя есть версия, что авторитетный земляк из Дубая просто позвонил и объяснил ситуацию.

Надо сказать, что причиной конфликта Рамазана Исаева с местными стал именно комментарий в социальных сетях, ответ на который потребовал Исаев. Рамазан Исаев счёл его клеветническим. Другое дело, что разборки в мечети, рукоприкладство и брутальная лексика – это перебор даже для Дагестана. Люди в дом Господа приходят для того, чтобы проявлять свои лучшие качества. И одно из них – прощение. И вот теперь новым имамом села агвалинцы избрали Юсуфа Гаджиева из села Верхнее Гаквари.

***

В этот же день появился и комментарий от Муфтията Дагестана. Как бы не комментируя ситуацию в Цумадинской районе, ДУМД обозначил свою позицию. И здесь самое время снова их процитировать: «Имеет ли право Муфтий РД назначать или снимать имамов республики?» – задался вопросом Муфтият. Читателям напомнили, что Муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдуллаев был избран лидерами мусульман в лице ахлу ль-халли ва аль-акд (алимы, общественные деятели). Во время избрания муфтия было отмечено, что его выбирают не просто как лицо, назначенное выносить решения по религиозно-юридическим вопросам и давать разъяснения по применению шариата, а как человека, наделённого правом распоряжаться делами мусульман Дагестана. «Согласно общепризнанным нормам, муфтий или же представители муфтия по территориальным округам (полпреды) могут назначать и смещать с должности имамов мечетей и районов», – заявляет Муфтият. Если же джамаат недоволен имамом, но не может доказать, подтвердить наличие у него качеств, не соответствующих имаму, деятельность имама считается легитимной. «Джамаат не имеет права требовать его отставки, даже если они им недовольны», – подытожил Муфтият.

***

Лично у меня нет сомнений в том, что ДУМД не выпускает из своих рук функцию назначения имамов мечетей по вполне определённым причинам. Им не нужны новые Абу Умары Саситлинские или какая-то иная альтернатива официальной религиозной линии. Если с них спрашивается государством за лояльную позицию верующих, то главный инструмент влияния на паству – это всё-таки имамы. А если они не могут контролировать процесс их назначения, то и вес Муфтията в глазах государственников падает. В социальных сетях нашел один комментарий, который многое объяснил. «Например, в Каякенте в 2010-х годах Муфтият назначил имама, но впоследствии джамаат отверг его, сказав, что у них есть свой кандидат. И кто же им оказался? Камиль абу Султан, который отправил в ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) немало молодежи и затем сам к ним примкнул. Кто из того джамаата, который отверг имама от Муфтията, ответит за погубленные души?»

Возможно, не всё так, как говорится в этом комменте, возможно, были и другие факторы, способствующие оттоку в ИГИЛ, но факт остаётся фактом – повторение подобного опыта в ДУМДе не хотят и предпринимают для этого определённые шаги. Учитывая, что у муфтиятовских и без Цумадинского района последователей хватает, может, они не стали бы упорствовать, добавляя головной боли от общения с теми, кто не очень тебе рад. Но структура, курирующая ДУМД, шансов на иное развитие событий не оставляет. Никто не хочет новой религиозной оппозиции государству. И когда хейтеры в социальных сетях пишут, что ссылаться надо на слова священного Корана, а не на слова муфтия, – им трудно себе представить обстоятельства, в которых находится ДУМД.

***

По сути, история в Агвали неприятна ДУМДу по многим причинам. Ну, прежде всего, аварские районы они считают своими тылами. И неважно, что среди цумадинцев много тех, кто симпатизировал или симпатизирует салафитам. А вот такой кульбит из-за того, что конкретный человек написал оскорбительный комментарий в социальных сетях, для думдовцев, конечно же, неприятная неожиданность. Мало того, что Акушинский и Левашинский районы держатся от них особняком (так там хотя бы нет салафитов), мало того, что не получилось назначить имамом своего человека в одну из кизлярских мечетей – так теперь ещё и Агвали! Притом, что надо отдать должное ДУМДу – они никогда не назначают имамами людей с радикальными взглядами. Во всяком случае, мне о таких случаях неизвестно. Как правило, их протеже лояльны государству и в ИГИЛ (запрещённая в России организация) молодёжь не отправляли. На фоне происходящего в Афганистане не хватало ещё того, чтобы новая поросль потянулась в «Талибан» (всё ещё запрещённая в России организация). Но проблема в том, что в отличие от российской Конституции переписывать Коран невозможно. А многие знающие люди конкретно указывают на то, что имама мечети всё же должны выбирать прихожане.

На сегодняшний день это, пожалуй, самая неудобная для ДУМДа тема. Все же понимают, кого себе в имамы выберут люди, чьи симпатии, например, не на стороне суфистов. И здесь человек, который поломал эту хрупкую конструкцию в Агвали своим комментом в соцсетях, на самом деле подпортил расклад не столько ДУМДу, сколько тем, кто тихо следит, чтобы в мечетях не было антигосударственной пропаганды. Надеюсь, он понимает, что сейчас его наказывать будут другие люди, и санитарный самолёт из Германии в случае чего за ним не прилетит. Лично для меня нет сомнений, что одним днём или новым назначением в Агвали всё не закончится. Слишком уж всё накалено. И кто чиркал спичками в самый неподходящий момент – тоже есть понимание.

***

История с переворотами в агвалинской мечети активно комментировалась в социальных сетях и в аварских пабликах. Цитировать это страшно. Такого потока агрессии и ненависти я не видел давно. Разобраться в этом штормящем море, где эмоции, где праведный гнев, где клевета, а где банальная защита своих, – людям со стороны практически невозможно. Читаешь взаимные оскорбления и понимаешь, что к вере это имеет очень опосредованное отношение. Если люди воспринимают мечеть не как место духовного роста, очищения, внутренних диалогов с Господом, а как сферу влияния и насаждения взаимной ненависти, то всё кончается очень плохо. Наши люди опять умудрились превратить всё в бои без правил, а религиозное объединение в филиал UFC. При этом я не слышу, чтобы кто-то говорил о справедливости или о том, что есть люди, нуждающиеся в помощи и утешении. И самое странное, что по сути ведь это даже не какой-то разумный спор. Просто люди в Агвали не хотят принимать чужака. Хотя Исаев тоже вроде цумадинец. Очень разумна позиция официального ДУМДа, который хранит молчание. Они понимают, что любое их слово будет обращено оппонентами против них. Не могу знать, что там сейчас происходит, какие переговоры и с кем ведутся, но факт остаётся фактом: Цумадинский район – это часть Российской Федерации, и, если кураторы ДУМДа решили посадить имамом мечети своего человека, – они это сделают. Вопрос только в том, какие меры убеждения они сочтут приемлемыми в этих случаях.

Ну, а пока Хабиб Нурмагомедов выпутывается из афганского капкана, ситуация с имамом Агвали становится всё более запутанной. В Муфтияте это глотать не будут. Какой-то план действий у них уже, наверняка, есть.