фото цена пандемии 1

Я убеждён в том, что в случае с пандемией подводить итоги пока очень рано. Поэтому, когда по всем новостным пабликам пролетела новость о цене пандемии, которую назвал мэр Москвы Сергей Собянин, удивляться было чему. По версии мэра Москвы, в общей сложности сумма урона равна 600 миллиардам рублей. И на мой взгляд, это ещё по самым приблизительным оценкам. Никто не может посчитать сумму морального вреда вследствие всех неудобств, с которыми столкнулись люди. Хотя, нет худа без добра… Но впрочем, всё по порядку.

Заур Газиев

Отвечая на вопросы корреспондентов РБК московский градоначальник сказал, что 200−250 млрд рублей из этой суммы – недополученные доходы за 2020 год, а порядка 350 млрд были направлены на лечение пациентов с COVID-19, социальную поддержку и помощь бизнесу. Также он сообщил, что речь идёт о прямых выплатах, отсрочке арендных платежей и налоговых преференциях. При этом Сергей Собянин заявил, что распространение коронавируса в городе в меньшей степени влияет на экономику и в большей – на самоощущение жителей. Потому что когда человек постоянно находится в зоне риска, то ощущает сильный дискомфорт, и как следствие у многих людей поднимается градус негатива. «Для всех нас это главная тема – политическая, социальная, экономическая, какая хотите. Другой режим работы, другая психологическая обстановка, другое отношение ко многим привычным вещам. Вообще мир изменился», – прокомментировал мэр российской столицы.

По его словам, в таких условиях нужно найти оптимальное решение, чтобы защитить здоровье и жизни людей и в то же время «спасти экономику и психологическое самочувствие тех же самых граждан».

При этом в Москве самое большое количество заразившихся. Даже с учётом того, что речь идёт о цифрах в расчёте на душу населения. И не удивительно, ведь Москва – это один из самых больших транспортных хабов в Европе и в СНГ. Поэтому ситуация с распространением коронавирусной инфекции там не могла быть иной.

Они первые пострадали, они первые вышли с призывом к самоизоляции. Мэр Собянин лично обращался к пожилым москвичам, чтобы те не выходили из домов.

Они в Москве, конечно же, тоже ошибались и не всё делали правильно. К примеру, в один день вдруг случилась давка у метро, потому что правоохранители начали разворачивать тех, кто не соблюдал масочный режим. А потом, спустя несколько дней, случился всплеск заболеваний. Но проанализировав причины, Собянин отменил эти кордоны на входе в метро. И более того, администрация увеличила количество транспорта на линиях и уменьшила интервал между ними. Для того, чтобы люди могли соблюдать социальную дистанцию.

У нас в это же время маршрутки практически исчезли, а те, которые ездили, были набиты людьми – как будто специально нужно было всех перезаразить. Да ещё сознательно создавались препоны для частного транспорта. Я думаю, все помнят это очень хорошо. Сколько из-за этого перезаразилось работников правоохранительных органов, и сколько при этом было зараженных среди тех, кого они останавливали, сейчас не сосчитать, но что можно сказать определённо, так это то, что наладить системную работу во время пандемии  в Махачкале не удалось. Тем более никто не пытался искать какие-то варианты действий и работать над ошибками.

***

Про то, что с подобным анализом выйдет в свет мэр Дадаев, мы даже не мечтаем. Во время пандемии, я даже не помню, обращался ли он к горожанам с призывом к соблюдению мер, которые могли бы обезопасить их. Мэр Собянин был вместе со своими горожанами, мэр Дадаев – неизвестно где. Именно тогда он продемонстрировал полное отсутствие лидерских качеств и харизмы. Помню две странные конструкции перед входом в большие сетевые магазины, но больше ничего припомнить не могу. Не стоит от него ждать каких-то продуманных действий и сейчас.

Надо сказать, что по большому счёту ситуация с количеством заразившихся сейчас не многим лучше, чем тогда. Но какая ему до всего этого печаль. Это же не его личные потери. Хотя следует отдать ему должное – он провёл совещание, на котором собрал руководителей транспортных предприятий и потребовал, чтобы все водители маршруток вакцинировались. Но и это, сдаётся мне, не по своей инициативе, а после поручения Павлова. Ну хоть так. Если с вакциной всё так, как нам рассказывают, то это правильное решение. К водителям маршруток нужно добавить ещё и тех, кто работает в области торговли, общепита, сервиса. Опять же, если вакцина действительно способна нас от чего-то уберечь. Правда, почему-то всё чаще слышатся голоса тех, кто утверждает, что с российскими вакцинами не всё так, как было обещано с самого начала. Но это уже другая история.

Факт остаётся фактом: коронавирус с нами уже навсегда. Нам нужно по-другому организовывать свою жизнь. Нет сомнений, что будут появляться и другие вирусы. И чтобы не стать жертвой очередного эксперимента, который каким-то образом сбежал из какой-нибудь китайской лаборатории, следует соблюдать те правила, которые описывались с самого начала вирусологами: мыть руки после возвращения домой, соблюдать социальную дистанцию, пользоваться масками, прекратить рукопожатия и вообще – как можно меньше посещать публичные места. И надо сказать, что для большинства Дагестанцев это мука смертная – нас хлебом не корми, дай потусоваться при большом скоплении народа. Только 29 июля в Дагестане от коронавируса умер 21 человек. Это один из самых высоких суточных показателей смертности в республике с начала пандемии. Привет нашему вечно анабиозному мэру.

***

Не хочу анализировать всё, что пишут специалисты по поводу вакцины. Факт в том, что других вакцин у нас нет и не будет. А умирать, так и не поняв, всё ли ты сделал для защиты себя, как-то не хотелось бы. Я думаю, что вакцинироваться нужно хотя бы только по этой причине. Сейчас вопрос в том, чтобы научиться жить как можно меньше соприкасаясь с другими людьми. Однозначно должны быть введены новые правила поездок в общественном транспорте: нельзя забивать людьми ни автобусы, ни маршрутки, ни троллейбусы. Нельзя не дезинфицировать регулярно поручни, перила, кнопки регулируемых светофоров, места остановок общественного транспорта и другие поверхности, которых регулярно касаются граждане. В конце концов, весь точный список того, что нужно сделать, предоставит Роспотребнадзор, но возвращаться к прежним правилам совместного проживания в большом городе уже не получится.

Нельзя, теряя такое количество людей ежедневно, думать, что единственной панацеей будет вакцинация! Даже Израиль, где вакцинировались 90% населения, вдруг столкнулся с третьей волной заболевания. А всё дело в том, что вирус мутирует, и вакцина, которая работала для первой версии короны, теперь просто не работает. Нам нужно менять принятые в нашем обществе нормы социальной дистанции. И вообще, сегодня у нас есть замечательная возможность работать дома – дистанционно, и почти все, у кого есть интернет, могут это делать без ущерба для качества работы.

Про онлайн-образование мы говорили много раз и по самым неожиданным поводам. В прошлом году, в самый разгар пандемии, одна моя знакомая, прожившая почти полвека, вдруг поступила во французский коллеж. Она говорит, что если бы это было очное обучение, то ей было бы неловко учиться с ровесниками её детей, а дистанционно – почему бы и нет. В июне она закончила первый курс и была одной из лучших в своей группе. На вопрос зачем, она ответила, что ей важно было повысить свои компетенции.

Онлайн-образование избавляет тебя от траты времени на поездки к месту учёбы, к сборам и т.д. «Ну а как же качество усвоения материала?», – спрашивал у неё я. На что она говорит, что если человек хочет получить знания, которые ему нужны, не так важно онлайн это обучение или очная форма. Вы задаёте вопросы преподавателю и ведёте с ним диалог так, как если бы вы были в одном классе. Если человеку не нужны знания или не в коня корм, то учить его бесполезно в любом случае. Как говорится – нет худа без добра.

***

Надо сказать, пару недель назад побывав в Санкт Петербурге, я не увидел каких-то особых мер безопасности по поводу ковида. В Москве сняли практически все ограничения. Сегодня нет сомнений, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И это правильно. Тот, кто не хочет соблюдать новые правила, пусть подвергает свою жизнь риску.

Подводить итоги пандемии действительно пока рано. Но есть вещи, о которых можно говорить определенно – как раньше уже не будет никогда. Маски и перчатки должны быть в вашей потребительской корзине теперь всегда.