Фото к тексту_сайт Правительства РД

Сеть супермаркетов «Магнит», имеющая самую дурную репутацию среди всех российских ретейлов, открывает свои магазины в Каспийске. И на самых разных государственных ресурсах нам докладывают о том, какая это радостная новость для всей республики. И читая материал на РИА «Дагестан» я понимаю, что у нас опять всё поставлено с ног на голову. Но вижу это не только я. Взглянув на комментарии по этом поводу в дагестанских независимых пабликах, мы увидим массу негатива по этому поводу.

Заур Газиев

Видя такую реакцию людей, может, не стоило так активно пиарить это событие и подставлять Меликова? И всё-таки, убирая эмоции в сторону, что же нам не нравится в истории с «Магнитом». Давайте начнём по порядку.

Во-первых, радоваться надо, если в республику приходят деньги из других регионов, а не тому, что они от нас утекают. А «Магнит», который платит основные налоги в далеко не бедный Краснодарский край, из Дагестана деньги уносит, а не приносит их к нам. Копеечные зарплаты тем, кто работает в магазине, мы в расчёт не берём. «Магнит» заберёт из республики деньги, которые, как следствие, не придут в дагестанские семьи. Это значит, что какие-то семьи не достроят свои дома, не купят мебель, не отправят своих детей к репетиторам, не смогут помогать своим родителям, как это было прежде. И очевидно, что не будет доходов у тех, кто строит дома, продаёт одежду, занимается репетиторством и т.д. По этому поводу, кажется, написали все, у кого есть хоть какие-то экономические знания, но на официальном уровне никто этого даже не попытался оспорить. По сути нас хотят заставить радоваться тому, что какие-то из наших сограждан обнищают. И здесь вопрос в адекватности тех, кто делает «Магниту» такую массированную рекламу.

Безусловно, никто не имеет право запретить российской компании работать в Дагестане, но и прыгать от счастья, здесь причин нет. И вообще, судя по реакции на «Магнит» простых граждан, вам бы эту новость глушить, а не пиарить. Тем более, что это так себе экономическое достижение. А потом, когда люди пишут, что такой пиар возможен только в том случае, если кому-то в дагестанском руководстве отвалили хорошую взятку – не удивляйтесь, вы сами подставляетесь. Можно, конечно, и дальше делать вид, что вы не понимаете, о чём речь, но мысль эта в общественное сознание уже вброшена, и вы своими действиями только её подтверждаете. Кстати, если говорить об экономическом достижении: мы могли бы радоваться, если бы открылись наши магазины за пределами Дагестана. И вот здесь главе республики, премьер-министру и всем чемпионам с певицами, нужно было бы ехать и поддерживать своих. Но этого не происходит. Интересы дагестанского бизнеса лоббировать некому. Но те, кто занимается пиаром республиканских экономических достижений, кажется, глубоко убеждены в том, что большая часть жителей Дагестана такие тупые, что не понимают того, что для экономики республики хорошо, а что плохо.

Надо сказать, что приезд Мантурова на открытие «Магнитов» несколько освободил местное руководство от подозрений в том, что у прихода этого ретейла в Дагестан имеется коррупционная основа. Но позже реклама открытия магазинов всё вернула к прежним убеждениям. Я ни в коей мере не фанат местного ретейла. Я не помню, чтобы «Седьмой континент» или «Зелёное яблоко» изнуряли бы себя помощью творческим проектам или спонсировали какие-то благотворительные дела. В этом плане они классические представители классического капитализма. Но их заработанные деньги хотя бы остаются в республике. А «Магнит» – это чужие, которым нужно на нас нажиться, вот и всё.

***

Когда разорялась сеть супермаркетов «Караван» никто в республике по этому поводу сильно не беспокоился. И тогдашний министр экономики в набат не бил. Хотя стоило бы. И дело ведь не только в конкуренции. Дело в том, что когда с рынка уходит такой игрок – это говорит о наличии какой-то проблемы, в которой нужно разбираться. Тогда я разговаривал по этому поводу с экспертами и понял, что всё гораздо сложнее, и в эту тему нужно погружаться с головой серьёзно. И проблема заключалась не только в том, что в «Караване» было что-то не так с организацией бизнеса. А это было на самом деле так: поставщики месяцами не могли получить свои деньги за проданный в «Караване» товар. Там было вообще много странного. Но бизнес ведь тоже должен проходить стадии роста. Люди ведь учатся ещё и на своей практике. Я заходил как-то раз в этот магазин накануне его окончательного фиаско и увидел, что на самом деле бизнес там умирал. И уже тогда я подумал о том, что это помещение вот-вот освободится, и что наверняка появится кто-то из-за пределов Дагестана, готовый занять это место. Особенно, учитывая, что рынок по факту уже поделен, и войти в него сможет лишь кто-то с очень большими деньгами.

Надо сказать, роль владельцев «Зелёного яблока» в том, чтобы в Дагестан начал приходить федеральный ретейл, тоже требует отдельного описания. Поэтому те, кто молчит на эту тему, молчат не просто так. Те, кто лоббирует «Магниты» в Дагестане, утверждают, что там будет продаваться и дагестанская продукция. Отлично. Посмотрим, как долго дагестанская продукция там продержится. Посмотрим, как долго продержатся там низкие цены, о которых заявлено. Нет сомнений, что весь негатив в свой адрес магнитовцы уже прочитали и приняли меры. В любом случае то, что на прилавках будут наши производители, будет хоть каким-то бонусом для республики. К слову сказать, у защитников «Магнита» был ещё один неоспоримый аргумент: накануне религиозных праздников цены в местных магазинах поднимаются. Есть убеждение, что «Магнит» этого делать не будет. Вот как раз и посмотрим. Хотя хищнической сути ретейла это всё равно не меняет. Они не для того создавали свой бизнес, чтобы раздавать свои деньги. Вопрос в том, чтобы не давать им возможность ездить на себе и не вести себя, как папуасы, которых купили за стеклянные бусы. И если уж вы так поддерживаете не дагестанскую торговую сеть, то хотя бы ради приличия сходите на открытие какого-то местного бизнеса. Если они конечно все не передохли, после всего через что прошла республика.

***

Ещё одна причина отсутствия радости по поводу прихода «Магнита» лежит буквально на поверхности. Республике, на самом деле, не очень нужны магазины, ведь они у нас на каждом шагу – нам нужно производство. Магазины отнимают у нас деньги, а нужны те, кто поможет нам их зарабатывать. В конце концов, почему говорят о том, что нужны инвестиции в республику? Всё дело в том, что инвестор, как правило, привозит не только деньги – он привозит технологии производства каких-то продуктов или товаров. В последние годы, когда цены на продукты питания растут во всём мире, самое время вспомнить, что мы аграрная республики, и у нас идеальный климат для сельскохозяйственного производства.

Во время написания этой статьи я находился в Москве. В ближайшем магазине мне предлагали клубнику от нескольких производителей, и среди них – чеченская и адыгейская. Это к слову об эффективности того, как работает минсельхоз в Чеченской Республике и Адыгее. Из дагестанского там были только помидоры. Поэтому, когда глава республики поднимает вопрос об эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, он имеет в виду ещё и то, что Дагестан должен воспользоваться всеми своими географическими возможностями для наращивания производства продуктов питания. Хотя сейчас практически все знакомые производители мясной продукции в один голос говорят, что нет кормов и готовы резать скот. Значит, будем ожидать кратковременного падения цен на мясо, а потом цена на него снова взлетит, как бывало уже не раз. И здесь я снова возвращаюсь к мысли, которую высказывал чуть раньше, нам нужны технологии производства, в частности – кормов. Нам нужно разбираться с тем, как используется земля. Нам нужно помогать реальным производителям, а не асфальтовым фермерам.

Но сейчас нам предлагают радоваться открытию «Магнитов». Извините, но последнее скорее раздражает, чем радует. Прошлый год с его дикой самоизоляцией и перекрытым движением показал, насколько на самом деле уязвим местный бизнес. Государство тем, кто на него работал, платить продолжало, а вот бизнес же попросту загибался. Государство давало налоговые послабления, выплачивало детские пособия, выплачивало зарплаты тем, кто уходил на самоизоляцию, но у бизнеса нет такой подушки безопасности в виде накопленных средств. И потом, очень важно понимать, каким отраслям государство будет помогать, для того, чтобы ими заниматься. У нас такого понимания нет.

***

И ещё одна причина, по которой мы не очень обрадовались приходу «Магнита». У нас три года как хотели гуляли татарстанские фирмы. Видеть ещё одну контору, которая будет вампирить республику, и слышать о ней – не хочется. В этой ситуации утешает только то, что власть в республике меняется часто и неожиданно, а вместе с ней смываются и те, кого она сюда пригласила. А такое случалось уже как минимум два раза. Обязательно случится и в третий. Как, впрочем, очевидно и то, что если ничего не изменится, то мы воткнёмся в третий раз в проблему неиспользования бюджетных средств. Если сейчас что-то срочное не предпримут, то это будет не 10 миллиардов, как раньше, а гораздо большая сумма.