Фото к тексту_www.er.ru

Проводы Хизри Шихсаидова – это как проводы девяностых. Он ведь на самом деле человек, который по сути своей ближе к Махачевым, Хачилаевым, Амирову, нежели к людям из нашего времени. При этом на весь его список характерных человеческих качеств людей из девяностых наложился талант конъюнктурщика и безусловного лицемера восьмидесятого уровня. Его «Не затягивайте с поправками», прозвучавшее в разгар пандемии коронавирусной инфекции прошлого года, просто взорвало общественное мнение. Случилось это потому, что мир изменился, а он этого даже не заметил.

Заур Газиев

Если и есть человек, чья жизнь достойна описания в криминальном романе, то это Хизри Шихсаидов. Он всегда был артистичен и галантен, в его манерах всегда были лоск и какое совершенно дьявольское обаяние. При этом мы знали, что этот человек оказывался в большинстве случаев на стороне очень плохих парней. По сути, он и сам был очень плохим парнем. Правда, справедливость и законность воспринимались им только с точки зрения личной выгоды или невыгоды. Этот человек мог прикарманить всю территорию, на которой сегодня находится стадион «Анжи Арена», и при этом выходить на трибуну и осуждать тех, кто прикарманивает народное добро. В этой ситуации, казалось бы, лучше просто промолчать или отделаться общими фразами, но нет, он будет громко и активно осуждать то, что ещё вчера (только тихо) творил сам. При этом будет говорить так умело и артистично, как будто это вообще не про него.

Надо сказать, что он был настолько оборотист и смекалист по части накопления личных богатств, что даже во времена, когда Ельцин говорил «богатейте», его действия были перебором. Именно это и послужило причиной того, что очень сдержанный Магомедали Магомедович в 2004 году всё же поменял его на более аскетичного Атая Алиева. Тогда в сердцах Хизри Исаевич произнёс, что он освобождает дорогу молодым, и что его мужественному шагу подобало бы последовать и ПРОЧИМ высокопоставленным руководителям республики, намекая, что туда пора бы проследовать и тогдашнему председателю Госсовета. Но, оказавшись в Счётной палате, он вскоре понял, что ничего лишнего лучше бы не говорить. Ибо что написано пером – не вырубишь топором.

***

Однако уступил он дорогу молодым ненадолго. Возвратился Шихсаидов на должность в 2013 году, вместе с приходом в республику Рамазана Абдулатипова. Притом что это ему приписывают главную скрипку в интриге против Магомедсалама Магомедова. В общем, отдать дорогу молодым не получилось. А, может, ему и вовсе этого не хотелось с самого начала! Для меня лично вина этого человека перед народами Дагестана очевидна. Ибо это с его подачи дагестанцев лишили права на всенародные выборы, причем на всех уровнях власти! Дагестан – чуть ли не единственный регион в России, где в парламент проходят только по партийным спискам. И всё! Это он превратил республиканский парламент в некий закрытый клуб миллионеров с объявленной стоимостью входного билета. А между тем зал заседаний парламента должен быть местом, где люди не только обсуждают проблемы республики, но и на законодательном уровне ищут возможности их решения. И всё это было в угоду только Шихсаидову. Хизри Исаевич был человеком, которого общественное благо интересовало в последнюю очередь. Ну, а история с запихиванием в партийные списки певиц – это отдельная позорная страница современной истории Дагестана. Он так и не понял, что время беспредела закончилось. Социальные сети изменили всё. И нет ничего тайного, что в очень короткие сроки не становилось бы явным.

***

Должность председателя дагестанского парламента – это обычно тихая заводь, где люди обстряпывают свои делишки и при этом особо не палятся. Но этот человек не был бы тем, кто он есть, если бы не заставил платить тех, кто хочет стать членом этого элитарного клуба. И если за входной билет было уже заплачено, то делается всё, чтобы место ушло именно к тому, кто его купил. Мне кажется, что все, кто в Дагестане интересуется политикой, это уже знают. Ну, не просто же так Даниял Шихсаидов вышел бить депутата под окнами Белого дома. Люди просто защищали свои источники дохода. Вот на что хватило ума, так и защищали! При этом никому и в голову не пришло, что площадь утыкана камерами и отвертеться уже не получится.

Ну, а фраза о том, что «подбросим наркотики и патроны», стала уже классикой жанра! Но только жанра из времени, которого уже давно нет. Просто нужно вовремя уходить оттуда, где тебе явно не рады. Но Хизри Исаевич этого так и не понял. Как не понял и того, что время изменилось. Меня до сих пор удивляет: неужели факт того, что твою речь записали и предали огласке, был недостаточен, чтобы понять: сейчас нельзя действовать теми же методами, что и в девяностые.

***

1 июня текущего года Даниял Шихсаидов избил под окнами Белого дома депутата Народного Собрания от «ЕР» Айнутдина Зиявутдинова, который принимал участие в праймериз в Кумторкалинском районе и в последующем его выиграл. Этот выигрыш крайне не устраивал семейство Шихсаидовых, поэтому они попытались, несмотря на итоги выборов, сфальсифицировать протокол. В прошлом номере газеты я во всех подробностях описал эту историю. На следующий после избиения день, 2 июня 2021 года, Президиум Генсовета «ЕР» освободил господина Шихсаидова от должности секретаря дагестанской ячейки партии по его собственному желанию. На этом посту его сменил врио Главы республики Сергей Меликов.

Днем позже республиканское управление СК возбудило в связи с дракой уголовное дело по факту умышленного причинения вреда здоровью средней тяжести (п. «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ). Надо заметить, Даниял Шихсаидов уже не в первый раз оказывается фигурантом уголовных разбирательств: в 2015 году, занимая должность главы Буйнакского района республики, он был арестован по подозрению в мошенничестве и хищении. Но потом были подкручены нужные гайки и запущены нужные механизмы, вследствие которых Даниял был переведен под домашний арест. Потом дело просто заглохло. В апреле 2017 года господин Шихсаидов-младший вынырнул на информационном поле в свете назначения председателем Собрания депутатов Буйнакского района.

***

Информация о том, что Х. Шихсаидов сделал заявление о своем намерении уйти в отставку с поста спикера дагестанского парламента, появилась в понедельник 7 июня. Как сообщалось из самых разных источников, он выступил перед депутатами республиканского парламента и сотрудниками его аппарата, которых предварительно попросил собраться в зале. Хизри Исаевич тепло поблагодарил депутатов за совместную работу и объявил, что уходит на пенсию. Он заявил, что его решение не связано с поступком сына. В общем, никаких сожалений, извинений или чувства неловкости по этому поводу. По его словам, он решил подать в отставку, поскольку сейчас формируется новая команда, «в том числе новый состав Народного Собрания»: «Работы в этой сфере много, и ею должны заниматься те, кто будет там работать в будущем. А мне уже надо думать о своем здоровье, поэтому я решил дать возможность молодым, новой команде сфокусировать свое внимание на политических, выборных и других процессах».

В общем, снова «дал дорогу молодым»! По его словам, желание уйти возникло у него гораздо раньше, но подходящий момент наступил только сейчас. Определяющим для господина Шихсаидова, по его словам, стал вопрос возраста. Он заявил, что продолжит работать в комиссии по внесению изменений в Конституцию и «будет заниматься наставничеством». Даже страшно себе представить, чему он научит своих протеже, и что будет, если они превзойдут своего учителя! К патронам и наркотикам, видимо, добавится что-то ещё. Заявление спикера об отставке депутаты рассмотрели 9 июня. И, естественно, с удовольствием её приняли. Криков с просьбой остаться и воплей «на кого же ты нас покинул» – тоже не было! До новых выборов исполнять обязанности руководителя парламента будет первый заместитель председателя Народного Собрания Сайгидахмед Ахмедов.

***

Надо сказать, что к журналистам Хизри Исаевич относился очень хорошо. И такое отношение наблюдалось чуть ли не со времени начала его карьеры. Помнится, как молоденькая журналистка опоздала на съёмки его совещания, когда он работал председателем Комитета «Дагвино». Когда ему сообщили после совещания, что его ждет журналист, и он понял для чего, то попросту вернул всех участников мероприятия на свои места и начал это совещание заново. Естественно, после такого случая отношение к нему было более чем комплементарное. И какие бы злобные статьи ни выходили по его поводу из-под моего пера, никаких упрёков или угроз с его стороны никогда не замечалось.

В этом плане он был более чем лоялен. Главное, чтобы не было личных оскорблений.

Единственным интересом этого человека были жажда наживы и прекрасные ресторанные певицы. Одной из первых тем, которые он поднял, став спикером парламента, был запрет петь под фонограммы. Помнится, его тогда знатно протроллили практически на всех площадках. И вот на что ему действительно было наплевать, так это на мнение простых людей. Он говорил те слова, которые надо было сказать в этот день, лишь для того, чтобы удержаться наверху. Он делал только то, что приносило ему доход. Лично я очень рад, что люди, обладающие такой степенью цинизма, покидают дагестанский политический олимп. Надеюсь, что в нашей власти их будет всё меньше и меньше.