Фото к тексту_www.budnibuinakska.ru

Когда мы говорим о качестве образования в нашей республике, то, чаще всего, проблема упирается не в отсутствие помещений или оснащение учебных заведений, хотя и с этим тоже у нас не всё ладно, главная проблема упирается в личность учителя. В то, насколько он владеет педагогическими навыками и своим предметом. И здесь встаёт вопрос о том, каким образом учат самих учителей. Если это происходит так же, как в Буйнакском профессионально-педагогическом колледже имени Р. Гамзатова, то ничего хорошего нас не ждёт.

Заур Газиев

Заинтересовала меня вся эта история, когда на просторах Инстаграма я увидел директора этого учреждения, орущего на людей и угрожающего кого-то расстрелять. Копнув поглубже, я обнаружил, что в Буйнакске этот колледж имеет репутацию своеобразного Сайлент Хилла, где образование ребят, которые приезжают сюда за знаниями из самых далёких горных районов, стоит совсем не на первом месте. Более того, складывается такое впечатление, что до процесса обучения здесь вообще никому нет никакого дела. Но, впрочем, всё по порядку.

Заглянув на сайт этого колледжа, первое, что обнаруживается, так это то, что Бартихан Омаров руководит данным учреждением уже 19 лет! И нет сомнений, что он воспринимает колледж, как свою собственную синекуру. И такой вывод я делаю, учитывая, что среди заместителей директора обнаруживаю его сына – Омарова Юсупа Бартихановича. Не может же быть это случайностью, что заместителем директора по учебной работе, инновациям и новым технологиям в образовании работает человек, чьё отчество и фамилия совпадают с именем директора. Я вот смотрю на это и думаю, каким нужно быть уверенным в себе, чтобы во времена борьбы с коррупцией не бояться обвинений и взять на работу заместителем своего собственного сына! Ректора ДГМУ сегодня обвиняют в вещах гораздо более невинных! Но, возможно, я не прав, и сын директора – какой-то уникальный специалист. Снова пробиваю имя Омарова Юсупа Бартихановича и не нахожу никаких признаков педагогических новаций. Ни научных работ, ни упоминаний об его участии в конференциях или семинарах, посвященных новациям в педагогике. Не обнаружился он на Фейсбуке, нет его ни Вконтакте, ни в Инстаграм. Одним словом, ничего, кроме информации об окончании ДГПУ в 2007 году.

И этот человек учит новым технологиям! При этом студенты данного колледжа пишут, что он принимает у них экзамены и защиту курсовых работ по всем предметам за компьютером и без преподавателя-предметника! И происходит это не один год!

Более того, всмотревшись в остальных заместителей директора, нахожу там фамилию Гимбатова Гимбата Джамалудиновича, который также оказывается заместителем директора колледжа по учебной работе и ИКТ. Внимание – вопрос: чем отличаются должности Гимбатова и Омарова-младшего?

***

На этом чудеса не заканчиваются. Я узнаю, что столовой в колледже руководит дочь директора. И по этой причине на большой перемене колледж превращается в ловушку: ворота закрываются, и никого за территорию колледжа не выпускают. При этом директор дал указание завхозу, чтобы тот смазал все заборы мазутом! А всё это делается для того, чтобы студенты не убегали и не кушали за пределами учреждения. Но студенты недовольны и говорят, что еда в их столовке дорогая и невкусная… Я всё понимаю: любящий отец заботится о бизнесе дочери, но мазать забор мазутом, на мой взгляд, явный перебор… Он держит этот колледж в заложниках? Нет ощущения, что нужно приглашать психиатра?

И чем больше я узнавал о том, как идут дела у этого семейного предприятия под названием ГБПОУ РД ППК, тем больше я выпадал в осадок. А перед глазами всё ещё стоял ролик из Инстаграма, где Омаров-старший истерит, ругается и грозится кого-то расстрелять. Но опять же, когда дело касается его детей, он прекрасный, до самозабвения любящий отец.

Недавно его другая дочь заняла третье место на конкурсе «Лучший учитель родного языка – 2021», и он вручил ей от колледжа премию в 10 тысяч рублей. При том, что она там вроде как не работает. Да и каким-то особенным успехом третье место, поделенное с другим учителем, не назовёшь. Любопытства ради, я посмотрел эту песню под бубен, что исполняла Заира Амирханова. Честно говоря, петь ей не стоило. Мы привыкли к тому, что у певиц, которые берутся петь аварские песни, голоса обычно бывают сильные и звонкие. Не стоило это выступление 10 тысяч рублей! Лучше бы своих студентов из числа малоимущих поддержали.

***

Но не будем заблуждаться… Поступающие в этот колледж практически сразу понимают, что главное их достоинство – не знания, а возможность решить вопрос. Мне рассказывали о том, что там совсем не редкость, когда студентам даже уроки не проводят. Когда преподавателем оказывается особа, приближенная к директору, то ей прощается всё. И если хоть сегодня приехать в колледж и реально протестировать студентов, то знания их окажутся весьма скудными. Для тех, кто знает, как на самом деле идут дела в этом колледже, в этом нет ничего удивительного! А ведь для любого человека, понимающего, как должен быть организован учебный процесс, в глаза будут бросаться несоответствия в учебном плане, количестве часов в расписании, в программе обучения. Ну, а про то, как здесь составлено расписание и насколько оно соответствует требованиям, я писать не буду…

Я бы уже закрыл глаза на хамское поведение директора, который позволяет себе при студентах оскорблять преподавателей, если бы там хотя бы знания какие-то давались! Поэтому и качество образования здесь просто удручающее! Если бы хоть одна нормальная проверка копнула в то, каковы результаты обучения, проверяющие пришли бы в ужас! Однако при этом студентов регулярно собирают на линейку, нарушая все принципы социальной дистанции, и заставляют выслушивать сольные выступления директора. Значит, банкетные залы в Дагестане открывать нельзя, а вот студентов педагогического колледжа без масок строить можно! И это происходит каждый день!

При этом всем плевать, что это время отбирается у учебного процесса. Поэтому никого не удивляют рассказы студентов о том, что во время уроков их заставляли делать ремонт в классных помещениях! Ну, а тем, кто не сдаёт деньги на ремонт, угрожают снижением оценок на экзаменах!

***

Студенты здесь из года в год переводятся на следующие курсы с задолженностями. Здесь имеется факт выдачи диплома с задолженностью в десять и более двоек!

Передо мной бумаги на некую Залумханову Айшат Асильдеровну, которая за неуспеваемость и непосещение была исключена. Но потом чудесным образом она оказалась восстановленной на заочном отделении. В прошлом году эта прекрасная девушка, несмотря на огромное количество задолженностей, получила диплом. И это не единственный случай, когда я бы предложил выпускника колледжа протестировать, чтобы выяснить цену тому диплому, что выдаёт это учреждение. Вот теперь представьте себе, чему могут научить учителя, которые проходят такую «школу жизни», как этот колледж. Притом, что колледж ведь не бедный! Здесь даже имеются два вида транспорта – «Волга» и пассажирская «Газель». Правда, они появляются во дворе колледжа только тогда, когда есть какая-то проверка. Но они ведь есть! Про то, что принимать экзамен садится человек, некомпетентный даже в своём предмете, я уже писал чуть выше. Да и то, что сам учебный процесс просто развален – тоже понятно. Всё заточено под сухой отжим студентов. У тех, кто хочет получить знания, здесь вообще нет никаких шансов. При этом я бы не сказал, что в колледже нет грамотных преподавателей. Но по какой-то странной закономерности они находятся в состоянии конфликта с Бартиханом Омаровым. Был случай, когда женщина, не выдержав гонений, просто ушла с работы, а через короткое время скончалась. И в этом для меня нет ничего удивительного – зачем преподаватели, которые учат? Здесь учебный процесс разваливали осознанно. Я думаю, им не нужны грамотные студенты, с таких ничего не получишь.

***

Надо сказать, что Буйнакский профессионально-педагогический колледж – не единственный в своём роде. После того, как был введен ЕГЭ, система профессионального среднего образования из умирающего института вдруг превратилась в процветающую отрасль. Дело доходит даже до того, что наши дети уезжают доучиваться в колледжи, которые находятся в российских городах. Ну, а местные дагестанские колледжи просто почувствовали себя королями. Нет ни одной школы в Дагестане и ни одного детского сада, где было бы столько коррупции, как в этой системе…

Ситуация в Буйнакском профессионально-педагогическом колледже катастрофическая, но ведь их кто-то регулярно проверял! Проверяли и закрывали глаза на то, что не замечать было просто невозможно. Извините, когда в общий чат одна из заместителей директора посылает голосовое сообщение с требованием денег, – это уже край!

Ещё больше меня удивило, когда проверяющие не заметили ситуации, в которой колледж вдруг оказывается семейным предприятием.

И ещё раз повторюсь: это то, что просто лежит на поверхности. Те, кто залезет в реальную бухгалтерию, возможно, откроют для себя много чего интересного. Но пока чужие там не ходят. Крыша из старого состава Минобрнауки РД может спать спокойно!

***

Проблема еще и в том, что у нас не принято призывать взрослых людей соблюдать хоть какие-то правила приличия. В итоге появляется еще одна причина для деградации. Директор педагогического колледжа творит всё, что захочет. И берегов у этого моря произвола – просто нет! Такое узаконенное бескультурие становится нормой. И я уверен, что после этой статьи Бартихан Омаров не будет чувствовать себя виноватым за тот ущерб профессии и республике, который он нанёс своей деятельностью. Он не испытает чувства вины или стыда, он будет думать, что его заказали. Хотя здесь всё более чем просто: то, что он творит, достигло уже таких масштабов, что не замечать этого просто невозможно. Учитель не должен быть скандальной хабалкой, оскорбляющей и унижающей других людей. Учитель не должен быть крохобором, обдирающим своих учеников. Учитель должен быть примером образования и культурного поведения. Учитель должен быть примером достоинства, а не того, о чём я рассказал чуть выше.

Бедный-бедный Буйнакск, который когда-то был родиной дагестанской интеллигенции эпохи Булача Гаджиева… Человек руководит педагогическим колледжем, нанося республике огромный ущерб, выдавая дипломы людям, в конечном итоге, убивающим наше образование. И конца-края этому не видно… А между тем там обучается около 1 300 будущих педагогов…