Дорога в никуда!
Когда наш прекрасный махачкалинский мэр сел в старую российскую машинку и проехался по пр. И. Шамиля, я понял, что он готов ради жителей Махачкалы на всё. Согласитесь, что не каждый сможет так убедительно пересесть из «Лексуса» в гроб на колёсах и делать благостное выражение лица. Ну, а когда он начал говорить о косяках подрядчика, по вине которого город якобы никак не может приступить к ремонту главной магистрали дагестанской столицы, то я понял, что этот спектакль ложь от первого слова и до последнего.
Заур Газиев
Я вообще не очень доверяю людям, склонным к театральным постановкам без серьёзных поводов. Но дело даже не в том, что мэр врал, а в том, что в этой истории слишком много участников, и все они друг за другом внимательно следят. Ложь в этих обстоятельствах – это огромная глупость и имиджевые потери. Но чтобы люди, не очень информированные о городских делах, поняли, что происходит с проектом реконструкции проспекта Шамиля, наверное, всё нужно рассказать с самого начала. И сделать это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы мэрское враньё воспринималось как враньё, а не как альтернативная версия событий…
Первый план реконструкции проспекта Имама Шамиля был сделан ещё в 2015 году. В соответствии с теми правилами, которые существовали шесть лет назад. И, конечно, в соответствии с требованиями тогдашнего руководства республики и города. Когда этот проект в скомканном виде повесили в 2019 году на сайте государственных закупок, самой документации там не было. Там были наспех составленное техническое задание и несколько упоминаний, что это за проект и что там примерно планировалось сделать. ООО «Инновации в строительстве и проектировании» (ООО «Иннстройпроект») заинтересовалось этим проектом. И когда были объявлены торги, получилось так, что они оказались единственными их участниками. Как так вышло, для всех, кто знакомился с подробностями этой истории, осталось загадкой. Но они этот тендер выиграли. Когда «Иннстройпроект» уже был готов подписать контракт на площадку, неожиданно приходит жалоба, хотя в тот момент все сроки на подачу жалоб прошли. В этом документе некой компанией выдвигалось требование на восстановление срока подачи жалобы. УФАС эту жалобу удовлетворяет. Весьма интересно, что эта компания появилась откуда-то из подмосковных Мытищ, и в её ОКВЭДах и близко не было ни проектирования, ни каких-либо изыскательских работ. Однако их жалобу удовлетворяют, и конкурс отменяют.
Спустя полтора месяца объявляются новые торги. На этот раз в качестве их участников помимо «Иннстройпроекта» появляются ещё три компании. И на этот раз выигрывает компания «Транспроект», которая предложила не самую низкую цену, и которая за несколько месяцев до этого была официально объявлена участником картельного сговора при осуществлении государственных закупок на сумму в несколько миллиардов. При этом, заказчик составляет протокол о признании ее победителем без обоснования и без указания, почему она стал победителем, на что подает жалобу «Иннстройпроект», которую УФАС в итоге признает обоснованной. После получения предписания Дагестанского УФАС России, заказчиком был опубликован протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе. Но, несмотря на выданное Дагестанским УФАС России предписание, комиссией МКУ «УЖКХ г. Махачкала» снова были опубликованы протокола с грубыми нарушениями норм законодательства.
В ходе изучения размещенных протоколов и указанных в них сведений, «Иннстройпроект» обнаружил, что в заявке «Транспроект» содержатся недостоверные сведения, в частности об его опыте выполнения аналогичных работ, после чего «Иннстройпроект» подал жалобу в Дагестанское УФАС России на действия конкурсной комиссии заказчика, по результатам которой Дагестанское УФАС России установило повторное допущение нарушений комиссией заказчика прав «Иннстройпроекта» и выдало соответствующее предписание.
После получения предписания Дагестанского УФАС России, уже второго по счету, комиссией заказчика был опубликован протокол, согласно которому «Иннстройпроект» был признан победителем торгов. Получается, что эта компания становится победителем уже во второй раз.
***
При изучении исходных данных, выясняется, что полного состава проектной документации, разработанной в 2015 году, у заказчика нет. Прежде всего, отсутствовало заключение об оценке имущества третьих лиц, подлежащего изъятию для муниципальных нужд. Похоже, что оценку в 2015 году вообще никто не проводил. Отсутствовали сметы в нормальном виде, нет результатов изыскательских работ, а то, что есть, не соответствует действительности по объектам, попадающим в зону реконструкции. То есть, был предоставлен не проект, а какой-то разрозненный пакет документов, на основании которых сделать какую-либо корректировку было невозможно. Получив то, что есть, специалисты «Иннстройпроекта» приходят к выводу, что в 2015 году за 49 миллионов люди разработали непонятно что. И вообще, это не проект, а набор каких-то мероприятий, в основном связанных с заменой асфальта. Им же предстоит делать всю работу заново за 13,5 миллионов.
При этом упоминания большей половины коммуникаций, которые проходят через пр. Имама Шамиля, в том числе и таких серьёзных как магистральный газопровод, тепловые и магистральные водопроводные сети, в проекте, представленном администрацией для корректировки, просто отсутствуют. Когда проводились изыскательские работы – их просто не внесли в проект. И тогда в «Иннстройпроекте» поняли, в какое болото они зашли. Однако, несмотря ни на что, они добросовестно начали делать необходимую работу. Причём, в соответствии с теми строительными нормами и правилами, которые действовали на момент заключения муниципального контракта. Сначала была разработана концепция, затем проведён технический совет с представителями заказчика. В техническом совете присутствовал в том числе и главный архитектор республики. Он подписал все решения, в том числе и те, которые были связаны с организацией внеуличных подземных переходов. Они, кстати, по проекту запланированы там, где плотность пешеходного потока выше трёх тысяч человек в час. Всего подземных переходов получилось шесть. Их спроектировали по последнему слову техники. Там предусмотрены аппарельные лифты для тех, кто не может подняться и спуститься; там запланированы насосные станции, которые во время ливня исключат возможность затопления. К тому же большие подземные переходы спроектированы с помещениями для размещения торговых точек. По плану там должно быть и видеонаблюдение, которое интегрировалось в систему «безопасный город». Эти подземные переходы ускорят трафик, обеспечат безопасность пешеходов, создадут новый бизнес, ввиду чего появятся налоги и деньги на содержание этого перехода. И понятно, что протоколом технического совета они были утверждены.
Затем соответствующие изменения тем же протоколом технического совета были внесены в техническое задание на разработку этой проектной документации. Также в ходе проектирования были выполнены недостающие работы, связанные с выявлением и переустройством инженерных коммуникаций и разработкой специальных технических условий на газовые сети. Дело в том, что газовые сети нельзя просто заасфальтировать – для них нужны специальные защитные мероприятия. В этом проекте возник ряд технических задач, которые потребовали организовать дополнительные торги на новые работы, потому что без этих документов пройти экспертизу невозможно. Но на эти торги, кроме «Иннстройпроекта», почти никто не являлся, и их они выиграли без проблем.
***
В конечном итоге ООО «Иннстройпроект» сделало полноценную проектную документацию, просчитанную по всем правилам и нормам. С огромным объёмом благоустройства для людей: там и парки, скверы, малые архитектурные формы, автополив газонов, канал Октябрьской революции весь в пешеходных мостиках, высоковольтная линия убрана под землю, проспект без висящих проводов. Всё засажено деревьями.
Проект удался. Все специалисты, через которых проект проходил в процессе своего согласования, отметили его техническую сложность и высокий профессиональный уровень исполнения. После этого проект сдаётся заказчику, который подписывает все акты выполненных работ по всем контрактам.
Далее проект уходит в государственную экспертизу. В это время главный архитектор республики Незир Гусейнов вдруг сообщает, что он хочет не магистральную улицу с увеличением пропускной способности, как было прописано в техническом задании, а пешеходно-ориентированную улицу. По его предложению, улицу нужно будет сузить, убрать выделенную линию для общественного транспорта, и пусть здесь машины не ездят, а стоят, но при этом ходить будут люди и всему радоваться. И тогда ему сказали, что в протоколе технического совета уже стоит его подпись, что все решения уже были согласованы, и что спустя девять месяцев его новое видение этой улицы уже несколько запоздало. Кроме того, по закону в сложившихся обстоятельствах с главным архитектором республики ничего согласовывать не нужно. В качестве заказчика выступает муниципалитет, и акты выполненных работ им уже подписаны.
***
В ноябре 2020 года проектная документация была передана махачкалинской мэрии. Они должны были загрузить её в экспертизу. Затем проект был передан в государственную экспертизу. Там сделали несколько замечаний на проектную документацию. Большая часть замечаний – это помарки, пропущенные запятые, отсутствие ссылок на нормативную документацию в некоторых местах. Однако главным замечанием экспертизы является отсутствие источника финансирования строительства этого объекта. А этот вопрос должен решать сам муниципалитет.
В декабре месяце ООО «Иннстройпроект» обращается в махачкалинскую мэрию с вопросом о том, где они видят источники финансирования. Но в ответ тишина… вплоть до апреля месяца. И первое, что говорит мэр по этому поводу, что его подвели проектировщики. А ничего, что он сам не озаботился, чтобы найти на этот проект финансирование? Сумма, которая была изначально заявлена по результатам проекта 2015 года, пока мэрия затягивала процесс сократилась до 2,8 миллиардов. Но на эти деньги в лучшем случае можно только поменять асфальт. Потому что объём работ достаточно большой. Но с учётом всех коммуникаций, проходящих через проспект, сумма достигает 14,5 миллиардов рублей. Для сравнения: на ремонт улицы Гагарина в амировские времена ушло 9 миллиардов. И Путин в тот год, глядя на смету, сказал, что хотел бы посмотреть на эту золотую улицу, а потом произнёс сакраментальное: «Где деньги, Зин?»
И вот сейчас на реконструкцию огромного городского проспекта деньги нужно изыскивать. В государственной экспертизе сообщили: для того, чтобы официально зайти в экспертизу, им будет достаточно решения Главы республики, в котором он гарантирует, что регион изыщет эти финансы с привлечением федерального субсидирования. По закону предусмотрено прохождение экспертизы в течение 60 дней. Значит, за это время должно быть реализовано обещание включить проект в какую-то государственную программу. И это позволит проекту выйти из экспертизы с положительным заключением. Ну, а как только будет заключение экспертизы, то шансы на реализацию проекта перестанут быть призрачными.
***
В общем, все акты подписаны, все работы сделаны. Дальше должен был бы включаться административный ресурс, дабы проталкивать этот проект дальше. Если бы речь шла только о том, чтобы поменять асфальт на этой улице, то привлекать проектировщиков сюда, наверное, не было необходимости. И здесь жалобы Дадаева на то, что во всём виноваты проектировщики, – просто театр. Как и всё то, что связано с архитектурным обликом города. И сейчас самое время напомнить, что генерального плана Махачкалы до сих пор нет. И назначение Незира Гусейнова главным архитектором республики не приблизило ни на йоту день, когда этот документ появится! Не знаю, в каких облаках витает человек, но двухполоска вместо магистрального проспекта – это полный зашквар, который очень плохо характеризирует Незира Гуейнова. Очевидно, что этот человек не знает, что такое авто-трафик на пр. Калинина в часы пик. А между тем, у нас вообще отсутствуют какие-либо красные линии градостроительного регулирования, ограничения по высотности застройки в центре и прочие нормативы, которые должны быть установлены в современном мегаполисе, претендующем на звание столицы Кавказа. Основную свою функцию Управление по архитектуре просто не выполняет.
Лично у меня складывается такое ощущение, что, поднимая проблему реконструкции пр. И. Шамиля, они просто пытаются отвлечь внимание общественности от своего явного прокола. В данном случае для того, чтобы проект реконструкции проспекта двинулся дальше, необходимо волевое решение. Но учитывая, что отношение к Дадаеву у Сергея Меликова, судя по совещаниям с его участием, отвратительное, Дадаев по своей воле к Белому дому даже не приблизится.
***
И вот мы видим видео, на котором Салман Дадаев едет на драндулете по проспекту Шамиля и валит всё с больной головы на здоровую. Ему не приходит в голову, что, если на него подадут в суд за клевету, то выйдут на свет божий все письма и все обращения, что были по поводу проекта реконструкции обозначенного проспекта? Ему не приходит в голову, что он проиграет уже второй суд по клевете? Когда в начале года мэрия начала трубить о том, что ООО «Иннстройпроект» – это недобросовестные поставщики, которые вообще сорвали проект, проектировщики подали на компанию в суд. И махачкалинская мэрия тот суд проиграла. В судебном порядке они должны были разместить на своих ресурсах соответствующее опровержение.
А между тем, они до сих пор не оплатили проектировщикам ООО «Иннстройпроект» по основному контракту! Люди выполнили свою работу, люди молча закрывали косяки тех, кто работал над этим проектом до них, но их труд до сих пор не оплачен! Дело доходило до того, что все технические условия на проведение работ ООО «Иннстройпроект» приходилось получать самим. Если что, они даже форму компенсационных соглашений сами разрабатывали для мэрии. Мэрия даже палец о палец не ударила! Более того, Дадаев не провёл с проектировщиками ни одного совместного совещания. Он ни разу их не собрал и не спросил, какая работа делается; даже не поделился своим видением проекта. Да и сейчас вместо того, чтобы искать выход из сложившейся ситуации, мэр пытается сделать проектировщиков крайними.
Мне очень неприятно это признавать, но Дадаев, пожалуй, один из самых некомпетентных мэров, которые вообще были у Махачкалы. За прошлый год ООО «Иннстройпроект» только в Дербенте спроектировал 11 улиц, и ещё 26 улиц сейчас находятся в работе. Эти проекты без каких-либо проблем проходят государственную экспертизу. Но в Дербенте качество городского управления на голову выше махачкалинского, поэтому таких проблем там не может быть по определению.
Может быть, поэтому мэру Махачкалы понадобился спектакль с поездкой на корыте?
Тот, кто занимается реальными делами, в нелепых пиар-акциях не нуждается.
Добавить комментарий