Последний бой или парни не плачут
Время бежит неумолимо, и незаметно из молодого харизматичного бойца, коих в Дагестане всегда было предостаточно, Хабиб Нурмагомедов перекочевал в пантеон великих спортсменов. Вместе с ним в тот вечер 25 октября плакали все, у кого было сердце. Мы понимали, что произошла трансформация, после которой он уже никогда не сможет быть прежним. Добро пожаловать во взрослую жизнь, дорогой Хабиб. А взрослая жизнь – это сплошная боль, даже если к ней привыкают. И этого со стороны и не видно.
Заур Газиев
Честно говоря, мы уже настолько привыкли к успехам Хабиба, что победа над Гэтжи стала само собой разумеющимся событием. Это потом стало известно про травмы, про то, как тяжело дался бой Хабибу. Но он победил, а победителей не судят – ими восхищаются. Но впрочем, всё по порядку.
Для тех, кто не следит за боями без правил, подготовка к этому титульному поединку проходила так тихо, что мы о нём практически забыли. И причин к этому было великое множество. Тут и смена руководства республики, тут и массовые говновбросы в телеграм-каналах, тут и вторая волна коронавируса. И не мудрено, что Хабиб с его очередным боем просто потерялся из виду. Да и с другой стороны, все нормальные люди понимали, что человек потерял отца, что ему и так очень больно, что лучше бы ему не досаждать ненужным вниманием. Признаюсь, было тошно, когда к нему на одной из пресс-конференций лезли с очень личными вопросами о его покойном отце. Честно говоря, даже мне стало как-то не по себе от бестактности этих людей. Каждый человек должен пережить это состояние либо в одиночестве, либо в кругу близких людей. В этот момент ты как будто остаёшься без кожи… А тут такая навязчивость со стороны репортёров. Ну, а когда какой-то чудак предложил ему пост главы Дагестана, я вообще выпал в осадок. Я и раньше знал, что нередко в журналисты подаются не самые умные люди, но тут это было уж очень явно…
Потом, после той пресс-конференции, была какая-то тишина. О бое с Гэтжи уже было известно, но не было никаких оскорблений и треш-токов. Мы не видели скандалов и взаимных обвинений, а умами дагестанской публики завладела другая информационная повестка. О ней я писал выше. Однако на то он и Хабиб, чтобы всё сделать так, чтобы все снова о нём заговорили. И не то чтобы это делается специально, скорее всего, он сам такой. Он харизматик. Согласитесь, вырасти из обычного махачкалинского парня в мировую звезду, и при этом практически всегда оставаться тем, кем был на старте, это не просто круто, это мега-круто! При этом он остаётся обычным, нормальным дагом с чисто даговскими мыслями в голове. И то, что в Махачкале можно увидеть баннеры с его лицом в папахе – это нормально. Но когда, находясь в Москве, я посетил очередной из магазинов «Перекрёсток» и столкнулся с огромным баннером с Хабибом, это было необычно и очень приятно. Я не буду писать про национальное достояние, про то, что этот человек плоть от плоти Дагестан, и про то, что для огромного количества молодых людей, и не только в Дагестане, он – супер кумир. Это очевидные вещи. А теперь, как написал мой коллега Махач Абдуллаев из журнала «Дагестан», он ещё и легенда.
***
Я мало что понимаю в том виде спорта, которым занимается Хабиб Нурмагомедов. И сильно по этому поводу не переживаю. Но я много лет описываю, чем живёт дагестанское общество, как на него влияют те или иные люди. С высоты прожитых лет это очень хорошо видно, кто двигал общество к добру и справедливости, а кто учил его соглашательству, агрессии, лицемерию, двойным стандартам… А ещё мне всегда было интересно, как меняются люди, как они выстраивают свой мир, и каким человеческим материалом пользуются, какие инструменты применяют. Я много раз писал о Хабибе и о его не всегда позитивном влиянии. Но в последний год он давал поводы по-хорошему удивиться тому, что он делал. К примеру, он выделил деньги на то, чтобы замостить все дороги в родном селе. Для людей, которые живут в Сильди, это больше чем подарок. О подарках забывают, а по дороге каждый божий день ходят и благодарят человека за добро, сделанное им. Мы увидели, как в последние годы этот человек от радикализма перешел в какую-то мягкую стадию своих взаимоотношений с окружающим его миром. Трудно сказать, будут ли в будущем рецидивы нетерпимости, но сейчас мы видим человека, который понял, что жизнь гораздо сложнее, чтобы пытаться выстраивать простые схемы, определяя всё в чёрно-белом варианте. Он уже достаточно вырос и знает цену человеческому слову: в каких случаях нужно пропускать мимо ушей, а в каких случаях верить сказанному.
И самое главное, мы увидели, как человек, чьей главной работой было причинять боль на ринге другим людям, увидел, как в миллион раз может быть больнее, когда ты теряешь самого близкого человека. Мы увидели Хабиба как человека, способного чувствовать боль. И больше он никогда не будет другим. На самом деле это не просто последний бой на ринге. Это подведение черты под очень многими вещами, которые теперь ему будут видеться другими. В его голове и душе проведена какая-то огромная работа, многие вещи им уже переосмыслены. И теперь он знает, что во многой мудрости много печали. Добро пожаловать во взрослую жизнь!
***
В первом раунде Хабиб проиграл, судя по большинству судейских карточек. Во втором раунде он сделал невозможное – просто задушил Гэтжи. Потом он упал на настил октагона и, закрывшись руками, горько расплакался. Когда он плакал в октагоне, мы понимали, что происходит то, к чему мы не были готовы. И даже Гэтжи, который был несколько минут назад повержен им, пытался его приобнять и успокоить. И вот выходят в октагон, чтобы объявить результат. Поднимают руку победителю. Хабиб берёт слово, и сообщает о своём решении уйти. И в этот момент мы плакали вместе с ним.
«Сегодня был мой последний бой в UFC. Когда UFC позвонил мне насчет Джастина, я поговорил с мамой, она не хотела, чтобы я дрался без отца, но я пообещал ей, что это будет мой последний бой. Если я дал слово, я должен следовать ему до конца. Всё, чего я хочу от UFC, – это во вторник занять первое место в рейтинге бойцов вне зависимости от весовой категории. Я это заслужил, я выиграл 29 поединков без единого поражения.
Я простой парнишка из горного села. Мой брат мне сказал, что Google говорит, что я самый обсуждаемый человек на планете. Я не поверил. Я просто вместе с отцом хотел стать чемпионом. У меня даже в мыслях не было, что вот так все может обрушиться на мои плечи. Если у вас есть родители, будьте с ними рядом и всё, у меня один родитель остался – это моя мама, и я бы хотел побольше времени уделить ей».
А потом была тишина, во время которой мы поняли, что подведена черта под яркой историей восхождения и побед Хабиба Нурмагомедова. Понятно, что это было выстраданное внутреннее решение человека. Мы не знаем, как он пришел к этому решению, мы, по сути, вообще об этом новом Хабибе ничего не знаем. Понятно одно, что за этими слезами стоит большая душевная работа, и, испытав много-много боли, вы уже никогда не будете прежним человеком. Уделить внимание маме… И в этот момент каждый дагестанский отец и мама мечтали, чтобы их сын относился к ним с такой же теплотой и нежностью, как это делает Хабиб. И это было так по-человечески понятно и красиво, что не гордиться Хабибом было просто невозможно.
***
И всё-таки этот человек сделал то, чего я ждал задолго до него, но ни у кого это не получалось. Он открыл дорогу нашим спортсменам в американские промоушены. Сегодня у огромного количества молодых и крепких парней из Дагестана есть возможность заработать деньги тем, что они умеют лучше всего – драться. И для этого им не нужно становиться бандитами или росгвардейцами. И что интересно, Хабиб туда пришел не как статист, он пришел туда как человек, с которым считаются и договариваются. И вообще не удивлюсь, если ему ещё предложат бой вместе с суммой, от которой Хабиб не сможет отказаться. Человек столько лет пахал на своё имя, и я не вижу ничего зазорного в том, чтобы имя теперь поработало на него. А может быть, он понял, что возраст сильнее него и принял самое разумное решение – уйти вовремя, уйти непобеждённым, уйти Легендой.
Все ждали, что же после этого боя напишет ирландский боец UFC Конор Макгрегор. И он написал. «Хорошее выступление, Хабиб. Я буду продолжать. Еще раз выражаю уважение твоему отцу и соболезнования тебе и твоей семье в связи с его смертью. С уважением, Макгрегоры», – написал Макгрегор в своём Твиттере.
Если даже твои враги так о тебе написали, то можно сказать, что ты всё сделал правильно. Хабиб Нурмагомедов уходит с ринга легендой. Но он слишком харизматичен, и в нём столько воли и энергии, что не сомневаюсь – мы о нём ещё услышим много раз. А слёзы, которые были на ринге, это слёзы воина. И ничего зазорного в этом нет. Он просто перевернул ещё одну страницу своей жизни.
Добавить комментарий