Убийцы и фанатики-1
Чем человек умнее и образованнее, чем лучше он воспитан, как нравственно, так и духовно, тем менее он агрессивен. Нет, конечно же, бывает, когда человек просто вышел из себя и в состоянии аффекта наорал на объект раздражения или же выразил своё возмущение, но браться за нож или убивать человека – такое даже в голову не может прийти. Ну, если речь идёт о нормальных людях. Но то, с чем мы столкнулись на этой неделе, назвать чем-то нормальным нельзя даже с большой натяжкой. И дело не только в истории, которая произошла в Муцалауле.
Заур Газиев
В селе Муцалаул Хасавюртовского района двое водителей маршруток не поделили пассажира, и тот, кто посчитал, что с ним поступили несправедливо, – взял и просто пырнул ножом коллегу. Пострадавшего доставили в хасавюртовскую больницу, и к счастью ему сейчас ничего не угрожает. Однако несостоявшийся убийца пойдёт под суд и по всей вероятности сядет за решетку.
По одной только видеозаписи сейчас очень трудно всё рассудить правильно, но расклад примерно такой. Эти люди односельчане, возможно даже дальние родственники. Село это небольшое, и все друг друга знают. Со слов обвиняемого пострадавший не раз уводил у него клиентов, поэтому он не сдержался и пырнул последнего ножом. А затем он просто скрылся с места происшествия, оставив клиентов, за которых он бился. После этого на камеру МВД он объяснит, что не хотел разбирательства с братьями потерпевшего и что ножик вообще был маленький, и он не помнит, как это сделал. Потом он расскажет, что живёт на одних лекарствах, что его оскорбили действия коллеги-маршруточника.
И вот сидя с психологом и слушая его объяснения, мы понимаем, что половина из сказанного им – это ложь. Понятно, что он сейчас пытается найти себе оправдание в глазах полицейских и общественного мнения, хотя, по сути, он покушался на жизнь человека. Но он убеждает нас в том, что жертва это он, и на самом деле с ним поступили несправедливо. Цена вопроса 200 рублей.
Я сейчас не буду оправдывать действия пострадавшего. Может он такие вещи делал регулярно, а может, нет. Но факт, что дал повод. А с другой стороны, они конкуренты – там в любом случае есть повод для неприязни. И вообще, нравы маршруточников большинству из нас, не знающих, как они зарабатывают, покажутся омерзительными. Пока они стоят на конечной остановке, все ведут себя друг с другом как братья. Когда выезжают на маршрут, то здесь уже ни о каком благородстве речи идти не может. Они и резинят, выхватывают клиентов у конкурентов, и обгоняют, чтобы собрать клиентов. Здесь идёт открытая борьба за клиента, причем без правил. И никто с этим ничего поделать не может. Либо вы принимаете эти правила игры – либо вам там не место. У меня есть пара знакомых, которые в трудные для них времена пытались стать маршруточниками. Не смогли. И главная причина в нравах, которые царят в этой среде. И никакая религиозность, никакие разговоры о нравственности, о том, что так поступать некрасиво, тут не работают. Здесь у людей в голове только 23 рубля или как там, в Муцалауле – 200 рублей. При том что маршруточник, которого порезали, тоже не молодой. Тоже, наверное, живёт по этим правилам. Если бы он не принимал это как норму, то там бы не работал. Мы узнали об этом случае только потому, что кто-то из пассажиров включил камеру мобильного телефона и всё снял. А сколько случается подобных историй, о которых никто не знает? И это наша реальность.
К сожалению, не только среди маршруточников. На днях услышал от Виктора Шендеровича: «Нет никакого «национального менталитета». Есть – постоянно воспроизводимая норма». А потом, понимая, что он сам тоже может стать жертвой, пырнувший ножом маршруточник сбежал с места происшествия и уже на полицейскую камеру стал рассказывать, что сделал это в состоянии аффекта, и вообще он очень больной человек, которого оскорбили. И может я бы проникся этой историей, но не получается. Человеку 45 лет, и отличать добро от зла он уже должен был. Но его всё устраивало.
***
Вторая история, которая поразила всех на этой неделе, случилась не у нас, а во Франции. Но она как лакмусовая бумажка определила состояние дагестанского общества. Но впрочем, обо всём по порядку.
16 октября учитель истории Самюэль Пати был обезглавлен во дворе колледжа. По словам очевидцев, в момент нападения преступник кричал «Аллаху акбар!» Совершив это преступление, он успел выложить фотографию жертвы в своем Твиттере, дополнив снимок подписью: «Макрон, правитель неверных, я казнил одного из твоих псов, посмевшего унизить Мухаммада». В свою очередь, президент Франции Эммануэль Макрон, прибывший в сопровождении ряда министров в коммуну, где произошло убийство, назвал произошедшее терактом. «Один из наших соотечественников убит за то, что рассказывал своим ученикам о свободе самовыражения», – заявил Макрон, подчеркнув, что речь идет о теракте, совершенном исламистом.
Собираясь показать детям рисунки, педагог предложил мусульманам покинуть класс, так как не хотел расстроить или шокировать их. Учитель говорил о свободе слова и взял карикатуры, как пример того, что этого делать НЕ НАДО. Тем не менее, действия учителя вызвали бурную реакцию не только среди родителей учеников, но и в мусульманской городской общине. После урока педагог получил несколько писем с угрозами по электронной почте.
18-летний Абдулах Анзоров, убивший 47-летнего преподавателя колледжа в городе Конфлан-Сент-Онорин, последние 12 лет официально проживал во Франции. Он родился в Москве в 2002 году и имеет чеченское происхождение. По данным следствия он получил статус беженца. Сотрудники правоохранительных органов нашли у него выданный 4 марта этого года вид на жительство, срок действия которого истекает в марте 2030 года.
И вот я читаю комментарии в социальных сетях и потихонечку седею. Я не скажу, что их большинство, но среди тех, кто считает, что это убийство вполне оправданно, есть и те, кого я знаю лично. С виду они такие же нормальные люди. Одеваются по-европейски и выглядят вполне себе современно, но когда начинаешь узнавать, что у них в голове, понимаешь, что убийство для них просто способ получения результата. И когда вменяемые люди пытались доказать, что убийство как метод влечёт за собой только дальнейшие беды, то в ответ сыпались оскорбления или обвинения в безбожии. И всё же я хотел бы привести несколько комментариев, которые многие вещи ставят на свои места:
– «Во Франции вам никто ничего не должен. Они со времен Вольтера высмеивают и жестко критикуют собственное духовенство. У них свобода слова без подмен на своих и посторонних. Убийца не учился в этом колледже и, соответственно, не присутствовал на уроке. Сатира во Франции существует веками. Это одна из традиций французского общества, свободного от предрассудков. Когда люди едут во Францию – они должны понимать, что едут в страну с трёхсотлетней историей атеизма. Вы имеете право верить во всё, что вам нравится, но при этом будьте готовы к тому, что другие люди ваши убеждения будут активно не разделять. Семья этого чеченца прекрасно знала, куда она едет. Иначе осталась бы в Турции или поехала к единоверцам в Саудовскую Аравию»;
– «Этот французский учитель жил у себя на родине, а убийца – беженец, живущий за счёт налогов этого учителя. Ничего не перепутали? У себя на родине убийца так павлином не походил бы, и голову никому не отрезал, даже если его мать сами знаете, кто оскорбит. У себя на родине он будет сидеть на попе ровно, а тут супер-мачо! Вряд ли этот учитель виноват в том, что в его страну приехали оборзевшие дикари. Причем дикари эти сбежали в поисках лучшей жизни. Вот ведь оказия».
***
При этом надо сказать, что чеченская диаспора в Европе осудила убийство учителя. «Наша ассамблея с большой твердостью осуждает это преступление и вновь заявляет о неприемлемости любых форм религиозного экстремизма и актов насилия. Ни одна община не может нести ответственность за отдельные акты, совершаемые ее соотечественниками», – говорится в заявлении Ассоциации уроженцев Чечни в Европе.
Это ужасная история, где мы видим, как фанатизм забирает жизни одних и ломает жизни других. Семья Анзоровых бежала во Францию от ужасов войны на своей родине. Бежала в страну, которая их приняла, дала им кров и хлеб. Можете себе представить шок французов, которые столкнулись с чёрной неблагодарностью. Поэтому на выборах от раза к разу там начинают побеждать правые националистические силы. И ещё одно последствие этого убийства – те, кто хотел бы получить гражданство или статус беженца, теперь столкнутся с невозможностью это сделать. Уезжая от войны, эти люди привезли с собой войну у себя в голове. Им давали кров, возможность учится и работать. У них были все возможности интегрироваться во французское общество и отстаивать свою точку зрения на словах. Но Абдулах Анзоров решил, что он рука Господа, и отрезал голову тому, кто о его существовании даже не подозревал. И сейчас дело даже не в том, где это произошло, – такова природа фанатиков. Их единственным инструментом является насилие.
***
Ну а теперь о том, как эту ситуацию увидели французские коллеги. Россию террорист покинул в шестилетнем возрасте, и сейчас говорить что-либо о российском или чеченском воспитании тут бессмысленно. Через три года после запроса статуса беженца (они сообщили во Франции, что подвергались гонению и преследованию в Москве), им отказали. Они пошли в суд. И суд отменил решение – семья осталась во Франции. У Анзоровых к тому времени было уже шестеро детей. Абдулах Анзоров – старший. Когда такой семье дают статус беженца, это автоматически предусматривает социальное жильё, пособия и прочее.
Отец его работал в охране Эйфелевой башни. Французские журналисты убеждены, что радикализировался Абдулах уже в одной из мечетей Франции. А вот теперь самое главное: ни школа, ни общество не воспитывает человека, всё идет из семьи. А если учесть, что эмигранты обычно селятся в районах, где цены на недвижимость дешевле, то они оказываются все в одном месте. Там и происходит радикализация. Молодого человека везде окружает одно и то же. В этом случае, школа воспринимается как повинность, а учителя для них идиоты с общими словами, которые либо игнорируются, либо вызывают протест. Жизнь эмигранта – это государство в государстве. Они видят лёгкость жизни – пусть и небогатой, но и впроголодь не живут, государство ведь платит. Отец может работать нормально, может работать и по-чёрному. А с шестью детьми такая семья получает приличные деньги. Плюс – квартира как минимум из пяти комнат.
На данный момент арестована вся семья, а это означает, что у французской полиции есть для этого основания. Вот и выходит, что как людям не помогай – благодарности от них ждать Франции бессмысленно.
Добавить комментарий