Озеро разочарования
Мне кажется, что такое название мы можем дать всему, что происходит в нашей республике. И гибель озера Ак-Гёль в этом списке – просто первая тема для обсуждения. При этом на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Дагестана я не нашел по этому поводу практически ничего. Позже выяснилось, что озеро принадлежит Махачкале. А это означает, что на озере можно поставить крест!
Заур Газиев
Махачкала оказалась у берегов высыхающего озера Ак-Гёль, как родственники у постели умирающего больного. При этом те, кто должен был объяснить, что происходит, делают вид, что всё нормально. Доктора улыбаются, надеясь, что никто из пришедших проститься с больным не начнет задавать им вопросы. Вот кто бы мог подумать, что Министерство природных ресурсов и экологии Дагестана никак за озеро не отвечает?! Но это действительно так. Озеро находится в ведении города, также им ведает Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан и Северо-Кавказское ТУ Росрыболовства.
На сайте Росприроднадзора вы также никаких сведений о беде, происходящей с Ак-Гёлем, не найдете. На сайте Росрыболовства тоже тишь да гладь.
Конечно, сейчас можно начать долгие рассуждения про варягов, которым нет дела до Дагестана, но, с другой стороны, а кто должен был хотя бы информировать общественность об экологической катастрофе в центре дагестанской столицы? И ведь по большому счету эта история началась не вчера. По большому счёту озером начали заниматься ещё в 2014 году! В отчете Министерства природных ресурсов и экологии РД указано, что ещё в декабре 2014 года межведомственной комиссией в составе представителей Минприроды РД, Западно-Каспийского БВУ, Дагестанского ЦГМС (филиала ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС») и ООО «Севкавгидропроект» проведено комиссионное обследование озера на предмет определения экологического состояния данного водного объекта. Тогда в выводах комиссии были просто ужасающие цифры, согласно которым из семи степеней загрязнённости водоёмов – у озера Ак-Гёль были все шесть! В тот год комиссия пришла к выводу, что Ак-Гёль нуждается в экологической реабилитации. Процесс очистки занял период времени с 2015 по 2018 годы. И вроде должно было наступить улучшение. Вроде бы даже рыбу запустили в озеро, и ничто не предвещало беды. Но потом вдруг озеро начало стремительно мелеть…
***
Выходит так, что именно после реабилитации в 2018 году, на которую было выделено 176 млн рублей, водоём начал стремительно терять свою площадь. Некоторое время назад руководитель Минприроды РД Набиюла Карачаев соглашался с тем, что озеро Ак-Гёль теряет свои размеры из-за последствий экологической реабилитации. Тогда он утверждал, что это связано с тем, что с помощью баржи вытаскивают порядка 3 тыс. кубометров иловых отложений. Из-за ила все подземные источники воды были перекрыты, и озеро осело. Карачаев тогда утверждал, что ничего страшного с Ак-Гёль не происходит, что оно восстановится и наполнит прежний бассейн водой.
Но в итоге что-то пошло не так. И ситуация стала ухудшаться так быстро, что береговая линия на глазах начала отходить всё дальше и дальше. А в марте 2020 года начался массовый мор рыбы. Были подозрения, что случился слив токсичных отходов от каких-то соседних предприятий. Подозревали также, что, возможно, канализация снова потекла в озеро Ак-Гёль. Но реальной причины массовой гибели рыбы в озере так и не назвали. И тогда у некоторых комментаторов стали возникать подозрения, что те, кто реабилитировал озеро, совершили какую-то роковую ошибку. Ведь озеро пытались привести в нормальное состояние разными способами, причем делали это разные структуры. Конечно, здесь нет злого умысла, ведь тогда казалось, что всё было сделано правильно: дно водоёма было очищено от мусора и камышовых зарослей, проведена рекультивация и расчистка от мусора прибрежной полосы, а также отведены стоки канализации. Но потом выяснилось, что это не совсем так. Сейчас нам нужно понять, почему озеро так стремительно высыхает. И своё слово здесь должны сказать специалисты в данной области.
***
Безусловно, ответ на этот вопрос должны дать специалисты, но уже сейчас видно: пустыня, которую в 2016 году организовали между проспектом Петра I и береговой линией озера, работает как огромный фен по осушению озера. Разворотить тот парк, который там был раньше, – разворотили, но вот новые деревья не посадили. Сегодня ломают копья вокруг каркаса здания, построенного в виде парусника на берегу Ак-Гёля. Лично мне этот «шедевр» безразличен, но что построено, то построено. И дело не в его какой-то архитектурной или хозяйственной ценности. Дело в том, что хозяева стройки предложили взять на себя облагораживание территории бывшего парка. Во всяком случае, так говорилось в сообщениях для СМИ, объясняющих строительство этого здания. Однако власть сменилась, и уже речь идёт о его сносе. Мэрия борется с застройщиком. И по большому счёту нам, простым горожанам, без разницы, чем закончится этот спор, главное, чтобы участок был озеленён. Однако судебные тяжбы длятся годами, а территория всё больше превращается в пустыню.
В чьих интересах это происходит – можно только догадываться. Проблема Ак-Гёля в том, что озеро воспринимается слишком большим количеством деловых людей только как источник дохода. Причём одноразового дохода. Разделить на участки и продать. Ведь ни для кого не секрет, что практически вся площадь озера была ещё много лет назад разделена и продана. На кадастровой карте озера Ак-Гёль уже просто не существовало, и только каким-то чудом эти планы были аннулированы через суды, и водоем возвращен городу.
***
Первыми, кто на этот раз забил в набат, стали пользователи социальных сетей. Возможно, люди во властных кабинетах тоже не сидели сложа руки, но их реакции как-то мы не видели и не слышали. Именно юзеры стали стучаться во все двери и звонить во все колокола. И вот на официальной страничке администрации Ленинского района Махачкалы в Инстаграме мы видим информацию о том, что создаётся фонд спасения озера. Предлагается и вариант его спасения. План подразумевает, что будет проведён трубопровод от канала имени Октябрьской революции. Высказывается мнение, что этого будет достаточно для подпитки озера и восстановления естественного баланса. В данном посте в Инстаграме говорится, что есть меценаты, которые готовы вложиться в данный проект, и работы эти могут начаться в ближайшие дни.
Конечно, такой вариант не может не радовать, хотя строительство трубопровода из КОРа тоже вызывает много вопросов. Во-первых, эта вода не бесхозная – она обеспечивает питьевой водой довольно большое количество людей. Как быть с тем, что они в итоге её недополучат? Как быть с тем, что трубопровод придется прокладывать напрямую через город, в котором любое обустройство встречает сопротивление, ибо везде частная территория? Очевидно, что это сделать будет совсем непросто. С трудом себе представляю, как они это сделают в махачкалинском коммунальном бардаке, потому что зачастую, когда люди копают, то они даже понятия не имеют, где и какие кабели пролегают, где и какие трубы находятся. Такого рода проекты, как прокладка этого водопровода, при всем желании реализовать быстро не получится. Один проект займёт слишком много времени, а у озера его нет. Лично я был бы рад, если бы у них получилось воплотить в жизнь задуманное, но, зная, что собой представляет Махачкала, никакого оптимизма по этому поводу не испытываю. И рассчитывать на то, что наши люди проявят гражданскую сознательность и вдруг не станут чинить препятствий прокладке водовода, я бы не стал. Другое дело, что в Ленинской администрации Махачкалы предложили хоть какой-то выход. И в отличие от тех, кто делает вид, что всё нормально, они не стали притворяться, что всё в порядке.
***
На самом деле ситуация с озером Ак-Гёль сложилась патовая. Выходит, что, очистив дно от мусора, радиоактивных отложений, ила и прочей дряни, исполнители той реабилитации, видимо, открыли какие-то трещины в грунтовой породе, через которые вода постепенно стала уходить. А, может, всё дело в том, что в связи с интенсивным строительством многоэтажек рядом с озером оно прекратило получать пресную грунтовую воду. В конце концов, что на самом деле происходит с озером Ак-Гёль, должны сказать специалисты. Иначе никакие проекты по его спасению не будут иметь смысла, а вода так и будет уходить в грунт или высыхать. Но именно слов специалистов по поводу происходящей катастрофы мы пока так и не услышали. Очень надеюсь, что это произойдёт в самое ближайшее время. Ведь озеро Ак-Гёль уже столько раз спасали, что потерять его сейчас было бы очень обидно. И потом, у Махачкалы осталось не так много мест, за которые можно было бы побороться. Озеро как раз такое место.
Добавить комментарий