Фото к тексту_www.komandirovka.ru

Сюжеты, полные страстей, истерик, криков и плача из Дахадаевского района появляются в информационном пространстве регулярно. Не успели мы прийти в себя от истории с водоводом Меусиша – Уркарах, как уже появилась новая громкая история, связанная с селением Ираки. Снятое там видео, которое мне показали, на самом деле на грани фола. Но сейчас дело даже не в этом, а в качестве управления районом, где такое оказалось вообще возможным.

Заур Газиев

Согласитесь, что драка на кладбище во время похорон с покойником на носилках – это зашквар даже для Дахадаевского района. Хотя всё объясняется очень просто – там есть свой местный диктатор, который ненавистен большинству населения, но он всё ещё держится у власти по каким-то причинам. И диктатору всё равно, что думают, и что чувствуют по его поводу люди. Ситуация в селении Ираки накалялась уже давно. Село росло, и необходимость в новом кладбище становилась всё более актуальной. Старое кладбище выработало свой ресурс, да и земля там была каменистая – через 30 сантиметров начиналась скальная порода. Люди выбрали для кладбища определённое место. Но на эту землю положил глаз глава района и через своих людей запретил устраивать там кладбище. Однако, не смотря на это, на днях иракинцы попытались похоронить там покойника. И в тот момент, когда могила уже была выкопана и похоронная процессия находилась уже рядом с местом захоронения, появилась группа полицейских, которая преградила им подход к могиле. И началась настоящая драка с телом покойного на носилках. И пошли крики, истерика, женский плач, толкание трупа в разные стороны.

Несколько видеороликов, снятых на месте этого безобразия, облетели весь дагестанский сегмент интернета в течении считаных часов. Они вызывали у всех, кто видел этот ужас, удивление и возмущение. Читать комментарии тоже было познавательно: «Есть хоть одно село в Дахадаевском районе, куда не вмешался глава района и не начались бы беспорядки?»; «Теперь чтобы похоронить человека, нужно получить разрешение главы района?»; «Дахадаевский район – чемпион по народным возмущениям»; «Пока в Уркарахе сидит Джаруллах, в этом районе ни порядка, ни справедливости не будет»; «Не зря он дарил Толстиковой браслеты, по ходу вся земля теперь его»!

***

Покойный проживал в Махачкале, но по традиции, принятой у большого числа дагестанцев, хоронить его отвезли в родовое село, в этом случае – в Ираки. Когда похоронная процессия столкнулась с полицейскими, на первую полосу противостояния выдвинулись женщины. Поэтому в социальных сетях начали задаваться вопросы по поводу того, что на кладбище делают женщины: «Женщины что вообще там потеряли? Кто их туда вообще впустил, что за вопли, что за шум?» На это одна из пользовательниц социальных сетей ответила следующее: «А вы что, не пошли бы туда, если вашего близкого не дают похоронить? Женщины подтянулись чуть позже, когда узнали про то, что полицейские препятствуют захоронению покойного». Так уж принято в нашей республике. Все понимают, что полицейские будут жестоки и безжалостны к мужчинам, но с женщинами им справляться будет стыдно. Во всяком случае, при десятках включенных камерах телефонов.

***

Чтобы понять, откуда всё началось, и кто создал повод для этих беспорядков, нам не нужно было глубоко погружаться в тематику этого события, Главная беда этого района – это глава. До какого-то времени я ещё допускал, что возмущённые иракинцы могут быть неправы – может быть эта земля была отведена под какие-то другие нужды. Я допускал, что здесь не нужно поддаваться на эмоциональный посыл, и что всё может быть не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Но даже если люди были неправы, в сложившихся обстоятельствах им никто даже не попытался объяснить, почему на этой земле нельзя организовать кладбище, и для каких нужд эту землю отвели. Даже если люди, пришедшие сюда с покойником, были не правы, у местных властей были все возможности решить проблему с захоронением вполне мирно, не привлекая внимания. Даже после всего того, что произошло, они могли бы вывесить свою версию событий на своём сайте. Но на сайте Дахадаевского района ничего не было, и нет до сих пор. А это означает, что руководство Дахадаевского района либо не в курсе того, что происходит в их муниципалитете, либо пытается сделать вид, что ничего не произошло. И в том, и в другом случае это не в плюс районной власти.

Хотя по большому счёту село Ираки – это не Махачкала, здесь должно быть достаточно земли, чтобы и дома построить и кладбище организовать. Факт, что землю, отведённую под кладбище, какие-то люди захотели нарезать на планы под частное домостроение, не мог не возмутить иракинцев. Никто бы слова не сказал, если бы этот участок отвели под строительство школы или больницы – но они возмущены тем, что эти участки предназначены для продажи под частное домостроение. И люди убеждены, что деньги за эти проданные планы утекут в карман вполне конкретного человека. «Мы не хотим, чтобы кто-то чужой, кто ничего хорошего для нашего села не сделал, торговал нашей землёй», – сказал один из наших собеседников.

***

Ситуация с Дахадаевским районом – это классический пример неэффективности управления горными территориями. Да, это не простой район, и человек, который руководит таким субъектом, не может быть мягким. Но чтобы человек вообще не слышал людей, которые живут в этом районе, и настолько не умел с ними разговаривать – это недопустимо. Недопустимо хотя бы по причине того, что каждый раз этот район будет демонстрировать на весь мир видеоролики протестов, которые работают совсем не на имидж республики. Мы же помним, какие страсти бушевали в конце прошлого года по причине строительства водовода. Людям даже не попытались объяснить, что там строится, как это будет делаться и что это вообще никак не затронет их интересы. Глава просто выбрал тактику игнорирования людей. И чуть что – вызывается полиция или ОМОН. Разговаривать с людьми по-другому он не умеет. А в наше время так поступать уже нельзя. Люди снимают эти безобразия на телефон, и весь мир смотрит на Дахадаевский район и думает, что таков весь Дагестан. В наше время нет и не может быть тёмных углов, где власти делают всё, что им нравится, полагая при этом, что никто об этом не узнает.

Меня в данном случае удивляет терпение республиканских властей. Уж им-то он точно ничего не заносил в чемодане.

***

Совсем недавно мы столкнулись с ужасным валом заболевших COVID-19. И это несмотря на все официальные предупреждения. И вот мы попытались понять, почему граждане не отреагировали на информацию из официальных источников. А вся проблема в том, что люди никак не связывают себя с теми, кто сидит во власти. Власть и граждане оказались чужими друг для друга. Ну а в Дахадаевском районе с этим дела совсем плохи – там они не просто чужие, там власть и народ находятся в состоянии многолетней конфронтации. И самое интересное – кто из года в год поддерживает в Махачкале персону этого главы? С кем он договаривается о том, чтобы выдвигаться на пост руководителя муниципалитета снова и снова, так и остаётся для меня загадкой. Неужели нет никого достойного и честного для этого района? Я понимаю, что новая республиканская власть сейчас очень осторожна, когда речь идёт о новых назначениях, но чтобы так держаться за человека, которого в районе ненавидит большинство людей, тоже не очень понятно. В конце концов, Меусиша, где были предыдущие беспорядки, – его родовое село, но он даже со своими родственниками не смог найти общий язык. Он даже там не пользуется поддержкой у граждан, чего говорить про другие населённые пункты этого большого района.

***

Мы много лет отслеживаем ситуацию в этом районе, и каждый раз убеждаемся в одном и том же. Этот человек из бандитских девяностых создаёт поводы для возмущения граждан везде, где только появляется. Что ещё он должен такое совершить, чтобы те, от кого зависит его пребывание на должности, увидели, что в этой истории пора ставить жирную точку? Это его действия вынуждают людей выходить на улицу с протестами. Доведённые до отчаяния люди просто орут от возмущения, забывая то, как они в этот момент выглядят, и как всё это смотрится со стороны. По сути,  они пытаются докричаться до республиканских властей. Но их, к сожалению, уже много лет не слышат.

Пытаясь найти аналоги подобного управления территорией в Дагестане, я нашел только одну подобную историю, но даже там на должности человек сидит не так долго, хотя по уровню презрения населения он ничем не уступает коллеге из Дахадаевского района. И у меня вопрос к управлению по кадровой политике: «Почему вам всё равно, как человек исполняет свои обязанности на посту? Почему вам безразлично, как к тому или иному главе относятся граждане? Почему из года в год находят в этом управлении поддержку люди, которые создают проблемы не только у себя в районе, но и позорят республику, доводя людей до предела терпения. Неужели в Дагестане уже закончились те, кто мог бы честно и достойно выполнять свои обязанности?

Я же не должен подозревать, что всё это делается намеренно… В противном случае у нас во главе районов оказываются далеко не руководители, а обычная похоронная команда.