Фото к тексту

Ровно недели после телемоста Владимира Путина с Дагестаном хватило для того, чтобы руководитель российского Роспотребнадзора смогла заявить о стабилизации в республике ситуации с коронавирусом. Подобных успехов в телемедицине не удавалось достичь ни Анатолию Кашпировскому, ни Алану Чумаку. Увы, перед началом эфира население республики не предупредили поставить перед телевизорами баллоны с водой.

Тамерлан Магомедов

После того как за проблемы здравоохранения республики в ручном управлении взялся лично Владимир Путин, начали оживать даже те, о ком мы за время пандемии напрочь забыли. Оказалось, что даже МЧС в республике существует. И это фантастика! Впервые за все время пандемии получил от них оповещение по теме. Кажется, наверху наконец поняли, что смс-оповещения от МЧС – это единственный на сегодня работающий инструмент разъяснительной работы с населением. Почти все остальные медийные ресурсы оказались откровенно бессильны перед пока еще самостийными социальными сетями.

***

Самым эффективным в республике менеджером сегодня выглядит Хизри Абакаров. Подчеркну слово «выглядит». Реальную эффективность его деятельности еще нужно изучить и оценить, но выглядит все правильно. Нет, его не назвать технократом. Скорее наоборот. И внедрения ультрасовременных технологий в сфере дербентского ЖКХ, соцобслуживания или строительства мы не увидели. Даже строительство фонтана от Грефа закончилось скандалом. И, тем не менее, Абакаров выглядит эффективно ввиду правильно выстроенной риторики, которая импонирует населению. Секрет прост: он не боится наезжать на чиновников и делает это с максимальным освещением.

Наезды широко транслировались в ходе благоустройства городской среды, в ходе противостояния с директором музея Али Ибрагимовым. По сути, именно наезд мы видим и в ситуации вокруг городской больницы Дербента. Абакаров в последних двух случаях выглядит особенно выигрышно, не стесняясь публично «ломать» расположенные в городе структуры, которые в реальности подчинены не ему, а высоким республиканским чиновникам. Это новшество Абакарова по факту отсылает нас к временам СССР, когда именно руководитель территории был ее реальным руководителем вне зависимости от того, кому формально подчинены местные структуры.

Действуя таким образом, Абакаров уже «сломал» республиканский Минкульт, вынудив уволить Ибрагимова. Тем же приёмом он сегодня ломает и Минздрав, взяв в свои руки управление городской больницей.

На этом фоне огромное значение приобретают решения Владимира Васильева в ближайшие недели. Если он не отправит в отставку всех провалившихся чиновников, то это предопределит его собственный уход. Кажется, в республике уже начинается по этому поводу новая битва. Местные общественные движения, религиозные конфессии и отдельно взятые блогеры сошлись в битве за звание «Победителя варягов». Каждый норовит перехватить пальму первенства, чтобы иметь возможность преподнести ее новому руководству республики, если вдруг все действительно изменится.

***

Однако не все так линейно. Судя по риторике внезапно сменившей гнев на милость по отношению к дагестанским чиновникам Маргариты Симоньян, виновниками пандемии в Дагестане могут попытаться назначить нас с вами, дорогие сограждане. Это же мы во всем виноваты. Дезинформации в интернетах пишем, конфеты собирать ходим, молиться не перестаем. Поэтому уже не важно, кто оказался не способен противостоять дезинформации и убедить население соблюдать самоизоляцию. Очень эмоционально написали об этом в одном из телеграм-каналов.

«Тошно смотреть, как всей страной пытаются назначить дагестанский народ виновниками вспышки коронавирусной инфекции в республике. Не чиновников дагестанских, а именно народ. Интересно, может вина народа была в том, что (спасибо Минздраву РД) врачи оказались без средств защиты, а больные (спасибо Росздравнадзору по РД) без лекарств? Или в том, что (спасибо Роспотребнадзору по РД) тесты не проводились, а те, что проводились, терялись или месяцами по ним невозможно было получить результаты?

Может вина народа в том, что машины скорой помощи не приезжали на вызов, или в том, что до участковых врачей невозможно было дозвониться? И после этого можно говорить о том, что люди обращались поздно и не хотели лечиться. Конечно, дагестанские больные особенные – они лечиться не хотят, звонят и не могут дождаться скорой от нежелания лечиться. Стоят в многочасовых очередях на госпитализацию от нежелания лечиться. Их отказываются госпитализировать тоже именно потому, что это обычные люди – не хотят лечиться.

Может вина народа была в том, что оперативный штаб (по известно чьему указанию) не говорил о реальной картине в республике, не говорил о размере трагедии? Может вина народа была в том, что когда у нас люди умирали сотнями, нам говорили о единицах, тем самым скрывая от народа и руководства страны масштабы трагедии, одновременно не создавая предпосылки к тому, чтобы руководство страны вмешалось и направило этому виноватому в безответственности чиновников народу необходимую помощь. Народ в беспомощном состоянии был брошен в одиночестве перед этой заразой. Кто как мог, так и выкручивался».

***

Возвращаясь к ситуации с коронавирусом в республике в целом, приходится констатировать, что наши власти вновь наступили на привычные грабли. И это вызывает вопрос о том, что происходит? Либо руководство республики действительно не способно фиксировать происходящие события, анализировать их, делать выводы и этими выводами руководствоваться. Либо это и есть осознанная стратегия поведения. Напомню, в июне 2019 года мы уже видели скандал в Кизляре, который стал результатом дезорганизованности властей в вопросе определения административной границы с Чечней. Главной проблемой тогда стало отсутствие ясности в вопросе о том, кто эту границу в конечном итоге должен определять.

Сперва много говорилось о так называемой «Парламентской комиссии», которая, как позднее выяснилось, существовала лишь на словах и ничего реально не решала. Позднее путём самовыдвижения была создана «Общественная комиссия», члены которой тоже оказались лишь в роли наблюдателей. Еще позже выяснилось, что в республике создана «правительственная комиссия», которая так ничего толком не решила. Во всяком случае, не объяснила эти решения населению. В итоге – скандал на всю страну, за который так никто толком и не был наказан. Ведь никто за эту работу не был толком и назначен ответственным.

Характерно, что сегодня, в мае 2020 года, аналогичную картину мы наблюдаем и в ситуации с коронавирусом. Как правильно напомнил Шамиль Хадулаев, в конце марта Владимир Васильев официально ввёл в республике режим повышенной готовности. С этого времени начались разговоры о некоем «Оперативном штабе», который якобы что-то делал для предотвращения распространения коронавируса. Правда, пугающая картина позднее вынудила активных граждан создать «Народный штаб», который пытался стать совещательным, но так и остался лишь наблюдательным органом. В итоге случился новый скандал, но уже на весь мир.

Теперь уже даже американская пресса активно освещает фальсификацию статистики больных, что, как мы понимаем, не придаёт в глазах мировой общественности дополнительной легитимности предстоящим в этом и в следующем году выборам. И тут даже можно понять Хизри Исаевича, спешащего провести голосование по поправкам, пока доверие населения к власти не рухнуло вовсе до нуля. Субъективно он прав, хотя объективно его заявление и выглядело циничным.

***

И здесь вновь тот же вопрос: если юридически никакого оперативного штаба не существует, то формально и ответственности за произошедшее в республике никто не несёт. Формально республиканские чиновники могут невозмутимо похлопать ресницами, изобразить жуткое удивление, и сказать: «А мы-то в чем виноваты? Вы же сами в мечети и на тазият ходили». И добиваться наказания виновных в этой ситуации может и заинтересована лишь администрация Президента. Но и она будет активно действовать лишь в том случае, если соцопросы покажут критический рост протестных настроений в республике.

А какие у нас настроения? Если на днях отменят карантин, то и тысячи трупов уже никого не смутят. Лето, солнце, жара. Какие к черту протесты? Поэтому никакого наказания никто в республике не понесёт, если из Москвы прямо и жёстко не потребуют. Поэтому ждем сигналов из Москвы. И они оттуда продолжают идти. К примеру, очень жестко отозвался о наших управленцах основатель Life.ru Арам Габрелянов, которого давно и прочно связывают с Кремлем. И если Арам Ашотович так жестко «газанул», то это определенно знак. И знак этот из администрации Президента. Все это создает ощущение, что мы реально свалились на киношную планету Кин-дза-дза. Поэтому принимаем правильную позу, надеваем цак, шлепаем себя по щекам, говорим «Ку» и сидим в пепелаце, ожидая какое решение примут чатлане. Иного нам, пацаки, не дано. Иначе примчится ицелоп и всех трансклюкирует.