Фото_к тексту_ТАСС

Лучшая профилактика коронавируса – самоизоляция. Пожалуйста, оставайтесь дома!

Сегодня Дагестан мне всё больше напоминает «Титаник», в который уже врезался айсберг; он уже тихо идёт ко дну, но на верхних палубах, как поётся в знаменитой наутилосовской песне, «ещё танцуют фокстрот». Официально у нас коронавируса нет. Но даже если он вдруг окажется у нас в республике, кто его диагностирует как коронавирус? Насколько я понимаю, тесты, если и появились, то их катастрофически мало, и вряд ли их наличие сможет повлиять на ситуацию.

Заур Газиев

У нас пока всё тихо. На момент начала написания этой статьи ни одного официального случая коронавируса зафиксировано не было. И если из Москвы приходят ужасные известия о закрывшихся магазинах и точках общепита, в Махачкале рестораторы даже не почувствовали какого-то снижения спроса. Созвонившись с дагестанским ресторатором Муслимом Магарамовым («Байхан», «Веранда»), я узнаю, что в действительности посетителей столько же, как и раньше, но они усилили санитарные меры. Работают обеззараживающие лампы, все мыслимые и немыслимые средства гигиены пущены в ход и т.д. Они получили предписания от Роспотребнадзора, Минздрава, но о закрытии пока речи нет. Как нет речи ни у кого из бизнесменов и о налоговых каникулах. Единственное, что мы узнали, –налоговая инспекция прекращает на месяц обходы территории. Судя по ощущениям, у нас никто этой беды не ждёт; все думают, что коронавирус – выдумка телевизионщиков.

В этом плане меры, принятые в Чеченской Республике, у меня вызывают восторг. «Мы тоже часть этого мира», – сказал Рамзан Кадыров и принял жесткое решение. Там уже есть один зараженный, и вся республика перешла на карантин. Дагестан же пока живёт в мире, где нет коронавируса, и никто не в курсе происходящего. По ощущениям мы живём в марте 2019 года. И сейчас мне проходится направо и налево рассказывать, для чего нужен карантин, и как важно предохраниться от заболевания именно сейчас.

На днях в сюжете на канале «Евроньюс» смотрел на 37-летнего мужчину, больного коронавирусом, подключённого к аппарату искусственной вентиляции лёгких, а до этого потерявшего отца. Вирус приспосабливается! Он уже перешагнул рубеж пятидесятилетних. Нас всё это ждёт! Но как убедить людей, чтобы они сокращали своё присутствие в общественных пространствах, мне неизвестно. У меня такое чувство, что пока трупы не понесут стройными рядами по улицам, наш народ ничего не испугает. У нас, дагестанцев, есть удивительное качество думать, что беда может случиться с кем-то другим, но совсем не с нами. В прошлом номере я писал о том, как наш друг Мурад, посетив Мексику и Армению, искал возможность сдать тест на коронавирус в Махачкале. От Минздрава мы не услышали по этому поводу никаких комментариев. У нас разные люди возглавляли министерство, но это реально худший министр! Он даже не пытается разговаривать с обществом. Сейчас я уже не говорю о том, как он умудрился отправить на пенсию 65-летнего главврача буйнакской больницы, чтобы взять на его место 68-летнего! И таких пертурбаций на его совести множество. Не информировать общество о ситуации на сегодняшний день – это преступление. Мы наблюдаем ту же историю, что и в сериале «Чернобыль». Про то, как у нас с готовностью к реальной эпидемии, уже даже писать не хочется. Если у нас окажется хоть один больной, то пока он получит реальную помощь, перезаразит вокруг себя всех, кого можно.

***

На прошлой неделе глава республики открыл Ситуационный центр по коронавирусу. К слову сказать, мероприятие было организовано красиво, но вот с микрофонами облажались, и что говорил Владимир Абдуалиевич – не было слышно вообще. В этом плане Анатолий Карибов подготовлен получше. У него и со звуком было получше, и под объективами телекамер он чувствовал себя просто, как дельфин в океане! Правда, говорил, как всегда, много и ни о чём.

Спустя пару дней Владимир Иванов провёл совещание в режиме видео-конференцсвязи. О том, что там происходило, остаётся верить на слово РИА «Дагестан» – видеозапись не велась. Хотя такой формат мероприятия, кажется, сам просит, чтобы ставили камеры и снимали живой разговор людей, озабоченных ситуацией в республике. Как ни странно, но это необходимо делать хотя бы для того, чтобы привлечь внимание людей к серьёзности ситуации. Особенно учитывая общий, расслабленный по отношению к коронавирусу фон в республике. Если у нас министр здравоохранения – человек в погонах и наши жизни для него полный ноль, может, люди сами бы хоть как-то позаботились о себе. Надежды на Минздрав никакой!

В своём сегодняшнем состоянии, я думаю, честнее было бы открыто сказать людям, чтобы спасались сами, как могут. В плане просвещения и информирования населения РГВК сделало больше, чем Роспотребнадзор и Минздрав вместе взятые. Во всяком случае, аудитория этого телеканала предупреждена и подготовлена ко всем нюансам эпидемии. Принципиальная позиция канала: озвучивать всю имеющуюся проверенную информацию. Минкомсвязи ушло в подполье. Куда-то пропал и председатель Правительства Дагестана, и все его прекрасные помощники. Насколько я понимаю, Артём Алексеевич Здунов побывал в Германии, сейчас находится на карантине, его вообще нет в Дагестане. А между тем это вызывает слухи о том, что его отставка чуть ли не состоявшийся факт. Он вроде как освободил свои номера в гостинице «Приморская», и чемоданы с его вещами уже отправлены в царственную Казань. Если это так, то очень жаль, что не получилось сказать ему какие-нибудь приятные слова на прощание…

***

И ещё один аспект данной проблемы: как повели себя махачкалинские городские власти? Вообще никак! Такое чувство, что принципиально не читающий газеты мэр теперь ещё и не смотрит телевизор. Ни один фитнес-центр или бассейн не закрыты! Ни одна спортивная секция не закрыта! Ни одно публичное заведение не прекратило свою работу! В то время как дагестанские вузы отправляют своих студентов и преподавателей на удалёнку, мэрия ни сном, ни духом. Во всяком случае, никаких серьёзных действий я не увидел.

А между тем в сложившихся обстоятельствах главы муниципалитетов и органов местного самоуправления становятся главными акторами по борьбе с этой инфекцией.

В этом номере мы публикуем очень интересную статью Анны Зафесовой, описывающей ситуацию в Италии. Там мэры городов выходили и лично гоняли подростков по домам. Там армия разворачивает домой праздношатающихся по улицам. Та же история в Германии, Франции, Австрии. К слову сказать, в Австрии штраф за неправильное поведение в общественном месте – 2 600 евро. Все эти меры ждут и нас в Дагестане! Именно в таких обстоятельствах проверяется эффективность властей. И это ещё один аргумент, почему руководитель должен проходить через сито общенародных выборов. Потому что его положение зависело бы от граждан, а не от персоны, которая его назначила. В таких экстремальных ситуациях он бы не ждал указаний сверху, он сам бы совершал какие-то осознанные действия. И в этом случае он не слезал бы с экранов телевизоров, рассказывая горожанам, что нужно сделать здесь и сейчас. И уж точно мэр города не бегал бы по аварским диктантам, пытаясь доказать своим соплеменникам, что он самый что ни на есть аварский аварец!

Поведение городской администрации уже после выступления Владимира Васильева, после совещания в режиме ВКС у Владимира Иванова, мягко говоря, неадекватно ситуации. И вообще Салман Дадаев уверенным курсом идёт на звание самого большого разочарования года. Если до вышеупомянутых выступлений его молчание еще как-то можно было оправдать, то сейчас это просто показатель полного непонимания ситуации! Я противник панических настроений, ажиотажного покупательского бума, но и делать вид, что ничего не происходит, тоже нельзя! Людей нужно готовить! В Иране, который совсем недалеко от нас, копают многокилометровые траншеи, закапывая трупы погибших от коронавируса. В Азербайджане изолирован наш земляк, инфицированный COVID-19. Чечня закрылась на карантин полностью. Что нужно ещё, чтобы хотя бы попытаться закрыть рынки? Лучше предпринять хоть что-то сейчас и поберечься от вируса, чем потом позориться перед всем миром, демонстрируя своё невежество. Городским властям большой жирный минус.

***

Кода я смотрел выступление Сергея Собянина, обращающегося к пожилым людям, я видел действительно отца города. Мы увидели Владимира Путина, посетившего инфекционную больницу. Мы увидели, какие действия нужно предпринять, чтобы уберечься от коронавируса. Но практически ничего из этих действий я не увидел в Махачкале. Я глубоко убеждён, что республиканские власти должны в сложившихся обстоятельствах увидеть, насколько эффективными оказались люди, которым они дали шанс оказаться во власти.

P.S. По неофициальным источникам, уже имеются два подтверждённых случая заболевания коронавирусом в Дагестане. Один из заболевших – известный в республике человек. Как будут оправдываться за допущенную ошибку в дагестанском Минздраве, покажет время.