Как лечим, так и строим
Широко уже известный в народе доктор Салим Халитов во вторники провел серию одиночных пикетов в разных точках города. Выйдя на проспект Р. Гамзатова, бывший уже врач подошел к зданию родного ему до недавнего времени травматологического центра, позднее переместился ко входу в республиканский Минздрав, где анонсировал свою пресс-конференцию. Ситуация напоминает известную сказку, где доведенный до отчаяния Айболит забывает о гуманизме и милосердии, вступая в бой со злодеем Карабасом.
Тамерлан Магомедов
Напомню, выступив две недели назад с видеообращением к министру здравоохранения республики Джамалудину Гаджиибрагимову, доктор сумел добиться ровно того результата, которого мы все и ожидали. Сановный чиновник уделил автору обращения времени совсем чуть-чуть, однако пресс-служба ведомства обратилась к нему со встречными обвинениями. Как заявили чиновники Минздрава, все дело в ужасающей меркантильности Халитова. Отбросив иронию, констатирую, что ситуацию иначе как омерзительной и не назовешь. Неудивительно, что после такой «объективности и беспристрастности» со стороны родного ведомства сам Халитов написал заявление об увольнении по собственному желанию. Естественно, что доктор при этом не преминул хлопнуть дверью, заявив, что считает ниже своего достоинства работать в медучреждении, которое, абсолютно не разобравшись в озвученной им ситуации, может его оклеветать, в то время как он приносил лишь пользу и центру, и пациентам. «Своё решение я не поменяю, пока передо мной лично не извинится министр здравоохранения Дагестана Джамалудин Гаджиибрагимов», – заявил он и вновь перешел в атаку, уже с плакатом в руках. Про пикеты доктора написали почти все независимые СМИ, о реакции самого ведомства пока ничего не известно.
Остается лишь подвести промежуточный итог: имея возможность выйти из ситуации народным героем, министр сам себя закопал. Нам неизвестны истинные мотивы врача, но из того, как мы видим ситуацию со стороны, выходит, что врач обращался к министру в надежде увидеть в нем справедливого руководителя. Для того, чтобы предстать в этом образе, Гаджиибрагимову достаточно было хотя бы формально высказаться по этому поводу самому. Не важно, что прозвучало бы там, главное, что мы бы увидели заинтересованность министра в решении проблемы. Однако сделать этого министр просто не смог. Министр так и не понял, в какое время он живёт и какую модель поведения в этом случае правильнее было бы выбрать. В конце концов, он мог это сделать хотя бы для того, чтобы не подводить назначившего его на эту должность Владимира Васильева. Закрывшись на совещание и начав потом кричать через свою пресс-службу «Сам дурак», он показал свою слабость. В первую очередь, именно слабость. Неспособность даже формально выстроить диалог с врачами – это огромный минус министру как руководителю, даже если Халитов и не прав. Никто ведь не требовал увольнять главврача, да и сам Халитов пошел бы на мировую, если бы с ним поговорили как с коллегой и человеком.
***
Здесь можно долго рассуждать о морали, чести горца и клятве Гиппократа. Но суть, собственно, совершенно не в этом. Суть в том, что наша власть так и не научилась жить и работать в современных реалиях. Увы, информация сегодня – это вовсе не то, что сообщают со страниц «Дагестанской правды» или в эфире новостей ГТРК «Дагестан». Информация – это секундное нажатие на кнопку смартфона. Нажал – и вот уже все творящееся вокруг тебя в прямом эфире. Без какой-либо цензуры и закрытых совещаний. Но осознание этой истины к нашим правителям никак не приходит. И Бог с ним, что министр, который провел всю жизнь в лазарете ФСБ, слабо разбирается в медиатехнологиях. Страшно то, что в коридорах нашей власти за две недели не нашлось ни одного вменяемого человека, который бы подключился к этой проблеме, скоординировав информационную работу ведомства или просто посоветовав министру как правильно можно купировать эту информационную угрозу.
Вспоминая еще одну сказку, хочется сказать, что несмотря на все уверения в красоте своего «пиар-комзола», наш король (республиканская власть) все еще голый. Да и главврач пошел на контакт не с официальными СМИ, хотя ему предлагали площадку, а пошел именно к Рамазану Рабаданову, закрыв для себя возможности в системных СМИ.
Возвращаясь же к самому Халитову, остается лишь сказать: «Бедный, бедный доктор». Ситуацию, когда ты не можешь (или не хочешь) уехать в другой регион и пытаешься отстаивать свои права в Дагестане, иначе как трагической ведь и не назовешь. Уверен, что с учётом образования и опыта он мог бы легко найти работу где-то на севере страны, но вынужден стоять в халате на улице с плакатом. И чем мы можем ему помочь? Сказать – «Уезжай»? Или подержать его плакат на пикете? Разве что пожелать терпения. Ведь ситуация все же меняется, и развитие гражданского общества закрытыми совещаниями уже не остановишь.
***
Глядя на ситуацию с доктором Халитовым, уже ничему не удивляешься. Никто ведь не задумался, что республика может потерять еще одного грамотного специалиста, никто не сказал о том, что труд человека должен быть оплачен. Бескорыстные наши чиновники поставили ему в вину, что он посмел попросить процент за свою работу от стоимости платных услуг. Это мне напомнило ситуацию, когда мне не заплатили за три месяца производства телепередачи и начали укорять в меркантильности. Мол, чего тебе еще надо было – тебя по телевизору же показывали! О том, что той телепередачей отчитались (а значит и деньги освоили), тогда в моем случае никто, вплоть до председателя правительства, тоже не сказал. Потому эмоции доктора Халитова мне более чем понятны. Но и ситуацию тоже надо понимать. Никому ведь талант, опыт, профессионализм и прочие подобные глупости в этой стране не нужны. У нас другие совершенно критерии оценки работников.
Что вообще можно говорить о принципах кадрового отбора в стране, где никогда не назначат на высокий пост человека, не замешанного в коррупции. Да, наркоманом и убийцей можешь ты не быть, но коррупционером быть обязан! И новое российское правительство являет собой живое тому доказательство. После насмешек в социальных сетях новый министр культуры Ольга Любимова быстренько зачистила свой интереснейший блог. И все сделали вид, что ничего и не было. А ведь там не только фотография нашей наикультурнейшей в матерной футболке обнаружилась, но и откровения про кокаин. «Употребляю наркотики редко, сама не покупаю их уже лет пять», – процитировал ее блог телеграм-канал «Футляр от виолончели». Содержание блога Любимовой все еще доступно в кеше Google, где его может прочесть любой желающий. О былом же содержании блога сегодня напоминает его название «Кропалик», что на жаргоне означает дозу наркотика.
***
Когда прозвучала информация о том, что московскую реновацию могут масштабировать на всю страну, сердце мое екнуло. Вспоминая, как безобразно велась работа в рамках расселения людей из ветхого жилья, ничего хорошего уже от подобных прожектов не ждешь. Да и сами «собянинки», выросшие на месте пятиэтажек в Москве, качеством ведь не блещут.
Ставший в одночасье вице-премьером Марат Хуснуллин готов провести реновацию всей России, и начинать собирается с крупных городов. По его словам, проект потребует огромных денег, но он необходим, иначе жилье устареет. В России эти слова воспринимаются нормально, как и попытки дагестанского Минздрава огрызаться на слова врача. Но интересно, как бы они прозвучали где-нибудь в Европе? Где до сих пор дома из раннего средневековья стоят, и никто не пытается их сносить. Сейчас федеральные каналы говорят о Хуснуллине как об эффективном строителе из Москвы. И теперь Хуснуллин, дескать, готов улучшать условия жизни в остальных регионах. Правда, далеко не все из них в состоянии потянуть реновацию, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Москва может себе позволить, сколько хочешь, значительно меньше – Тюменская область, но у нее нет нужды в такой большой реновации. Третий – щедро дотируемый центральным бюджетом Севастополь, в меньшей мере Крым», – считает Зубаревич.
Так что деньги придется брать из федерального бюджета. Вероятно, мы увидим появление еще одного нацпроекта, однако эффективность такого подхода уже поставлена под сомнение. Сам Путин в нем засомневался, потому и Медведева в отставку отправил. Если регионы сами не могут мусорные урны обновить, то надо решать вопрос их безденежья, а не многоэтажки им строить за федеральный счет. Подобный подход превращает региональных чиновников в банальных содержанок, которым и делать ничего не надо – приедет папик из Москвы, денег даст, и сам еще все и проконтролирует.
***
Скорее всего, Хуснуллин под реновацией подразумевал национальный проект «Жилье и городская среда», который предусматривает снос непригодного жилья, строительство нового, переселение граждан, создание комфортной городской среды, модернизацию отрасли и доступную ипотеку. Но подобные преобразования – это как введение чужеродного инсулина диабетику. После первой же инъекции выработка инсулина в организме прекращается. Остается лишь ждать новой дозы. В данном случае, новой дозы федеральных денег. Строить и что-либо обновлять своими силами тут никто ничего не будет. И ситуация с нацпроектами грозит превратиться в новый материнский капитал, который постоянно продлевают и увеличивают, а демографию выправить не удается.
Какие очертания подобная реновация приобретет, к примеру, в Махачкале, можно только с ужасом догадываться. Снесем пятиэтажные хрущевки и построим в центре Махачкалы двадцатипятиэтажные собянинки. А ширину улиц при этом оставим прежней. Не правда ли гениально? Разумеется, потом Хуснуллина нужно будет делегировать министром строительства в Евросоюз. Обновим старушку Европу! У нас же в Махачкале после такой реновации придется между проспектами Гамидова и Акушинского пробивать собственное Третье транспортное кольцо, а между Новым Хушетом и Богатыревкой прокладывать подобие МКАД – иначе из пробок точно не выберемся. Но имеет ли какое-то значение наше мнение? Никакого! На закрытых совещаниях уже все решили. Вопреки всем информационным угрозам и всяким там гражданским обществам.
Добавить комментарий