Ещё одна серия
Послание Президента России случилось в этом году раньше положенного срока. И честно говоря, выглядело как интрига в конце эпизода из бесконечного сериала. И вот теперь мы должны ждать, пока развитие сюжета не приведёт нас к очередным неожиданным поворотам. И опять во власти люди, которых никто не выбирал, которых никто не знает, и чьим главным достоинством является близость к Путину.
Заур Газиев
Медведев был народом не любим. Медведев был камнем на шее у Путина, который он тащил, поскольку своих не сдаёт. Но среди довольно бесцветной путинской команды он был единственный, кто делал хоть какие-то живые поступки. «Денег нет, но вы держитесь» или же предложение идти в бизнес тем, кого не устраивала зарплата учителя, – это были живые, хоть и глупые поступки. Путин никогда в жизни так не поступил бы и такого не сказал бы. Путин всегда тонко чувствует, как нужно правильно себя позиционировать здесь и сейчас.
В качестве президента Медведев был показательно несамостоятелен. В качестве председателя Правительства РФ он вообще выглядел как лох, хотя понятно, что на самом деле он был не лох. Дела большие он воротил. Дворкович и братья Магомедовы – один из самых заметных союзов, которые он создавал. Однако крышей Медведев был плохой. И своих сдавал за милую душу. Одно то, как он отписался от Инстаграма Абызова, как только у того появились первые неприятности. В этом плане Игорь Иванович Сечин, хоть и ненавидим, для своих союзников железно надёжен.
После расследования Алексея Навального «Он вам не Димон» участь Дмитрия Медведева была предрешена. Из экс-президента и премьера он превратился во всеобщее посмешище. После того, как во все топы вошел «Он вам не Димон», говорят Медведев сильно запил. И следы этой терапии были видны на его лице. Он всё время говорил так, как будто пытался за что-то оправдаться. Однако фильм Навального, скорее всего, продлил политическую жизнь Медведева как минимум года на два. Но с другой стороны, Навальный просто убил Медведева, как имя. В истории он останется не как либеральное крыло путинского кабинета, а как коррумпированный чиновник с непомерными аппетитами. Надо сказать, что слёз по поводу отставки Медведева не случилось и в первый день, не было их во второй. Горевать было некому. Он был политиком, который не представлял ни чьи интересы, кроме как свои и своей жены. Даже для тех, кто с ним работал, он имел какую-то ценность только тем, что был близок к Путину. Не больше. Я не помню никого, кто бы говорил о нём хоть что-то хорошее. Мне кажется, даже если что-то хорошее и было, говорить этого никто не хотел, ибо он принял бы на себя всю негативную реакцию, что накопилась в адрес Дмитрия Анатольевича.
***
И всё-таки, что же вдруг произошло, вследствие чего вдруг появилась необходимость таких откровенно популистских решений, о которых было объявлено в Послании Владимира Путина? Сильно сомневаюсь, что он читал комментарии, оставленные на Ютубе под его поздравлением с Новым годом. Не сомневаюсь, что он и близко не приближался к социальным сетям. Похоже, что внутренние доклады спецслужб всё-таки рассказали о том, что есть-таки запрос на перемены. И двадцать лет без изменений – это очень много. Ведь самый застойный брежневский период у нас продлился 17 лет, и об этом сытом времени скучают совсем не те, кто способен преобразовывать страну, толкая её в будущее.
Самая протестная группа, которая больше всего недовольна положением вещей, это именно молодое поколение. А это означает, что в будущем оценка правления Путина окажется совсем не такой, на какую он рассчитывает сейчас. Путину нужны перемены гораздо больше, чем кому-либо в нашей стране. Международная изоляция, дружба со странами-изгоями, технологическое отставания и отсутствие предпосылок для внутреннего роста не оставляют шансов оттягивать дальше принятие каких-то судьбоносных решений. Медведев был балластом, который нужно было сбросить за борт уже давно. Но вопрос в том, как найти тех, у кого нет такого же негативного бэкграунда. Информация о незарегистрированных владениях Мишустина уже полетела по социальным сетям, и даже те, кто не хотел бы этого знать, отвернуться от этого не могут. Кадровый резерв Путина оказался маленьким и не дал ему на этом этапе достаточного количества вариантов. И это ведь касается не только премьерского места. Не хочу никого обижать или оскорблять, но человек руководящий Росгвардией, – это очень плохо. Про некоторых других персонажей даже писать не хочется. С таким окружением в историю получится войти не так, как хотелось бы президенту Путину. Ведь история это не только когда вы сами национальный лидер, но и каких людей вы приводите с собой, и какой след они оставляют на вверенном им участке.
Управление большой образованной страной с очень сложной и непредсказуемой историей – это сложная работа. Но с другой стороны, Россия крепче, чем может показаться со стороны. И жизнь здесь возможна и после Путина. Нас ведь в общее пространство связывает не только полиция, армия, налоговики и Росгвардия. Самый ценный ресурс – это русский язык и общее интеллектуальное пространство. Даже Дагестан, с его иной ментальностью и совершенно другой историей, – это часть русскоязычного пространства. Для нас Азербайджан – это другая чужая страна, а в сторону Москвы – наши! И то, что сейчас Дагестаном управляют не местные кадры, в исторической перспективе подтягивают Дагестан на уровень остальной федерации. Но это другая история со всеми плюсами и минусами. Об этом нужно писать отдельно.
***
И всё-таки, остаётся вопрос – отставка Дмитрия Медведева это плюс или минус? Это мы сможем понять, лишь увидев, что за человек тот, кто придёт после него. И это вопрос совсем не праздный. Ведь это ему придётся заниматься внутренней политикой. А это направление у нас по всем опросам было самым провальным. Во всяком случае, так считает большинство опрошенных. К слову сказать, снобизм Медведева был уж настолько зашкаливающим, что даже если бы этот человек делал что-то хорошее, никто бы этого в расчёт не взял бы. Люди ведь реагирую не только на поступки, но и на слова, которые вы говорите, на мотивы ваших поступков. Общественное мнение не заморачивается на сложные схемы и рефлексию – оно делает выводы. И всё что вы можете – это опровергнуть или подтвердить эти выводы. Медведев богатый человек, у него были большие возможности, и даже не глупый, наверное, но какого-то очень важного человеческого качества у него не было. Он вполне мог нанять пиар-компанию, которая помогла бы ему справиться с тем негативным шлейфом, который высветил у него Навальный. В стране были катастрофы, эпидемии, случались события, когда вполне возможно было его человеческое участие. Но ни одним шансом показать себя как человека – он не воспользовался. Путин, с его гиперпопулярностью у старших поколений, чего только не делал для того, чтобы его рейтинги держались, – Медведеву эта часть работы была безразлична.
Однажды мне пришлось оказаться на одном круглом столе в Кремле, где в бытность президентом Медведев встречался с правозащитниками. После того, как я завершил своё пятиминутное выступление, выступило ещё пару человек. И вдруг Медведев вступает в диалог и начинает говорить о том, что фраза, в которой сравнивается ситуация в Дагестане и в России, чуть ли не показатель сепаратизма. Человек почему-то не услышал в моём выступлении ни слова о внесудебных казнях, похищениях людей, пытках, что были в стране, которую он возглавлял, но при этом увидел смысл, которого вообще никто в этот текст не вкладывал. Путин в такой ситуации вёл бы себя абсолютно иначе: несравнимо разумнее, адекватнее, умнее. Я просто не представляю себе, чтобы Путин заснул на мероприятии, как это было на открытии Олимпиады в Сочи или на чтении обращения в Кремле.
Я даже не сомневаюсь, что нынешние реформы, намеченные Путиным, сделаны для того, чтобы остаться во власти и продолжать быть гарантом существующего положения вещей. Но он делает это, объясняя, почему он считает, что так правильно. А эти многочисленные бонусы электорату, типа индексаций пенсий или выплат детского капитала после рождения первого ребёнка, выглядят как откровенный подкуп избирателя, который итак пойдёт за него голосовать. В конце концов, может быть пришло время позаботиться об учителях, врачах и прочих бюджетниках.
Сейчас я не могу заглянуть в будущее и рассказать, к чему приведут меры, обозначенные в последнем обращении, но есть ощущение, что Титаник берут на буксир и хотят придумать ему иной конец. Как всё сложится – неизвестно. Все предыдущие реформы в России заканчивались геополитическими катастрофами. Что будет на этот раз – поживём, увидим! В этом кино началась новая серия.
Добавить комментарий