Фото к тексту_www.riaderbent.ru

В нынешнем декабре стоит очень тёплая погода. Снегом не пахнет даже в Москве. Снега почти нет в горах, чего уж говорить о пыльной и вечно душной Махачкале. Этот год по факту уже подошел к концу, и мы видим, как отчаянно пытаются дотратить неиспользованные бюджетные деньги разные ведомства. Глаза уже просто устали закатываться от происходящего. Одно желание – чтобы всё это быстрее закончилось.

Заур Газиев

Я прошел много информационных войн и очень хорошо знаю, что в этих битвах победителей не бывает. Люди валяют друг друга в дерьме, при этом бонусы получает не тот, кто прав, а тот, кто готов переступить через все правила приличия. Заходя в эти мутные воды, вы уже теряете всякие берега, и нож в спину вам может воткнуть даже тот, кого вы считали своим другом и союзником. Это я, к слову, об очередном обмене выстрелами между казначейством и исполнительной властью. Неважно, кто начал первым, но смысла в этой войне нет никакой. Считаю всё это неосознанными действиями, работающими на дискредитацию власти. Не больше. Судьба обитателей властных кабинетов в нашей стране не решается публичными пикировками. Её определяет верховный главнокомандующий. И если он не решит, что чьё-то время закончилось, то ничего не изменится. И здесь вообще не имеет значения, нарушает человек закон или не нарушает, по закону он работает или на свой карман. Мы тут на Ютубе увидели столько антикоррупционных расследований, где документально всё подтверждено, где всё тебе с квадрокоптера показывают, но при этом нет никаких уголовных дел, и люди работу не теряют. Поэтому, извините, я мало верю в то, что нарушения закона могут быть единственной причиной, почему под человеком вдруг начинает шататься кресло.

При этом я вообще не верю в эффективность публичных разборок. Мы живём в то время, когда нет нужды в безупречном герое. Нам вообще не нравятся идеальные люди, у нас больше симпатий вызывают персонажи, чьи недостатки нам понятны и чей алгоритм действий нам интересно наблюдать. В этом плане варяги, за редким исключением, абсолютно картонные персонажи. Я вижу, как изо всех сил делаются дороги, вода, мосты, школы, садики, общественные пространства, и это не может не вызывать чувство благодарности и уважения. Но с другой стороны, мне жалко варягов: все их усилия в конечном итоге приведут к тому, что сменится власть, и в Дагестане всё снова вернётся на круги своя.

И здесь хочу отдельно написать про то, что на самом деле легионерам есть чем гордиться. У них получилось привлечь огромные средства на развитие инфраструктурных проектов в республике. Нужно отдать должное: такого размаха дорожного строительства, такого количества школ, детских садов, дорог, воды – никогда прежде в республике в строй не вводилось. И это, безусловно, заслуга Владимира Васильева. Но и здесь, как и в любом большом деле, которым занимаются люди, есть свои просчёты. И это неизбежно становится поводом для упрёков. Ситуация с освоением бюджетных денег на фоне уголовных дел и нереально завышенных требований к качеству работ в конечном итоге приводит к тому, что бизнесмены зачастую предпочитают оставаться в стороне от заказов. Судите сами, для того чтобы участвовать в тендере, нужно потратиться на документацию, потом вы должны будете уменьшить цену, затем, если вы выиграете, вам нужно за свой счёт выполнить объём работы. И только потом у вас эту работу должны принять и оплатить. А могут и не заплатить. А могут посадить ещё до того, как ты сдашь свою работу. Поэтому люди предпочитают отсидеться в тени, пока беспокойные времена не закончатся.

***

Ещё одной очень важной темой декабря стало получение Дагестаном гранта от правительства России. За эффективную работу руководства республики к нам придут свыше 1,2 млрд рублей. Для республики это очень хорошая новость. Но сейчас вопрос в том, на что будут потрачены эти деньги. Владимир Васильев вынес это на всенародное обсуждение.

Деньги это хорошо, но в этом месте мне бы хотелось рассмотреть ещё один аспект данного вопроса. Прежде всего, речь идёт об участии граждан в управлении делами государства. Сегодня нас, простых граждан, практически полностью оттеснили от выборов. Да и то, как проходит избирательный процесс, нас никак устраивать не может. При том, что гражданская активность является необратимым следствием развития общественных отношений. Мы живём в XXI веке, и править страной как во времена Александра III не получится. Социальные сети и гражданское общество изменили отношения, изменили климат в социуме. Нужно понимать, что в связи с развитием современных технологий совершенствование механизмов социальной коммуникации процесс неизбежный. И правильнее было бы его использовать на пользу обществу, а не пускать на самотёк. Отрадно, что Владимир Васильев увидел в этом новые возможности для развития дагестанского общества, и предложение обсудить, куда потратить грант – является очень правильным ходом. Ходом, который предлагает нести ответственность за принятые решения не только властям, но и гражданам.

Понятное дело, что окончательное решение будет всё равно за республиканскими властями, но обществу предложено задуматься над тем, какие проблемы оно само считает наиболее острыми.

***

Из всех предложений, которые поступили по этому поводу, самое серьёзное, наверное, строительство очистных сооружений. Были, конечно, и пожелания раздать всё людям, построить ледовый дворец, построить мечеть, ещё один стадион, построить завод, ещё один путепровод между Махачкалой и Каспийском и т.д. Но, на мой взгляд, сегодня важнее всего – очистные сооружения. Как сказал один из общественников, если республика сегодня направит эти средства на завершение строительства очистного коллектора, это решит проблему загрязнения вод Каспийского моря канализационными стоками, что в результате позволит не только снизить заболеваемость населения кишечными инфекциями, но и в разы увеличить туристический поток в Дагестан. Но даже если и не для туристов – Махачкале и Каспийску этот объект нужен ещё больше.

Нет сомнений, что очистные сооружения стоят несравнимо дороже, но этот грант мог бы помочь осуществить этот проект несравнимо быстрее. Другой вопрос, что легионеры понимают, что, скорее всего, они в Дагестане ненадолго, и им нужна позитивная история их присутствия здесь. Согласитесь, что никогда прежде в нашей республике так массово не запускались детские площадки и не открывались новые дороги. Такая забота о простых людях нам прежде была неведома. Раньше до простого человека блага доходили через какие-то сложные схемы. Теперь появилась возможность пользоваться ими напрямую. Надо сказать, что пресекая всякие возможности для славословия в свой адрес, Владимир Васильев этими социально значимыми проектами уже завоевал авторитет среди простого люда. А если прибавить к этому борьбу со старыми элитами, которые так и не смогли выстроить гармоничные отношения с демосом, то популярность Васильева становится просто неизбежной.

Другой вопрос, что предшественникам Васильева и не снилась та поддержка Москвы, которую имеет он. Согласитесь, проект «Мой Дагестан – моя вода», благодаря которому получат воду почти полмиллиона человек, для трёхмиллионной республики очень существенное дело. И как это повлияет на имидж республиканских властей, догадаться нетрудно. Владимир Васильев это личный проект Владимира Путина, он сделает всё, чтобы этот проект был успешным. Да и потом, Владимир Васильев взрослый человек, и ему не всё равно, каким он останется в истории Дагестана. Понятное дело, что имиджевые проекты, на которых останется его имя, для него приоритетнее. Могу сказать только, что в любом случае всё это в интересах Дагестана.

***

Я не знаю, как долго продлится то, что происходит сейчас, но такое ощущение, что время нынешней власти заканчивается, и они напоследок пытаются сделать как можно больше такого, что оставит после них добрую память. Но это только мои ощущения. Надо сказать, что не только они нас удивляли, мы тоже наверняка оставим в их памяти неизгладимый след. Во всяком случае, сегодня можно утверждать, что в будущем можно больше и смелее приглашать людей со стороны. Свежий взгляд и новый опыт нам нужны, просто, как воздух. Мы – дагестанцы – слишком долго варились в собственном соку, и главным плюсом нынешних властей является то, что они вытянули Дагестан из того заколдованного круга, по которому республика бежала много лет.

Год подошел к концу, а снегом даже не пахнет. Кажется, эта безумная Грета Тумберг всё таки была права: потепление климата меняет облик Земли. А зима со снегом нам очень нужна. Как не может человек днём бодрствовать, если хорошо не спал ночью, так и лето не бывает плодотворным без хорошей холодной зимы. Но это уже совсем другая история…