Фото к тексту

Нет никакого варианта «б». Есть полное непонимание, куда мы движемся, и что нас ждёт в будущем. Молодёжь, которая чего-то стоит и может, бежит из Дагестана со всех ног. Да и бегут не только из Дагестана, к слову сказать, счёт выехавших из России уже идёт на миллионы. По разным оценкам за последние пять лет где-то от трёх миллионов. Но даже и это уже не удивляет, как удивляют мысли о том, что нас ждёт дальше.

Заур Газиев

У нас усиленными темпами строятся школы, дороги, проводится вода. Если поверить официальным источникам, то у нас никогда в таких объёмах подобная работа не проводилась. При этом мы видим, как зорко следят за бюджетными деньгами те, кто отвечает за реализацию приоритетных проектов в Дагестане. Хотя высокие требования к качеству поставляемой услуги и прозрачность сделки уже делают работу на этих проектах весьма сложным предприятием. Разбогатеть на государственных контрактах сейчас очень сложно. А это означает, что уже не будет построено с этих денег больших особняков и не будут на откаты покупаться люксовые внедорожники. Именно по этой причине вполне возможно, что какая-то часть денег по приоритетным проектам останется неизрасходованной.

Но это в любом случае лучше, чем ничего. Для Дагестана важно, чтобы появились новые хорошие дороги, были приведены в порядок образование, здравоохранение, чтобы к каждому населённому пункту провели воду. Сейчас вопрос только в том, для чего всё это делается! Вот никогда не поверю, что из любви к нашей республике. В политике не оперируют такими категориями, как любовь или чувство благодарности. Значит, для чего-то понадобился Дагестан вылизанный, вычищенный, внешне благополучный. При том, что планами на то, какое нам уготовано будущее, никто делиться не торопится! Ну, а скромный жизненный опыт подсказывает, что никакое чтение знаков и символов никак не поможет узнать, что нас ждёт через месяц, полгода или год. Кремль в своих решениях непредсказуем. Во всяком случае, для нас.

А если честно, все эти приоритетные проекты выглядят сегодня как прощальные подарки Васильева, нежели части большого плана по приведению региона в порядок. И здесь я могу сказать со стопроцентной уверенностью, чем больше сюда вложат денег, тем крепче Дагестан будет прикручен к телу России. Что касается экстремистских или сепаратистских идей – они не приживутся на этой почве. Не для того Россия делает сюда такие колоссальные вложения, чтобы отдать территорию на откуп экстремистам. Похоже, порядок в республике, который мы ждали столько лет, имеет шанс пустить свои слабые корешки…

***

Чем больше проходит времени, тем больше людей начинают переосмысливать своё отношение к Почётному председателю Госсовета Дагестана Магомедали Магомедовичу Магомедову. На этот раз мы все стали свидетелями того, как дань уважения к этому человеку отдал президент России Владимир Путин. И благодарственная речь Магомедали Магомедовича, которую он сказал от первого слова до последнего, не заглядывая в бумажку, в круглом зале Кремля, не могла не произвести впечатление.

Вместе со всеми, кто относится к этому человеку с почтением и уважением, я присоединяюсь к поздравлениям, что звучали в его адрес в последние дни. Понятно, что годы берут своё, понятно, что убеждения в этом человеке только крепчают, но глядя на него думаешь о том, насколько мудрым он был, когда в 1999 году сделал выбор в пользу России. Сейчас меньше всего хотелось бы повторять слова, которые говорятся и пишутся на каждый юбилей тех памятных событий, на каждый юбилей Магомедали Магомедовича, но как ни старайся этого избегать, всё равно приходится констатировать тот факт, что он стоит у истоков постсоветской истории Дагестана. Просто судьба выбрала его. Он сам к этому не стремился. Ему ради должности не приходилось терять совесть или предавать друзей, он просто делал то, что должен был делать в соответствии со своим долгом и здравым смыслом. Уже нет в живых многих из тех, с кем он проходил через все эти трудные годы, уже на многое люди смотрят иначе. У нас была возможность сравнить его с теми, кто пришел потом…

Время уносит мелкие частицы, но глыбы остаются. Есть человек. Есть дела, сделанные им. Есть возможность сделать лучше. Те, кто пришел после него, могли исправить всё, что им не нравилось, но делали ровно то, в чём обвиняли Деда.

Многие лета сильному и мудрому человеку! Уж он-то знает: есть вещи, которые либо человек понимает сразу, либо их уже не объяснишь…

***

Почему нас всех так волнует история с убийством двух братьев Гасангусейновых?

Во-первых, все, у кого есть дети, понимают: никто не гарантирован от того, что и их дети могут оказаться жертвами произвола силовиков. Для нас, простых людей, очевидно, кто давал наводку, кто убивал, кто оформлял убийство как уничтожение экстремистов, а кто явился главным заказчиком этого преступления. Все знают, но сделать ничего не могут.

А может – и не хотят! Средневековое отношение власти к населению в конечном итоге в один день приведёт к очень печальным последствиям. Нельзя большую и образованную страну строить по образцу просвещённой монархии XIX века. В конечном итоге, даже то хорошее, что делается, вызывает внутреннее неприятие. История с братьями Гасангусейновыми – это как квинтэссенция всего несправедливого и гадкого в нашей жизни. Мы уже не задаёмся вопросами, как будет жить тот начальник РОВД или участковый, что навели на этих ребят. Мы уже не задумываемся, как будут жить и растить своих детей те товарищи, что убили невинных ребят. Нас уже приучили к тому, что такое зло может быть неотъемлемой частью нашей реальности. Но больше всего в этой истории поражает даже не факт случившегося, а то, как потом повели себя все те, от кого зависело восстановление справедливости.

Мы уже не ждём, что справедливость будет восстановлена и что зло будет названо злом. Мы смирились. Но хотя бы принести извинения и заплатить компенсацию человеку должны?!! Зачем ждать, пока вас заставит это сделать Европейский Суд по правам человека? Зачем ждать, пока в вашу сторону полетят очередные проклятия и будет названа виновной в этом двойном убийстве Россия, а не какой-то конкретный карьерист, решивший сделать себе звёздочки для дальнейшего продвижения по службе? Для нас всех история с братьями Гасангусейновыми это адский ад, где нет никакого выхода; родители братьев практически один на один с той бедой, которую они не заслужили.

Есть в этой истории ещё один аспект. Отец братьев Гасангусейновых говорит, что он борется для того, чтобы другие родители не прошли через его муки. А я вот думаю, стоят ли другие такой жертвы? И прихожу к выводу – не стоят! По сути, реально его поддержало не так уж и много людей! Ну сколько их, присоединившихся к нему на акциях протеста?!! Вот и я о том же!

В таких делах справедливость может восстановить только единство, иначе это всё разговоры в пользу бедных. Я не призываю к протестам – я просто констатирую факт. Несправедливость имеет очень нехорошую особенность: она никуда не исчезает, она не забывается и не растворяется во времени – она порождает ответные действия там, где этого меньше всего ждёшь…

***

Безумно жаль семью Гасангусейновых. Безумно жаль, что несправедливость стала нормой нашей жизни. Это вещи, с которыми можно смириться, но к ним невозможно привыкнуть. Сегодня, как я уже написал выше, делается много хорошего, но люди на это практически не реагируют. Зато стоило главе Цумадинского района Вечедову назвать Владимира Васильева «отцом Дагестана» в самом невинном, чисто человеческом контексте, так сразу же поднялся шквал негодования!

Откуда вся эта агрессия? – спросите вы. Откуда такая волна оскорблений и неконструктивных обвинений в адрес людей, которые вообще не несут ответственности за происходящее сегодня?! А вот всё оттуда же! Подавленные эмоции сублимируются в общую озлобленность и агрессию. И мишенью агрессии может быть кто угодно. Перебить эту волну позитивными новостями на Яндексе или на РГВК невозможно. Да и аресты сильных мира сего публику уже не забавляют. Более того, люди задаются вопросом: вот их арестовали, но нам легче жить не стало! Понятно, что это примитивные обывательские вопросы, но это еще и последствия тех моральных травм, которые пережило наше общество. Есть от всего этого спасательный круг? Наверное, есть. Но нащупать его будет непросто. Мы ведь, по сути, в кромешной темноте и вообще не понимаем, что нас ждёт в будущем.