1

Во вторник, 19 ноября, в рамках заседания Правительства Дагестана под руководством премьер-министра республики Артема Здунова, обсуждался вопрос, касающийся реализации мер по снижению неформальной занятости в регионе. С докладом на эту тему выступила Министр труда и социального развития РД Изумруд Мугутдинова. Она начала с результатов проведенного Российской Академией народного хозяйства исследования: к «теневому» рынку труда в той или иной форме причастны более 32 процентов россиян (а это около 25 млн человек), из них около 13 процентов определяют неформальную занятость в качестве основного источника дохода. При этом около 74 процентов россиян положительно относятся к неформальной занятости.

В нашем регионе отношение к неформальной занятости схожее, что и в целом по стране. Об этом свидетельствует проведённое, собственное социологическое исследование. В сентябре этого года во всех районах и городах центрами занятости населения было опрошено порядка 5 тысяч человек по вопросам, касающимся неформальной занятости по разработанной Минтрудом РД анкетной форме. В результате — 44,5 процента опрошенных граждан заявили о том, что работают без заключения трудовых договоров. А доля тех, кто получает зарплату неофициально, либо частично в «конвертах», даже чуть выше – 46,4 процента. Кроме того, около 60 процентов респондентов заявили о положительном либо нейтральном отношении к неформальной занятости, отмечая вынужденный для работников либо работодателей характер неформальных отношений в экономике. При этом многие из граждан, давших такой ответ, имеют официальное место работы и знают, что зарплата «в конвертах» проходит без уплаты налогов и страховых взносов, то есть – в обход закона (таковых почти 46 процентов). «Другими словами, значительная часть граждан республики считает «теневой» рынок труда вполне приемлемым. Безусловно, нам необходимо учесть данный фактор, чтобы скорректировать механизмы и приоритеты в работе по данному направлению», — высказала мнение профильный министр.

В целом работа по легализации трудовых отношений проводится в рамках «дорожной карты» по снижению неформальной занятости, и в этом году в планах вывести из «тени» 25 тысяч работников. Работа ведется силами муниципальных комиссий совместно с правоохранительными и налоговыми органами. На сегодняшний день проведено более 800 рейдовых мероприятий, в результате которых в официальный сектор переведено более 20 тысяч работников (в их числе более 5,8 тысяч предпринимателей и около 15 тысяч граждан, работавших по найму). При этом, отметила министр, по муниципальным образованиям данная работа организована на разном уровне. Есть муниципалитеты, достаточно успешно работающие в этом направлении: это – Сулейман-Стальский район, Кизилюрт, Кизляр, а также Хасавюрт, Табасаранский, Дербентский, Хасавюртовский, Лакский и Новолакский районы.
Но вместе с тем в ряде муниципалитетов работа местных комиссий организована на низком или недостаточном уровне. В их числе: Шамильский, Кумторкалинский, Кулинский, Тляратинский, Бабаюртовский и другие районы, в которых в официальный сектор занятости переведено менее 35 процентов от числа запланированных.

«Дорожной картой» по снижению неформальной занятости также закреплено активное участие республиканских отраслевых министерств в легализации соответствующих сфер экономической деятельности, в том числе по предприятиям сельского хозяйства, строительства, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий,гостиниц и ресторанов, прочих услуг населению. Активно работу по рейдовым проверкам хозяйствующих субъектов, работающих без регистрации, проводят налоговые органы республики, которыми за I полугодие 2019 года на налоговый учет поставлено свыше 1,3 тысяч предпринимателей. По словам министра труда и социального развития республики, работа по снижению неформальной занятости отдельными республиканскими ведомствами организована в недостаточной степени. Минпромом не завершена сверка данных по автозаправочным станциям в регионе, а проведенный им мониторинг курируемых предприятий легкой промышленности не выявил в них «теневую занятость». Нет данных по снижению неформальной занятости по предприятиям торговли, оптовым рынкам, в строительной отрасли, сельском хозяйстве, включая зону отгонного животноводства, транспортным перевозкам.

Помимо прочего, в связи с традиционной для республики занятостью в сельском хозяйстве было обращено внимание профильного министерства на зоны отгонного животноводства. В настоящее время эти поселения, ввиду их удаленности от соответствующих муниципалитетов, выпадают из поля зрения и, соответственно, малоконтролируемы. Также требуют внимания парниковые хозяйства и перерабатывающие предприятия. «Полагаем возможным организацию Министерством транспорта (совместно с контрольно-надзорными органами) рейдовых проверок в сфере грузо- и пассажирских перевозок. Необходимо задействовать потенциал «вывода из тени» предприятий строительной отрасли. В целях усиления регулирования в сфере торговли полагали бы возможным рекомендовать налоговым органам проводить проверки крупных торговых объектов республики на предмет обоснованности их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей с использованием различных схем – это касается больших торговых центров», — прокомментировала докладчик. Среди озвученных предложений было и касающееся субъектов малого и среднего предпринимательства, наиболее подверженных неформальной занятости: речь шла о внедрении системы микрогрантов на обустройство пожарной и технической безопасности, а также налоговых каникул в случае легализации ими в полном объеме трудовых отношений, которые должны быть зафиксированы налоговыми органами. «Как мы все понимаем, потери от неформальной занятости влекут за собой не только социальную незащищенность работников по трудовым вопросам, но и неполное поступление налогов в бюджет, внебюджетные фонды. Так, по официальным данным Дагестанстата порядка 637 тыс. работников заняты в неформальном секторе экономики (52 проц. от общего числа занятых). Только условные потери от невыплаты ими подоходного налога (НДФЛ – 13 проц.) могут ежегодно достигать 15 млрд рублей», — завершила свое выступление Мугутдинова.

Артём Здунов признал, что цифры, озвученные руководителем Минтруда республики, представляют собой опасность, в первую очередь, для самих нелегально работающих граждан: «Речь идет не только о миллиардах недособранных средств, но, прежде всего, о том, что люди в дальнейшем столкнутся с негативными последствиями получения «серой зарплаты», оставшись, к примеру, без пенсии, да и начисления по медицинскому страхованию у них тоже другие. 600 тысяч человек, не охваченных сегодня, — это просто обманутые люди. Необходимо разъяснять населению разницу между «белой» и «серой» зарплатой, которая лишает их оплачиваемого отпуска, больничных, отпуска по уходу за ребенком, возможности получения кредита, а также социальную значимость легальной занятости для развития общества». При этом премьер-министр напомнил руководителям органов исполнительной власти, что работа в данном направлении находится на контроле у Главы Дагестана Владимира Васильева. «За прошлый год на 37 тысяч 600 человек увеличилось число застрахованных работающих лиц. Таким образом мы сохраняем в бюджете около 300 млн руб. Вот результат. А у нас еще очень большой потенциал», — подчеркнул Здунов.

В этой связи Минтрудом РД ведется информационное сопровождение проводимой работы, а также организована «горячая линия», по которой граждане могут получить разъяснения по вопросам занятости и легализации трудовых отношений.
По итогам обсуждения был дан ряд поручений, в том числе касающихся актуализации планов работы по снижению неформальной занятости для муниципалитетов, учитывая их географические особенности.