«Общественный контроль» или прозрачность для всех?
Наблюдая сегодня за выборами в Мосгордуму, вспоминаются «Окаянные дни» гениального Ивана Бунина. Книга, созданная на основе дневников, которые он вел в 1918-1920-х годах, названа исследователями значимым документом переломного времени. К примеру, вот что Бунин писал о русском народе: «Опять какая-то манифестация, знамена, плакаты, музыка – и кто в лес, кто по дрова, в сотни глоток: Вставай, подымайся, рабочий народ! Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: «Cave furem». На эти лица ничего не надо ставить – и без всякого клейма все видно».
Тамерлан Магомедов
Чем примечательно это наблюдение Бунина? Тем, что зеркально отображает нашу с вами эпоху. Столичные либералы начала прошлого века, будучи зачастую дворянского или хотя бы буржуазного происхождения, презирали большевиков за то, что они использовали малообразованных жителей бедных национальных окраин российской империи для взятия и укрепления своей власти в стране. Нельзя не отметить, что и в наши дни столичные либералы обвиняют власть в том же самом, к примеру, акцентируя внимание на национальном составе и уровне культурного развития введенных в столицу бойцов подразделений национальной гвардии. Хотя наша современная власть по своей сути является не революционной, а, наоборот, реакционной, демонстрируя своей политикой гибридный империализм.
В этом наблюдении нет никакого открытия. В позднем Риме варварские по своему национальному составу легионы использовались как для усмирения бунтов, так и для переворотов. Равно как и сама империя ассимилировала население завоёванных областей, последовательно унифицируя в них систему управления. На смену местным царям приходили наместники, которые позднее превращались в банальных чиновников, получивших власть не по праву крови или силой меча, а по причине ничуть не изменившихся с тех пор подковерных бюрократических механизмов. Как отметил израильский эксперт по Кавказу, ультрасионист Авраам Шмулевич, Кремль управляет Северным Кавказом по «принципу козы», который вошел в обиход от бородатого еврейского анекдота. «Каждый раз кавказцы попадаются в одну и ту же ментальную ловушку: приходит якобы свой (глава региона), которого они ждут, затем они ждут его ухода, благодарят Москву за то, что его сняли, и с радостью встречают нового», – считает Шмулевич.
***
Стыдно признаться, но ожидание того, что новый глава республики в одночасье всех нас осчастливит, позже становится фундаментом критики его же деятельности. Этот социальный феномен прекрасно укладывается в предложенную компанией Gartner в 1995 году теорию о «шумихе», представляющую собой кривую зрелости технологии, которая в ходе своего становления постоянно пополняется всякими технологическими новшествами. Согласно этой теории, почти каждая новая технология проходит через пять фаз цикла. Первый – когда технология анонсируется или впервые появляется на рынке. Затем наступает пик чрезмерных ожиданий, когда о новой технологии говорит огромное количество людей. Позднее наступает избавление от иллюзий, когда технология оказывается неспособной соответствовать восхваляющей её рекламе, и люди быстро теряют к ней интерес, а в некоторых случаях даже начинают относиться с презрением. Однако позднее происходит преодоление недостатков, и люди начинают понимать, в каких сферах использование этой технологии будет полезным и выгодным. После этого технология вновь поднимается на так называемое плато продуктивности, когда все понимают ее преимущества и пределы.
Ровно так же ведем себя и мы, дагестанцы, раз за разом хватаясь за спасительное заблуждение, что новый руководитель республики изменит каждую конкретную жизнь, и неизбежно начиная его ненавидеть, когда кардинальных улучшений не происходит. Однако, следуя за технологическими циклами, нам пора научиться использовать наших глав в тех сферах, в которых они хорошо себя проявляют.
***
У действующего главы Дагестана Владимира Васильева хорошие отношения с чиновниками и силовиками в Москве. У него получается выбивать финансирование и устранять погрязших в коррупции чиновников, мешающих прогрессу в республике. Насколько сегодня используем этот ресурс? К сожалению, предоставляемые Васильевым Дагестану колоссальные возможности не используются и наполовину. Банально не хватает грамотных исполнителей на местах. Неслучайно, что в ходе совещания с главами муниципалитетов руководитель Администрации главы и правительства республики Владимир Иванов обратился к ним с призывом добровольно уйти с работы, если они не справляются со своими обязанностями. Они-то уйдут, но кто придет им на смену? Победители кадрового конкурса «Мой Дагестан»? В принципе, можно, однако в своем последнем интервью Владимир Васильев признался, что реальные инвестиции в Дагестан так пока и не пришли. Хотя уже скоро год, как обязанности руководителя профильного агентства исполняет победивший в этом конкурсе Гаджи Гасанов. Так что же делать? Автоматизировать!
***
Полностью автоматизировать работу чиновников, юристов и офисных работников путем внедрения искусственного интеллекта. В условиях, когда у нас тут даже банальный электронный документооборот толком до конца внедрить не могут, говорить об искусственном интеллекте, конечно, смешно. Но не смешнее, чем приглашать архитекторов для разработки концепции экономического развития Дербента или строить суперсовременную школу для обучения детей высоким технологиям в чародинском Тляроше. Автоматизация работы чиновников хотя бы в области контроля над исполнением сегодня даже на уровне «хотелок» не проговаривается. Однако даже вполне общедоступные сервисы от Google и Microsoft позволяют начать в республике внедрение искусственного интеллекта в систему управления без необходимости сомнительного отбора гениальных управленцев путем решения на скорость математических задач и уборки мусора на пляже. Западные исследователи, как я уже писал в прошлом материале, различают не менее четырех видов управленцев, считая каждый из этих видов важным ингредиентом успеха крупной компании. Главное сейчас – принять принципиальное решение, которое затем трансформируется в республиканскую программу, и так далее. Смех смехом, но если мы говорим о развитии республики в XXI веке, то должны перестать мыслить такими категориями как «субботник», «команда», «призывы к населению». Команда у каждого главы республики бывает своя, нам нужен механизм. Беспристрастный и неподкупный.
***
О том, что с управлением в республике по-прежнему все далеко не гладко, можно судить на основе последнего заявления премьер-министра нашей страны. По словам Дмитрия Медведева, Дагестан попал в число регионов, отстающих по выполнению мероприятий национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография». В республике до сих пор не выделены земельные участки под строительство или установку модульных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (нацпроект «Здравоохранение»). Премьер поручил федеральным министерствам здравоохранения и экономического развития до 10 августа разобраться в причинах этого отставания. Не исполняет Дагестан в установленный срок и мероприятия федерального проекта «Старшее поколение» (нацпроект «Демография») в части организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста.
Характерно, что на фоне провисающей ситуации с федеральными нацпроектами в республике сегодня приступают к реализации региональных приоритетных проектов с типовыми уже названиями: «Мой Дагестан – моя вода», «Мой Дагестан – мои дороги», «Мой Дагестан – комфортная городская среда». Анонсировать новое начинание решили путем проведения семинара-совещания для чиновников по организации общественного контроля реализации этих проектов. С докладами по данному вопросу перед чиновниками выступили Владимир Иванов, Артем Здунов, Хизри Шихсаидов, министры и главы районов. Однако ни одного общественника пригласить на трибуну никто так и не додумался. В раздаточных материалах в качестве субъекта общественного контроля указаны лишь общественные палаты республики и муниципалитетов. Но зачем тогда звать, к примеру, в качестве блогера на это мероприятие меня, если даже Мачаева с Азизхановым в зале не было? Для того чтобы я потерял весь день, занимаясь болтологией «в рабочих группах»? В связи с выпуском газеты просто физически не мог себе этого позволить, поэтому выскажусь здесь: никакого общественного контроля не будет без полной прозрачности в работе чиновников и подрядчиков.
***
Необходима полная прозрачность в работе, реализуемая путем детального и систематического информирования населения о сути проекта, его бюджете, стоимости конкретных работ, их сроках, подрядчиках, а также создания реально работающего канала обратной связи. Размещать всю информацию необходимо на специально созданном сайте. Однако сайт должны контролировать лично Иванов или Здунов. Иначе он заглохнет на второй неделе, как это произошло, к примеру, с сайтом, посвящённым прошедшим в республике под руководством Османа Хасбулатова стратегически сессиям. Ни зарегистрироваться для участия в них, ни получить какую-то актуальную информацию было невозможно, и назвать это иначе, как позором, просто нельзя!
Столь же позорная ситуация наблюдалась и в ходе отбора проектов «Местных инициатив», который проходил уже под контролем врио министра экономразвития Гаджи Султанова. Ни дозвониться по указанному в информационном сообщении о проведении данного конкурса телефонному номеру, ни дописаться до Султанова в Фейсбуке я лично так и не смог. Если будет желание меня опровергнуть, Султанов пусть заглянет для начала к себе в архив сообщений. Остается надеяться, что с самим этим конкурсом все прошло по обыкновению «гладко», и никакие общественники, вроде меня, так и не сумели потревожить покой ответственных за его проведение лиц.
***
Предложение о создании подобного сайта я озвучивал еще весной Салману Дадаеву в ходе его встречи с общественниками в парке им. Ленинского Комсомола. Предложение ему, вроде, понравилось; он, вроде, кому-то даже поручил его реализовать. Однако последней новостью стало вовсе не внедрение этого новшества, где каждый желающий мог бы почерпнуть исчерпывающую информацию о работе парка, о том, что он собой представляет, каковы его точные границы, сколько деревьев в нем, какие из них собираются спилить и сколько посадят взамен. Немаловажно также было бы через сайт узнать, сколько парк зарабатывает или получает из бюджета города и на что тратит эти средства. Хорошо, если бы на сайте был указан номер ответственного чиновника мэрии, которому можно было бы позвонить в случае, когда в его работе замечены какие-то нарушения. К сожалению, последняя новость из парка была о том, что расположенный на центральной аллее фонтан вновь не работает. По странной игре случая, созданный по инициативе мэра общественный совет парка просто не заметил неработающий более месяца фонтан. Но об этом написали в одном из популярных Телеграм-каналов, и как результат – фонтан заработал! Это в очередной раз подтверждает важность прозрачности в работе любого учреждения. Но прозрачной она должна быть не только для членов всякого рода «общественных» советов и палат, но и для всего нашего общества! А это, боюсь, нашим чиновникам совершенно не нужно.
Добавить комментарий