Куда послали «лучших людей города»?
Безусловной новостью этой недели стала волна слухов об отставке Владимира Васильева, о которой он сам якобы просит в Москве. Почвой для таких предположений послужило сообщение, опубликованное 17 марта околокремлевским телеграм-каналом Незыгарь Brief.
Тамерлан Магомедов
Разместив сообщения Незыгаря, администратор дагестанского канала спустя час опубликовал собственную, более подробную версию происходящих событий: глава Дагестана уже долгое время просит Москву отпустить его по состоянию здоровья. В ответ на это Васильеву якобы было предложено найти себе преемника. В качестве таковых были указаны премьер-министр РД Артем Здунов и руководитель администрации главы и правительства РД Владимир Иванов. Вникнув в суть этого сообщения, не сложно догадаться, что информация об отставке Васильева является очередным фейком. Однако фейком, не лишенным смысла.
Подобные провокационные анонимные вбросы на федеральном уровне никогда не делаются просто так. Слухи об отставке Владимира Васильева будоражат республику примерно каждые три месяца с совершенно понятной целью: это пустышка для остатков дагестанских элит. Легко ложась в жаждущие подобных новостей уши, подобные слухи провоцируют затаившуюся местечковую оппозицию на открытые действия или заявления против республиканской власти, позволяя раз за разом ее вычислять и вычищать. Нездоровая «ажитация» в рядах дагестанских чиновников и аффилированных с ними бизнесменов наверняка отслеживалась и в этот раз, в связи с чем достаточно забавно выглядят критические публикации в адрес Васильева, появившиеся в Сети явно по следам короткого сообщения Незыгаря. Этот процесс можно сравнить с взбиванием пены. Никакого реального компромата на Васильева у оппонентов нет, а злопыхательство по поводу общеизвестных экономических провалов дискредитирует лишь самих авторов, которых несложно вычислить.
***
Рассуждая о вероятности самой отставки Владимира Васильева, повторюсь, что слухи об этом циркулируют с первых месяцев его назначения врио главы республики. Построенные на теории об ухудшении состояния его здоровья, они приобретали разную форму. Говорили, что ему не подходит климат, шалит сердечнососудистая система и так далее. Несмотря на эти слухи, сам Васильев выглядит бодро, продолжая руководить республикой в энергичной манере: проводя субботники, посещая погорельцев в Цумадинском районе и просто интенсивно работая в течение всего рабочего дня в Махачкале. О том, что скорую отставку главы республики вряд ли стоит ожидать, говорит и необыкновенно пышная процедура его обращения к парламенту республики с ежегодным посланием.
***
Выступление главы в этом году прошло в большом зале республиканского Дома Дружбы, что говорит о попытке превратить послание в мощный идеологический медиапродукт, которым, по всей видимости, в этом году будет пронизана вся республиканская информационная политика. К сожалению, пока неясно, кто эту информационную политику будет в республике реализовывать. Непосредственно отвечающего за эту деятельность чиновника из администрации главы и правительства, по некоторым сведениям, могут сменить в течение ближайших двух месяцев. Однако достойных креатур на данный пост в республике попросту нет. И, судя по всплывающим подробностям о результатах проверок финансовой деятельности бюджетных учреждений, подведомственных профильному министерству, искать такого человека будут не в Твери.
***
Говоря о самом послании, стоит отметить, что Владимир Абдуалиевич затронул в своем докладе все сферы жизни республики, обозначив уже достигнутые успехи и ставя новые задачи на текущий год. Кроме победы Хабиба Нурмагомедова в американской лиге UFC, громких успехов у Дагестана немного. Реальных инвестиций, крупных проектов и просто талантливых людей в республике за минувший год практически не прибавилось. Оторвавшись от написания этой статьи, я успел посмотреть на сайте РГВК «Дагестан» концовку этого мероприятия, которое представляло собой достаточно интересное зрелище. Большой зал Дома дружбы, за некоторыми исключениями, смотрелся столь же помпезно, как зал Дворца партийных торжеств в Пхеньяне. Задумка режиссера была очевидна: процедура обращения к парламенту с посланием должна была стать символом «единения партии и народа», однако должного накала чувств в зале не ощущалось, поэтому смотрелось действо не особо пафосно. Кто-то изображал слушающее лицо, кто-то явно ощущал себя чужим на этом празднике жизни, и только одна дама из депутатского корпуса с положенной ей театральностью проникновенно кивала словам Васильева.
***
Конечно, ощущения по-настоящему оруэлловской незыблемости создать в зале не получилось. Однако напоминание о том, что Большой брат следит за нами из Кремля, дагестанцы все-таки услышали. Стоит признать, что отношение Владимира Васильева к Владимиру Путину отличается от тех чувств, которые ранее выражали с трибун прежние главы нашей республики. Это вовсе не то лицемерное восточное восхищение, но отношения людей давно и близко знакомых, которые через какой-то промежуток времени перерастают во взаимную заботу и понимание друг друга с полувзгляда. И в этом плане Дагестану повезло – Владимир Васильев в Кремле по-настоящему свой, доверие к нему совсем другого уровня. Но кому Васильев сам может доверять в Дагестане? Обращение с посланием к народу (а обращался он явно к народу, а не к депутатам) в этом году выглядело как киношное обращение Ланцелота к «лучшим людям города». Поэтому, обращаясь сейчас к Владимиру Абдуалиевичу, позволю себе любимую цитату из этого эпохального фильма Марка Захарова:
– Хотите подарить им свободу? А что они с ней будут делать? Зачем она им? Не думали? Фридрихсен, тебе нужна свобода?
– Мне? Ну что вы, зачем?
– Может быть, вам, сударыня?
– Зачем мне свобода, я замужем…
***
Судя по лицам собравшихся в зале в этот день «лучших людей города», мы все уже давно немного замужем и никакая свобода нам вовсе не нужна. Как бы пошло это ни прозвучало, но освободить от рабства нас так и не сумели. Правда, не стоит забывать, что каждому Ланцелоту неизбежно придется занять место убитого им Дракона. И его также будут восхвалять, называя спасителем и защитником. Наших «лучших людей города» можно бесконечно спасать, но спасти их от самих себя невозможно. Они будут изображать честных и хороших, говорить проникновенные речи. Будут хлопать в ладоши и восторженно заглядывать в глаза правителю. Но реальное улучшение жизни народа никогда не зависит от «лучших людей». Достижение экономического успеха, социального благополучия и справедливости в обществе требует только одного – неукоснительного, общеобязательного исполнения и дисциплины.
***
Владимир Абдуалиевич, несмотря на некоторые рыцарские порывы, первостепенность служебной дисциплины знает и блюдет. Поэтому и действует в республике армейскими методами, поэтапно заставляя весь бизнес встать на учет. Конечно, это решение легко критиковать, ссылаясь на наши бесконечные социальные трудности, непосильное налоговое бремя и прочие причины. Но пока мы все не встанем на учет и не начнем честно платить налоги, никакого порядка никакой Ланцелот никогда не наладит. Мы так и будем бесконечно платить взятки, подлизываться к чиновникам, врать и мошенничать, пока не поймем, что нас приперли к стенке и всё, что мы можем, – это честно работать. Конечно, для «лучших людей города» сама перспектива жить и работать по тем же правилам, по которым живут остальные дагестанцы, смерти подобна. Но только так в республике заработает экономика, наладится быт, повысится культура. И все мы, наконец, сбросим эти чертовы оковы коррупции. Возможно, что тогда даже я окажусь востребованным как специалист. И работа Васильева – это сегодня и моя лично война с «лучшими людьми города».
***
За минувший год по инициативе Владимира Абдуалиевича была проведена колоссальная работа, важность которой, к сожалению, очень сложно объяснить обывателю. Свершившийся благодаря ему вывод из тени большинства производителей сельхозпродукции выглядит, на первый взгляд, лишь как очередная драконовская фискальная мера. И хвалить вроде бы здесь главу республики не за что, ведь все ждут от нашего Ланцелота лишь финансовых подвигов в виде очередных федеральных субвенций. Однако, выстроив строгую налоговую дисциплину и заставив всех работать честно и в равных условиях, Васильев одновременно построит в Дагестане и гражданское общество. Это будет общество, где каждый будет гордиться собой и своими честными, объективными успехами. Где больше никто не будет бояться чиновников и правоохранительных органов. Не будет давать им взятки и подлизываться в надежде на незаконные преференции. Это будет новая, неведомая нам пока общность граждан, которые будут знать свои права, защищать их и неизменно отстаивать справедливость.
***
Следом за фискальными достижениями в Дагестан придут и экономические успехи, когда в условиях конкурентной борьбы начнут последовательно развиваться все отрасли экономики. Уже в этом году вслед за сельским хозяйством наверняка начнутся первые успехи и в перерабатывающей промышленности. А за нею подтянется и производство упаковки и тары для переработанной продукции. Растущее предложение местной продукции начнет развивать в республике и логистику. Маленькие успехи простых дагестанских фермеров без всяких колоссальных агропроектов превратятся в сельскохозяйственное процветание всей республики.
Мои прогнозы сегодня могут выглядеть утопично. Но хочу назвать и подлинно свершившийся успех Владимира Абдуалиевича. В недавнем разговоре один крупный чиновник сказал мне, что в современных условиях в Дагестане очень скоро никто не захочет идти на руководящую должность. Вспоминая эти слова, мне хочется стоя аплодировать Владимиру Абдуалиевичу, хоть я и не слышал его послания. Ведь под словом «никто» обиженный новой властью чиновник подразумевал тех самых «лучших людей города», которые в среду слушали Васильева в зале. А если они отказываются от руководящей работы, то это верный признак, что им больше не дают безнаказанно воровать!
Добавить комментарий