23 февраля
23 февраля в России празднуется День защитника Отечества. Этот день сейчас так и называется, а раньше, в советское время, он назывался день Советской Армии и военно-морского флота. Мало кто сейчас сможет без Википедии вспомнить истоки этого праздника.
Руслан Джабраилов
«23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание Совета народных комиссаров «Социалистическое отечество в опасности!», а затем в крупных городах прошли массовые митинги, а в Красную армию стали массово записываться добровольцы», – пишет по этому поводу Википедия.
Нет уже давно ни Красной, ни Советской Армии, да и социалистическое отечество превратилось в ряд независимых демократических государств, а праздник остался. И остался не только в России, но еще в Белоруссии, Таджикистане и Кыргызстане. Причем в советский период он праздничным днем не считался, в отличие от Международного женского дня – 8 марта, который был полноценным выходным. Эти два праздника имеют ярко выраженную гендерность: один считается мужским, а другой – женским, и, начиная с детских садов, девочки дарят мальчикам подарки, а мальчики – девочкам. Такое происходит и в школах, и в институтах, и в рабочих коллективах, ну и отмечают соответственно.
Вообще возникновение таких праздников в советском обществе, не избалованном возможностью открыто и легально проявлять симпатию к противоположному полу, несло и несет позитив. Я помню, как во время прохождения срочной службы в Заполярье, нас, солдат, пригласили школьники поселковой школы и устроили вечер, и напекли при этом тортов. Как они читали нам стихи и пели песни. Это был для них и для нас праздник веселый и весенний. Хотя весна там начиналась в июне. Только позже я узнал, что еще связано с этой датой. Узнал я это от своего друга-чеченца, случайно. В этот день произошло одно из самых гнусных преступлений советского режима – депортация вайнахских народов. Причем при дальнейшем изучении этой истории я выяснил, что советский режим, случайно или намеренно, кавказские народы выселял или на праздники, или около них. Так, карачаевцев выслали 2-4 ноября 1943 года в Казахстан и Киргизию. Из почти 70 000 человек – 50% дети и 30% — женщины. Кто любит порассуждать о коллаборационизме, внимательно оцените эти цифры.
***
Калмыков выслали под новый 1944 год, 28 декабря 1943-го в Алтайский и Красноярский края, Омскую, Новосибирскую области. Первым этапом было выселено 93 000 человек. Так как депортация проводилась в самый разгар зимы, и выселяли их в северные районы, погибло около половины депортируемых. 23 февраля 1944 года выслали вайнахов. Это была самая массовая высылка. В Казахстан и Киргизию отправили почти полмиллиона человек. Дело был зимой, поэтому масштаб потерь понятен. Также в Чечне произошло немыслимое для Советского Союза преступление. В ауле Хайбах просто сожгли людей в конюшне: 780 человек загнали и сожгли. Ввиду нетранспортабельности и возможности срыва сроков. Видать, у противника научились.
8 марта 1944 года пришла очередь балкарцев. 11 марта Берия доложил Сталину, что «балкарцев выселено 37 103 человека». С балкарцами вообще произошла интересная история, очень показательная для Северного Кавказа. Они, так же как их соседи карачаевцы, тюркоязычный народ, фактически это один народ, разделенный по разным республикам. И логично было бы их выселить совместно в ноябре. Но почему-то решение приняли в марте. Объясняется это тем, что инициатором депортации был тогдашний первый секретарь Обкома КБАССР. Этот советский чиновник фактически написал донос на свой народ, и после ряда успешных депортаций решил, так сказать, прогнуться.
Надо ли говорить, что практически по всей территории бывшего СССР собирали и депортировали военных и гражданских лиц. Единственная республика, которая не позволила депортировать вайнахов – это Грузия. Кистинцы и бацбийцы не разделили эту участь.
***
Территории республик были разделены между соседями. Калмыкия между Астраханской, Сталинградской, Ростовской областями и Ставропольским краем. ЧИАССР – между Дагестаном, Осетией и Грузией. На оставшейся территории была образована Грозненская область. Карачай поделили Грузия и Ставрополье. Вместо КБАССР образовалась Кабардинская АССР. В Дагестане насильно переселяли горцев-дидойцев в Веденский район, причем зачастую эти акции сопровождались сожжением сел. И если чеченцев выселяли солдаты и НКВД, то внутри Дагестана эти преступления совершались силами местной милиции. Кроме дидойцев переселяли лакцев, аварцев и даргинцев в опустевшие аулы, чем спровоцировали напряженность уже в сегодняшнем Дагестане.
***
Спор ингушей и осетин за Пригородный район уже два раза привел к кровавым конфликтам в 1981 году и в 1992 году. Вот такие подарки нам оставил сталинский режим. Конечно, пропаганда и тогда работала на полную мощность, и я помню, как мой отец меня убеждал в том, что все чеченцы бандиты и воры. И я, живя в Махачкале, и не видя ни одного чеченца, должен был ему верить, как многие до сих пор в Дагестане и Осетии. И поэтому самое большое число поклонников Сталина живет именно в Дагестане и Осетии. Они готовы оправдать даже самые гнусные и подлые преступления, называющие его именем улицы и вешающие портреты в машинах. Но рассказывали, как казахи кидали в вагоны белые камни, а конвой и не подозревал, что это сыр курт, который мог быть единственным спасением для голодных людей. Значит, все-таки буксовала советская машина, и люди старались оставаться людьми.
Вот такие праздники устраивал Советский Союз на территории Северного Кавказа, закладывая мины замедленного действия между народами, вместо того, чтоб улаживать и сглаживать древние конфликты.
И почему никому в голову не придет, допустим, устроить праздник в Армении в день геноцида армянского народа или праздник в день холокоста в Израиле? Почему северокавказские народы весело празднуют, в то время когда их соседи вспоминают жертвы этноцида, проведенного давно ушедшим режимом? Где хваленые братство и дружба? Неужели нельзя нашим главам предложить правительству РФ хотя бы в память тысяч жертв перенести эту дату на другой день, а этот день сделать днем памяти всех незаконно репрессированных народов?
Добавить комментарий