Фото_Хасавюрт

На этой неделе нас всё ещё продолжало бомбить по поводу встречи Владимира Васильева и Рамзана Кадырова. Она вроде как должна была состояться вот-вот, вот-вот, но всё никак. Надо сказать, что вопрос о границах, который испортил отношения Чечни с Ингушетией, в дагестано-чеченском варианте будет иметь не менее тяжелые последствия. Мы и так живём в обществе, которое находится на грани нервного срыва, нас сейчас лучше не трогать.

Заур Газиев

Наше внимание на этой неделе было приковано к очень странным новостям, которые мы уже и не знали, как воспринимать. Первая из них – это сообщение о том, что аналитики российского союза инженеров провели экспертизу природно-экологического состояния 164 городов страны. Самыми благополучными для проживания названы города Пушкино, Одинцово, дагестанские Хасавюрт, Каспийск и Дербент; Кисловодск и Ессентуки. Как вы понимаете, в этом списке нас не могли не заинтересовать наши города. Если в случае с Каспийском и Дербентом ещё как-то можно понять, почему их называют благополучными, то Хасавюрт оставляет недоумение. На мой взгляд, прилагательное «благополучный» и существительное «Хасавюрт» могут составить словосочетание только тогда, когда речь пойдёт о весьма отдалённом будущем. А сейчас никакого благополучного Хасавюрта нет. Не хочу говорить плохо обо всех, кто там живёт, наверняка там много хороших людей, но есть правда, с которой ничего не поделаешь.

Когда мы слышим слово Хасавюрт, то вспоминаем, что это место, где любовник под камерами убивает кирпичом свою сожительницу; бесконечные рынки; спецоперации; мусор; экстремистское подполье и борцовские залы. Этот город стоит на берегу реки, но её не видно – на ней построен рынок. Хасавюрт – это очень плохие дороги. Везде! Без исключения. Про то, как там с медициной, долго вспоминать не нужно: совсем недавно в этом городе брали приступом перинатальный центр, выбивая камнями окна. Про школы не хочу даже упоминать – в Дагестане с этим везде беда.

Глядя на этот дагестанский Твин-Пикс, я не очень виню его граждан. Люди просто выживают как могут. И большое количество базаров не от хорошей жизни – народ хватается за ту работу, которая есть. А если Хасавюрт неожиданно стал северокавказским торговым хабом – это тоже не подарок государства, это дело рук самих людей, которые сумели использовать доступные им рыночные механизмы. Все знают, что, невзирая на вновь отстроенные в соседней республике большие и благоустроенные торговые объекты, хасавюртовский рынок всё равно остаётся самым оптимальным по цене. Предприниматели сделали всё правильно. А что государство?

***

Проезжая через Хасавюрт, мы видим бесконечную пробку, ямы на дорогах и летающие пакеты разных цветов и размеров. Летом здесь пыль, зимой – грязь. Ну никаких признаков благополучия! Во всяком случае, внешнего. В Хасавюрте, конечно, есть красивые особняки. Но стоят они здесь, как прекрасные лотосы, выросшие в жидкой грязи болота. Просто зайдите на Ютуб и пробейте слово «Хасавюрт»…

А совсем рядом есть города, обласканные вниманием государства, с совсем иным финансированием и с совсем иным уровнем государственной поддержки. Потому я и не обвиняю хасавюртовцев в том, что они оказались таком положении. Бытие определяет сознание. Тем не менее, несмотря на всё вышеперечисленное, Хасавюрт оказался в рейтинге благополучных. Кстати, при составлении «черного списка» специалисты учитывали такие факторы риска, как климат, угроза землетрясений, наводнений и лесных пожаров. Прочитав об этом, невольно думаешь: слава Богу, у Хасавюрта этих проблем нет, а то было бы совсем уж нехорошо. Ну а если серьёзно, рейтинг этот – полная туфта! Не нужно приукрашивать печальную правду, как, впрочем, не нужно и нагнетать там, где нет проблемы (к примеру, фейковая история с женским обрезанием в Дагестане).

Подобные истории призваны отвлечь внимание от действительно важных проблем: одни из самых низких зарплат и пенсий в России; большой отток грамотного населения; намеренное погружение дагестанского общества в гражданские конфликты с целью ослабить республику. Вот эта правда для нас важнее, как и правда о Хасавюрте. Тогда у нас будет повод решать конкретные проблемы, а не любоваться очередной потёмкинской деревней.

***

Ещё одна новость нас порадовала на этой неделе: Дагестан оказался в числе 40 регионов, которые были поощрены председателем правительства России Дмитрием Медведевым за экономические успехи. Республика получила 625 млн рублей. На самом деле, деньги неплохие. На них можно закончить какие-то важные для Дагестана объекты, поддержать определенные конструктивные проекты. Радости нашей не было предела! Однако пробивая эту новость в Интернете, мы обнаруживаем, что всё не так однозначно. Во-первых, на душу населения получается по 208 тысяч рублей. Чеченская республика, где живёт 1 миллион 394 тысячи человек, получает 606 миллионов – соседи на душу населения имеют по 400 тысяч рублей! Конечно, мы за них рады, но Чечня и так цветущий край, не правильнее было бы помочь тем, кто больше нуждается в поддержке?! Но нам идут какие-то жалкие объедки, и при этом нас всё время попрекают ими.

Повторюсь, у нас почти самые низкие зарплаты по России – ниже только в Кабардино-Балкарии. Такая же ситуация с пенсиями. «Российская газета» со ссылкой на Пенсионный фонд России (ПФР) обнародовала информацию о средних пенсиях в регионах страны на 1 июля 2018 года. Оказалось, что Дагестан, Калмыкия и Кабардино-Балкария на последних трёх местах в рейтинге по уровню средних пенсий (11 653 рубля, 12 137 рублей и 11 тысяч 413 рублей соответственно). У нас чудовищные цифры по оттоку населения из республики, и убегают именно грамотные люди. По данным Дагстата, в большинстве муниципальных образований наблюдается миграционная убыль или стагнация, и лишь в нескольких – прирост. Махачкала сегодня страдает от того, что её покидает образованное население, и на эти места приходит совершенно иная по качеству публика. Уже сегодня очень трудно найти людей с профессиональными компетенциями, требуемыми для высокотехнологичных производств. Компании зачастую приглашают специалистов из центральных регионов страны, иначе развиваться не получается. Свои кадры, получив образование и конкурентоспособную на рынке труда специальность, просто уезжают.

И вот тогда мы снова вспоминаем про Хасавюрт и понимаем, почему он выглядит как город ужасов, а Гудермес – как европейский городок. Люди понимают реальное положение дел, видят, как распределяются ресурсы в нашей стране, и всё больше утверждаются во мнении, что несправедливое отношение к Дагестану – целенаправленная политика федерального центра (открытым остается вопрос о причинах такого отношения к республике).

***

Мы уже много раз писали о том, что от фейковых новостей вреда больше, чем пользы. Мир прозрачен. Информационные потоки в свободном доступе. Любое враньё, в конечном итоге, выплывает. Пройдёт совсем немного времени, и Интернет станет таким же доступным везде и на всех носителях, как сейчас вода из крана, а может еще и бесплатным. Уже сейчас Илон Маск реализует программу широкополосного космического интернета. Нам на самом деле нужны хорошие новости, и они ведь действительно случаются. Вот мужики поймали ребёнка, выпавшего из окна, и для нас всех это большой повод для радости, потому что спасена человеческая жизнь, потому что героев, а они герои, пригласили в Белый дом и поблагодарили. Это правильно, это по-человечески! И я не сомневаюсь, что для родителей девочки её спасение – это настоящее предновогоднее чудо. И уже не важно, что там написал по поводу своих историй Рамазан Абдулатипов. На мой взгляд, ему бы сейчас просто поймать тишину и дать хоть немного забыть о себе. В любом случае, нет никакой радости от препирательств старого человека с прессой, которой всё равно ничего не докажешь. Тем более, когда криминальные истории, творившиеся в его бытность, сегодня всё больше открываются во всех своих подробностях. Это как раз тот случай, когда лучше бы говорили закон, цифры, свидетели и участники. И поменьше интерпретаций. Но это так… лирическое отступление. В любом случае, перед новым годом мы ждём хороших новостей. И по возможности настоящих, а не фейковых.