Фото_к тексту_ТАСС

На самом деле Муса Асхабалиевич был бы хорошим красным директором. Он однозначно опоздал родиться на лет тридцать. И не было бы у него никаких проблем. Он умел угождать начальству, быть тираном для подчинённых, умел улыбаться на камеру и держать нос по ветру. Но жизнь сыграла с ним злую шутку – ему довелось оказаться на должности в век информационных технологий. Займи он свою должность хотя бы лет пятнадцать назад – он бы усидел, он бы договорился. Но 2018 год – это другое время. А со временем спорить, как известно, бесполезно.

Магомедтагир Муртазалиев

Рассказывая о том, что произошло, надо прежде всего напомнить: трое из последних четырёх мэров Махачкалы сидят. И сидят вполне заслуженно. Но как ни крути, все они были плоть от плоти нашей системы. Они хорошо знали, что можно, а что нельзя. Знали, куда отвезти чемоданы и под какими дверями сидеть в ожидании одобрения. Мэр Мусаев не был хуже других. Уж он точно не грабил город в тех объёмах, как один из его предшественников — Саид Амиров. Просто после самого великого мэра всех времён и народов грабить уже ничего не осталось. Но пришла новая власть, и работать по-старому стало уже нельзя. Был ли шанс у Мусы Асхабалиевича после смены руководства Дагестана начать работать иначе? Конечно был. Но ворох прошлых дел всё равно нависал над ним. Должность мэра, даже если его не выбирают сами горожане, всё равно на виду. Каждый ляп, каждый неловкий момент становятся предметом обсуждения и осуждения. А так как понимание контекста пришло к Мусе Мусаеву с большим опозданием, он часто становился объектом травли в социальных сетях. Под конец своей работы он уже научился ловить каждый чих виртуального мира и не давать поводов для злых языков. Однако было уже поздно…

Следует признать: должность градоначальника с копеечным бюджетом в мегаполисе – это должность мальчика для битья. Если денег нет, а проблем много, то рано или поздно люди спросят с вас за то, в чём вы виноваты и в чём не виноваты, просто потому, что вы градоначальник, и им до вас дотянуться легче. Идущий на должность мэра должен понимать это. Когда информационное пространство взорвала история драки сына мэра с полицейскими, Муса Асхабалиевич искренне не понимал, почему все так возмущаются. Раньше ведь такого не было! И даже сумев замять дело в официальных органах, он ничего не смог сделать с социальными сетями.

Ещё больший репутационный урон нанесла ему яма напротив министерства культуры Дагестана. Место под памятником Эфенди Капиеву оказалось продано сестре его водителя! Да, шум стоял не шуточный! Действительно, продавали и до него и в гораздо больших масштабах, но время изменилось – поступать по привычке было уже нельзя! Правды ради надо сказать: человеком в строительных делах он был профессиональным и прекрасно знал что делал, когда подписывал те или иные постановления. Он искренне хотел совместить две несовместимые задачи – вытащить город из его базарного состояния и заработать денег себе, а также тем, кто поставил его на доходное место. Муса Асхабалиевич действительно восстанавливал и создавал новые зелёные зоны. Он понимал, что город нельзя бесконечно грабить. Но он был в системе, которая в конце концов и съела его.

***

Мусаев был задержан 19 января 2018 года и арестован спустя два дня в рамках масштабной антикоррупционной операции в республике. В конце января его отстранили от должности. По данным следствия, в марте 2016 года Мусаев незаконно передал участок земли площадью 17,5 тысяч квадратных метров Арскому кирпичному заводу и получил за это 1,1 миллиона рублей. При этом рыночная стоимость участка составила 81 миллион рублей. В начале октября Мусаев признал вину по делу о превышении должностных полномочий и пошел на сделку со следствием. В отличие от времени, когда он был мэром, на этот раз социальные сети не распинали его и не устраивали травли. Нам ведь есть с кем его сравнивать. И в этом ряду он не был худшим, хоть и заслужил, безусловно, каждый день своего наказания. Мы ведь понимаем на кого он работал, чьи поручения выполнял, и почему вышестоящие инстанции закрывали глаза на то, что он делал. И вот Советский районный суд Махачкалы приговорил бывшего мэра города Мусу Мусаева к четырем годам колонии общего режима. Суд признал Мусаева виновным в преступлениях, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. Отмечается, что Мусаев также лишен права занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления сроком на три года. Срок исчисляется с момента отбытия основного наказания.

Отметим, что журналистов на чтение последнего слова Мусы Мусаева не позвали. Их просто обманули, сообщив, что заседание переносится, как переносилось до этого. Ложь в нашем суде не считается грехом или преступлением. Но кого из нас сейчас это удивит?! Наш суд так же, как и Муса Мусаев, является плоть от плоти той системы, которая довела до тюрьмы трёх предыдущих мэров.

***

На самом деле, правда для общества – подчас главное лекарство. Если бы Саида Амирова не берегли для приговора по террористической статье, а сажали за те реальные ужасы, которые он творил с Махачкалой, то не пришлось бы сегодня обсуждать, насколько сильно помародёрствовали в Махачкале Магомед Сулейманов и Муса Мусаев.

Саид Амиров годами уничтожал парки и зелёные зоны, и ему всё сходило с рук. Нам внушали, насколько он силен и влиятелен, как бережет Махачкалу от бандитов; что по этой причине можно закрыть глаза на его маленькие шалости. Это потом шалости окажутся совсем немаленькими…

Закон нужно соблюдать всегда, несмотря ни на какие заслуги перед обществом; и также всегда нужно надзирать за его исполнением, не взирая на лица. Тогда у нас не будет поводов недоговаривать, кто взял деньги с двух последних мэров за то, чтобы они могли столицу Дагестана сделать местом своего кормления. Хотя все и так понимают без лишних слов. Правовое государство, к сожалению, у нас пока только в мечтах. Самое обидное в этой истории то, что всё могло быть иначе, достаточно было просто соблюдать действующий закон. Не нужно было никаких экстренных мер. Не нужно было никаких информационных войн и особого подхода. Если человек виноват, то пусть отвечает за содеянное. Зачем придумывать сложные схемы и пытаться провести их в жизнь?!

Особенностью нашей российской и, в частности, дагестанской реальности является то, что мы постоянно окружаем себя ложью – большой и маленькой, милой и отвратительной. Мы закрываем глаза на неудобные вещи, недоговариваем, недописываем, оставляем поле для догадок и толкований. Такое ощущение, что мы используем ложь как кислород. Любая попытка начать диалог с целью расставить всё по своим местам превращается в скандал, переходящий на личности. И выхода из этого состояния я не вижу. Более того, мы видим повторение похожей истории, но уже в Дербенте. Опять никто не спрашивает у горожан, кого они видят на месте мэра. Человек, у которого и аэропорт не работал идеально, наведёт порядок в городе с разрушенной коммуналкой и хроническим недофинансированием? Очень смелое решение! Хотя, по сути, мы прекрасно понимаем, что это было сделано в надежде на то, что французский сиделец даст Дербенту немного денег. Может я и не прав и что-то изменилось, но что-то не очень верится в положительный исход дела. Все предыдущие проекты Сулеймана Керимова в Дагестане заканчивались тем, что он бросал их на полпути, как надоевшие игрушки. Вспомните «Анжи», вспомните Каспийский завод листового стекла, вспомните аэропорт. Чуда не будет!

***

И всё-таки, что ждёт Мусу Мусаева дальше? Год в СИЗО идёт за два, он просидел 10 месяцев. Осталось 2 года с небольшим. Потом УДО за хорошее поведение, и через год-полтора он выйдет. Имея такие деньги, а их у него, в худшем случае, около 100 миллионов, он будет радоваться жизни. Таковы договорённости тех, кто принимал решения по Мусе Мусаеву. При этом всем наплевать на то, что будет с Махачкалой дальше. Наверное уважаемый читатель скажет, что это слишком просто, в этом состоит редакционная политика газеты «Свободная Республика», но на самом деле я искренне убеждён, что навести порядок в Махачкале или любом другом городе Дагестана невозможно, пока к гражданам не вернётся право самим выбирать мэров городов и самим с них спрашивать. А иначе всё снова вернётся на круги своя, и эссе, подобное этому, я буду писать уже для следующего мэра.

P.S. Избербашцы просят освободить «Моряка» и посадить его брата. Брат «Моряка» уже всех достал. Неужели никто его не остановит?!