Фото_к тексту

В нынешний понедельник Владимир Васильев обратился к министрам с поручением определиться с кругом конкретных проблем, которые им приходится решать. И если какие-то из них им не по силам, следует представить этот список федеральным ведомствам. На фоне того, что за последнее время глава республики выбил для Дагестана 7 миллиардов рублей, его обращение выглядит как указание к действию в существующих обстоятельствах. Очевидно, что решение экономических вопросов всё же решил взять в свои руки сам глава.

Магомедтагир Муртазалиев

В Дагестане всё оказывается политикой. Решение любого вопроса может упереться в клубок неразрешимых проблем. Но, слава Богу, времена, когда можно было сделаться министром, не имея опыта работы, кажется, канули в лету. Очень хочется надеяться, что уже нет шанса удержаться на своей должности человеку, не способному расти, не знающему все тонкости направления, которым он занимается. Уже сегодня, по словам главы республики, составлены «дорожные карты» в министерствах и ведомствах с указанием сроков окончания тех или иных работ. Эти сроки им придётся неукоснительно соблюдать. Если по вине республиканских чиновников они будут сорваны, то с них последует жесткий спрос. «Доверие порождает ответственность», – выразил уверенность Владимир Васильев.

Опять же со слов главы республики кадровая антикоррупционная чистка позволила привлечь не один миллиард рублей для развития Дагестана, и эта тенденция продолжается. Понятное дело, что сразу эти усилия не отразятся на качестве жизни дагестанцев, но есть надежда, что со временем люди обязательно почувствуют на себе результаты. Честно говоря, мы так устали от информационного негатива, что с удовольствием слушаем эти обнадёживающие вести. И в этой связи хотелось бы вспомнить о другой нашей проблеме – о всепоглощающем непрофессионализме и откровенном пофигизме. Очень часто это приводит к последствиям, с которыми нам жить десятилетиями. К примеру, архитектурный облик Махачкалы. Сегодня столицу Дагестана нужно приводить в порядок, пробивая улицы бульдозерами. Вдуматься только – почти миллионный город на протяжении 20 лет застраивался без генерального плана. А просто так было выгодно! Или же история со взрывом газа, произошедшая в Левашинском районе. Следователи установили, что вплотную к зданию спортзала проходит газовая труба, на которой была утечка. Через трещины в стенах здания газ попадал внутрь помещения и накапливался. После включения электрических приборов (предположительно, подростки включили электрические весы) произошло возгорание газо-воздушной смеси и хлопок. Не было бы этого несчастного случая, если бы свои функции выполнили пожарные, ростехнадзор, сами газовики.

В день взрыва газа глава республики буквально допрашивал с пристрастием, всё ли от них зависящее сделали профильные ведомства. Однако ни на кого из представителей ведомств этот сигнал не подействовал. И вот случился взрыв. На сегодняшний день трое из пяти ребят уже погибли. Утечка была из-за незаконной врезки, что сделана была для ближайшей теплицы. Очевидцы утверждают, что люди врезаются незаконно потому, что газ у нас неоправданно дорогой. Но опять же, именно наша безалаберность стала причиной трагедии.

***

Наш, чисто даговский пофигизм, безусловно, должен стать предметом отдельного исследования. Нам кажется, что можно сделать тяп-ляп, и это сойдёт с рук, но не сходит. И когда касается газа, и когда касается медицины, и когда речь идёт о выполнении своих профессиональных функций. И в данном случае мы все одинаковые: и люди при должностях, и те, кто называет себя простыми гражданами. На этой неделе РИА Рейтинг оценило зарплаты россиян в отдельных регионах России и их соотношение со стоимостью потребительского набора. Полагаю, что ни для кого не будет новостью, где самые высокие зарплаты. А самые низкие зафиксированы в городах Шахты Ростовской области, Севастополе, Нальчике, Махачкале и Черкесске. Места с 96-го по 98-е занимают столицы кавказских республик – Нальчик, Махачкала и Черкесск.

Эксперты РИА Рейтинг поясняют, что на Северном Кавказе традиционно низкие зарплаты, которые не могут компенсировать даже невысокие цены. И в этом случае мне очень интересно, почему в Дагестане низкие зарплаты. При том, что если верить тому, что о нас говорят, живём мы не хуже других. И дома у нас больше, и питаемся не хуже, а вот зарплаты маленькие. Почему такое происходит, какова природа этого неравенства, в то время как мы находимся в составе федерации. А причин на самом деле много. Одна из них — неумение получать деньги по федеральным целевым программам. Наши чиновники просто не умеют составлять заявки, защищать свои инвестиционные проекты.

Ещё хуже обстоит дело с отчётами по уже полученным деньгам перед федеральным центром. Вот федеральные власти и объясняют причину того, что бюджетная обеспеченность в Дагестане одна из самых низких по стране. Ну а когда в республику не приходят деньги, это отражается на качестве жизни всех, кто здесь живёт. Потому что без денег не строятся дороги, не продаются товары в магазинах, не работает бизнес. И вот теперь, я думаю, самое время вернуться к тому, с чего начал: Владимир Васильев потребовал от министров подготовить планы вывода своих министерств на другой уровень. Посмотрим, что из этого выйдет.

***

Мы все хотим жить честно и не бедствовать, но как это сделать, если ты не спортсмен, не чиновник, и не ворюга? Да и какой бизнес в республике, где все должны всем, и ни у кого толком нет денег. Может по этой причине так процветают коррупция и теневая экономика? А когда человек в долгах, ему точно не до морали. Когда человек беден, он на многое готов, чего раньше не сделал бы. И зрелища, которые нам предлагаются регулярно в виде боёв без правил и арестов чиновников, не решают наших проблем.

Телевизор никогда не победит холодильник. Если человек, работающий в Махачкале редактором на телевидении, получает 14 тысяч, а маникюрша или массажист 100-120 тысяч, значит с нашим государством что-то не так. Если нормальный человек пойдёт от безвыходности на эту работу, то ненадолго. Немного подучившись, он находит работу в другом регионе и убегает из Дагестана. Вот и утекают люди с этой работы, и на их место приходят те, кого ещё лет пять назад на пушечный выстрел к ТВ не подпустили бы. А других нет! Знает ли о том, какие у нас зарплаты на ТВ, Владимир Васильев? Сомневаюсь. Есть ли до этого дело нашему профильному министерству – точно нет! Министр печати после назначения даже не зашел на главный республиканский телеканал, чётко обозначив своё отношение к такому идеологическому ресурсу, как телевидение. При этом о выходе из сложившейся ситуации никто даже примерно не говорит.

И ознакомившись с зарплатами в других ведомствах, прихожу к печальному выводу – везде так. В республиканском подразделении МИДа предлагают специалисту работу на 15 тысяч рублей. При том, что в других регионах суммы озвучиваются иные. Про наши вузы вообще молчу. Зарплата профессора с 30-летним стажем работы – 28 тысяч. Хочется быть объективным и не нагнетать ситуацию, но скажите пожалуйста, как это понимать, если не как форму дискриминации? При том, что налоги с нас снимаются такие же, как и со всех. Почему у нас всё так убого и кто может изменить ситуацию?

***

Когда говорят, что у нас страшная утечка мозгов и некому работать, на самом деле это только вершина айсберга. И вопрос тут не только в зарплате. На самом деле мы сталкиваемся с изменением социального состава населения, качество которого всё хуже и хуже. Мы имеем дело с очень агрессивным фоном, который создают агрессивные, плохо образованные люди, процент которых всё выше. Город Махачкала превращается в большое депрессивное полусело. А образованные, перспективные, самостоятельные бегут отсюда. Остаётся только контингент спортзалов, который и в спорте-то, чаще всего, ничего не достигает, и работать не приучен. И вот сидят эти клавиатурные герои и устраивают настоящий инстаграмовский ад. А образованные и творческие люди при этом чувствуют свою неспособность выживать, бегут, куда глаза глядят. И мы не видим никаких действий со стороны государства, которое должно быть озабочено подобным положением дел.

Дагестан стремительно люмпенизируется и маргинализируется. На днях в Махачкале прошёл Совет безопасности. Возможно, самые важные решения, принятые там, прошли при закрытых дверях, но я так и не понял, что предлагается Дагестану в качестве спасительной меры. На мой взгляд, для начала нужно хотя бы разобраться с зарплатами бюджетников. Дать людям хоть какую-то перспективу выживания. Ну а параллельно ловите экстремистов и террористов. А то пока вы отловите одних, появятся другие. Сама неблагополучная среда их порождает. И конца-краю нет этой карусели.

Мир сложная штука. Ты думаешь, что вроде простая проблема, а потом, разбираясь с её причинами, выходишь на несколько других. И всё становится ещё запутаннее. Хотя есть ещё один самый верный вариант: не закапывать проблемы, а решать их сразу, не дожидаясь, пока они трансформируются во что-то иное, с чем вы уже точно не будете знать, что делать.