Фото_к тексту

Идеала в чистом виде не существует. Он есть лишь в нашем воображении, он есть в наших мечтах и время от времени является направляющей силой при принятии решений. Не всегда мы можем озвучить свой идеал, не всегда этот идеал может совпадать с тем, куда стремится человек, живущий с вами по соседству, но наступает момент, когда мы должны раскрыть карты и сказать, что мы ждём на выходе. Иначе движения вперёд не получится.

Заур Газиев

Люди со средневековым мышлением и люди, живущие категориями XXI века, в одном социуме не уживутся. Это тлеющий гражданский конфликт. То, что сделал Хабиб Нурмагомедов (намеренно или нет) по отношению к Дагестану, – абсолютное зло. Он обострил проблему, которую сегодняшнее дагестанское общество разрешить не в состоянии. Оно для этого слишком незрелое. Если бы не клич Хабиба про «топливо для ада», так бы мы и жили, не мешая друг другу, в параллельных мирах. Но потом со временем мы бы доросли до понимания, что у каждого человека свои отношения Господом, что лезть в эту сферу не нужно. Слишком деликатный вопрос!

***

Просмотрев последние творения Крида и Киркорова, могу сказать однозначно: это полная деградация нравов! Нецензурщина и неуважительное отношение к противоположному полу, преподносящиеся как стандарты нормального поведения, лично у меня вызывают внутренний протест. Ничего удивительного в возмущениях наших клерикалов. Но против этого должно выступать само общество и без оглядки на религиозный фактор. Этим должен был озаботиться Минкульт. Бизнесмены, организующие концерты в Дагестане, должны заранее извещать публику о том, что деградантское «творчество» на концертах в Махачкале представлено не будет. Но, зная, кто у нас возглавляет Минкульт, можно только закурить в сторонке. Ибо как министр она не просто пустое место, её уровень – это ведение концертов для пожилого поколения. И не больше. В данном случае её несоответствие занимаемому месту сыграло для Дагестана самую негативную роль. Но случилось то, что случилось. Чемпион разделил наше общество на два непримиримых лагеря. Мы увидели, что Дагестан разделён не по национальному или имущественному признаку; мы увидели то, что для любого народа является настоящим бедствием, – это горизонтальные трещины по зданию общества. Недоученные мальчики из районов по отмашке от Хабиба и К° начали писать в Инстаграме вещи, от которых цивилизованный мир проседал от ужаса. И мы увидели, что ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в РФ) не в Сирии или Ираке, а в Дагестане, в головах у целого поколения.

Также налицо полная неспособность институтов государства противостоять идеологическому натиску. Я уже писал про то, как министерства, которые должны были бы отвечать на экстремистские вызовы, и пальцем не пошевелили для того, чтобы хоть как-то приостановить поток экстремистских заявлений. Возможно, не моего ума это дело, но Владимиру Васильеву, наверное, всё-таки нужно собрать все эти министерства и ведомства с целью допросить с пристрастием, где они были в тот момент, когда волна экстремистских заявлений просто накрыла Дагестан! Возможно, Владимир Васильев не сидит в Инстаграме, но в Белом доме достаточно людей, которые должны были бы рассказать главе о том, почему новость о его инаугурации вдруг оказалась перебита обсуждением того, как экстремисты запугали Егора Крида, и он отказался приезжать в Дагестан. Здоровая часть дагестанского общества должна увидеть, как со своих постов полетят те, кто сначала не выполнил свой долг перед обществом, а потом откровенно лёг под экстремистов. Если государство не может защитить своих граждан – грош цена такому государству. Это только вопрос времени, когда его съедят с потрохами недоученные пареньки с «хасавюртом» головного мозга и устроят тут настоящий халифат со всеми игиловскими аксессуарами.

***

Идеала не существует. Тем более что очевидно, насколько разным мы видим будущее республики, которую считаем своим домом. Я, к примеру, хочу, чтобы Дагестан будущего был местом, в котором люди разных верований, национальностей, политических взглядов работали с уважением друг к другу на благополучие общества, его развитие, а не на создание новых конфликтов и ненависти. Таков мой идеал Родины будущего. Я положил годы своей жизни на защиту прав тех, чью идеологическую концепцию мира не разделял и не разделяю, но это люди, мы должны уважать их взгляды, пока они укладываются в рамки закона, по которому живём мы все. Но, когда эти же самые люди, почувствовав какой-то ресурс, начинают запугивать общество, благами которого они пользуются, я считаю это так же неприемлемым, как и в том случае, когда их гражданские права нарушались.

В современном мире нельзя оценивать ситуацию с точки зрения: свои – значит, правы; чужие – значит, виноваты. Мы должны оценивать действия человека с точки зрения закона; с того, насколько эти действия укладываются в понятия добра и зла; какую общественную пользу приносят действия того или иного человека. И то, что рождает в нашей жизни конфликты, приветствоваться не может. В Фейсбуке один из моих френдов спросил: «За что вы так не любите Хабиба? Вы почитайте его заслуги… ни вы, ни я, ни кто-либо в Дагестане и в России не добился таких результатов. Вы уже несколько дней мусолите эту тему с разных ракурсов и под разными соусами, вы не устали? Может, одну из притч выложите, которые я и не только, думаю, любят читать, ей богу!» И вот каким был мой ответ: «Заслуги перед Дагестаном? Заслуги перед Дагестаном – это вылеченные больные, это сделанные дороги, это бизнес, что даёт работу людям, это качественное образование, это спасённые жизни и многое другое – вот что я считаю заслугами перед Дагестаном. Хабиб бьёт людей ради собственного удовольствия, ради денег, которые ему платят. Те, кого он бьёт, Дагестану ничего плохого не сделали. По сути, ему нет дела до Дагестана, иначе мы слышали бы его голос, когда нас лишали права на всенародные выборы, когда принимался закон о языке, когда убили братьев Гасангусейновых, когда вводилась новая пенсионная реформа. Но зато ему было дело до братьев Магомедовых (выступление после получения чемпионского пояса)! Он не забыл поздравить Путина с избранием президентом… Но о Дагестане не думал он ни одной минуты. Очень жаль, что вы этого не заметили. Это, наверное, потому, что мы с вами люди из разных цивилизаций».

***

И ещё раз хочу разделить два вопроса: искренний протест против спорного «деградантского» творчества – это одно, экстремистский диктат и запугивание общества – это другое. Смешивать не нужно! Мы понимаем, что есть масса людей, для которых успех Хабиба – предмет национальной гордости. И пренебрегать этим тоже нельзя. Однако очень трудно уважать того, кто сначала подталкивает своего коллегу называть всех инакомыслящих «топливом для ада», а на предложение поговорить – отвечать оскорблениями. Выступавшие против выпадов мракобесов становятся героями потому, что прыгнуть в поток оскорблений в адрес цивилизованного мира и попытаться обозначить какую-то другую позицию – это подвиг. И делали это простые девочки или женщины. Мужчин, хотевших, но не сделавших это, я не осуждаю. Ведь бегать на разборки смысла нет. И у этих людей нет охраны или крутых защитников, единственное, что двигало ими, – жажда справедливости и желание сказать правду. Именно этого желания не оказалось ни у министра по национальной политике, ни у министра по делам молодёжи, ни у министров культуры, печати, спорта и т.д. Про Союз журналистов вообще молчу: там сейчас только одно желание – поскорее сбежать на тусовку в Сочи.

Тогда зачем государству содержать СМИ, которые даже поддержать его толком не могут! И это тоже вопрос к Владимиру Васильеву. Не сомневаюсь, что эффективность государственных институтов для него – повод задавать вопросы руководителям министерств и ведомств. Хотя и вопросов к обществу у него, наверное, тоже немало. Ведь это чьи-то дети в течение трёх недель в Инстаграме писали оскорбления в адрес тех, кто видит для себя будущее в светском государстве. Ещё раз подчеркну, что не считаю нормальной нецензурную лексику, которая есть в некоторых песнях российских исполнителей. Но обычно в Дагестан они такую программу не везут. Это репертуар для ночных клубов и специфичной аудитории. Однако тот поток оскорблений и нецензурщины, что шел со стороны «блюстителей нравственности» по отношению к своим оппонентам, ставит под сомнение наличие у них самих этой нравственности. В их случае это была первая и очень успешная проба сил по запугиванию дагестанского общества. Я убеждён, что подобное бездействие властей спровоцирует дальнейшее наступление со стороны мракобесов и религиозных экстремистов. Теперь это будут реальные взрывы, насилие, угрозы и шантаж.

***

Хабиб был прекрасен. Он нас радовал и объединял. И мы искренне любили его до тех пор, пока он не спровоцировал волну экстремистских выпадов. И не замечать этого сейчас уже невозможно. Мы от всего сердца болели за него, пока армия мракобесов и стремящихся к ним, желающих хайпануть и пропиариться не убила всё доброе и благородное, что мы видели в этом человеке. Хабиб оказал обществу отвратительную услугу – он показал врагам Дагестана наше самое слабое место, точку конфликта, место, где люди никогда не договорятся друг с другом. Так швыряли врагам ключи от крепости, которую невозможно было взять приступом. Разделяй и властвуй! Такие действия не проходят бесследно. К слову сказать, конфликтные точки есть в любом обществе, но в зрелых странах их умеют улаживать, а у нас этого опыта нет, Дагестан оказался в состоянии необъявленной гражданской войны, к которой общество не готово.

***

День единства народов Дагестана – замечательный праздник. Он основывается на общем идеале, с которым можно двигаться в будущее. Единство, уважение друг к другу, совместное пространство для диалога, солидарность, равенство, возможности для талантливых представителей народа и так далее. Сейчас мы от этого идеала оказались далеко.

Очень надеюсь, что выводы из этих печальных уроков будут сделаны.