Фото к тексту

«Не нужно быть героем, чтобы подёргать хвост мёртвого тигра». Китайская пословица

Задержание руководителя ТФОМС РД Магомеда Сулейманова не стало громом среди ясного неба. Случилось это тихо, в аэропорту. Вежливые люди подошли к нему, объяснили, что им от него нужно, обыскали Магомеда Валибагандовича, и дальше о том, что с ним происходит, мы узнаём только из официальных сводок, поступающих из Следственного комитета.

Магомедтагир Муртазалиев

Грома среди ясного неба не случилось. Не было толп, ликующих и приветствующих задержание Магомеда Сулейманова. Конечно, были те, кто, не скрывая, выражал радость, но это либо тролли, либо маргиналы, которых радует несчастье любого другого человека. Ничего не поделаешь – это наследие советского стукаческого прошлого. О том, что Магомед Сулейманов находится в чёрном списке на задержание наверняка знал и он сам. Во всяком случае, несомненно, догадывался. Социальные сети так часто взрывались, сообщая об его аресте, что, когда это случилось на самом деле, мы просто не поверили, предположив, что это снова fake news.

Лаг между сообщением о задержании и официальной информацией составил 2 дня! А потом мы прочитали список смертных грехов имени Магомеда Валибагандыча, и всё стало ясно. Человек, оказывается, 8 лет грабил больную республику. Вот, Петрович, как оно получается! И опять же у меня тупой вопрос: восемь лет (!!!) этот человек делал свои делишки, а куда при этом смотрели надзорные органы? Они чем всё это время занимались? На мой взгляд, если правда всё то, в чём обвиняют Магомеда Сулейманова, то садиться должен не он один, а все, кто на это закрывал глаза, потому что нельзя построить такую пирамиду Хеопса незаметно. Потому что, если правдива хотя бы половина обвинений, Сулейманов делился со всеми проверяющими. Пусть сядут все! И ещё я хочу увидеть такое же видео их задержания, как это было, когда задерживали Сулейманова. Хочу такие же фотки, как те, что гуляли по сети, на которых Магомед Сулейманов стоит посередине, а с двух сторон от него маски-шоу. Вот есть у меня такое глупое желание. Ну хочется мне справедливости!

***

А если серьёзно, то никто и не утверждает, что Сулейманов – кристально честный человек, но при этом все говорят, что он нормальный человек. Не без недостатков, но нормальный. Он не отрывался от грешной земли и не строил из себя того, кем не являлся. Он был добр к людям, и у него находили поддержку те, кому больше некуда было пойти. К примеру, русскоязычные жители Избербаша в те девяностые годы, когда их гнали, отбирали дома, запугивали. Лично мне как журналисту приходилось с ним несколько раз общаться. О себе он оставил только хорошие впечатления. Не было у него свойственных его окружению понтов. Не было снобизма. Он гордился тем, что его зовут Магомед, что он дагестанец, даргинец. Он гордился тем, что везде, где он работал, после себя оставлял порядок и чистоту. Взять тот же самый Избербаш. Люди до сих пор вспоминают его добрым словом. Его брата не любят и клянут на чём свет стоит, а Магомеда Валибагандовича помнят с благодарностью.

Конечно, скажете вы, нетрудно быть хорошим мэром, когда твой двоюродный брат – министр финансов республики, но у нас есть и другие примеры, когда такой же город севернее Махачкалы до сих пор не может вырваться из тисков базаров, грязи, неравенства и летающих чёрных пакетов. При том, что доходы от рынков шли немереные, не было ни порядка, ни уюта, а в Избербаше были.

Конечно, Сулейманов не был святым, и, когда его приглашали в качестве штрейкбрехера на даргинские должности, он долго не думал. Так было и когда он сменил Магомедсалама Магомедова на посту спикера Народного Собрания, приняв участие в подковёрной игре старого партийного интригана Муху Алиева. Очень похожая история, когда он сменил Муртузали Рабаданова на посту и.о. мэра города. Все это, конечно, было не очень красиво. Но, как я писал чуть выше, святошу из себя он не строил. Много полезного и правильного этот человек сделал на своих предыдущих должностях. И люди, которые сталкивались с ним, радости от его задержания не испытывают.

Ещё более усиливает неприятное чувство информационное сопровождение задержания. Фотожабы, где Сулейманову приделывают матросскую фуражку, или упомянутая выше фотография, на которой он стоит между двумя силовиками, одетыми в камуфляж – как будто они гонялись за ним по лесу, а не в аэропорту задерживали! Не буду цитировать комментарии, которые оставляли юзеры, но они не в пользу тех, кто устроил карикатурную фотосессию. Те, кто распространял это «творчество», кажется, совсем не знают дагестанцев. У нас, конечно, есть люмпены, которых падение человека радует, но для большинства нормальных людей это омерзительно. Государство не должно унижать людей. Оно должно наказывать виновных. Вину должны доказывать следователи и прокуратура, а решение – выносить суд. Но оскорблять и унижать человека не входит в функции государства, которое хочет, чтобы граждане его уважали. Если вы ведёте себя как мстительная хабалка, не ведающая, что такое уважение к человеческому достоинству, – не ждите уважения и к себе.

***

Чем больше я анализирую происходящее в Дагестане, тем больше утверждаюсь в мнении, что те, кто курирует ситуацию в республике, не очень понимают, что с Дагестаном делать. Как, впрочем, не понимают и того, что такое Дагестан. Более того, нас по этой причине сильно не любят. Им, кажется, и в голову не приходит, что мы просто другие по определению. У нас другой ландшафт, у нас другое, более активное, солнце, мы иначе реагируем, у нас другой психотип. Люди на юге изначально всегда жили богаче хотя бы потому, что климат более благоприятный. У нас не принято напиваться или пускаться во все тяжкие при первой же неудаче. У нас нация борцов, бойцов и вообще людей, которым стыдно быть трусами. У нас проблема с чувством меры не только тогда, когда мы нарушаем правила, но и тогда, когда пытаемся достичь совершенства. И эта мерзопакостная прослойка людей, поддакивающая репрессиям, никак не отражает реальных настроений. А эти настроения очень легко отследить по социальным сетям. Во всяком случае, там, где комментарии не чистят от неугодных мнений.

Раздражение по поводу всего, что происходит, — это самое мягкое определение из того, что приходит в данном случае на ум. И Сулейманов к этой реакции не имеет никакого отношения. Он делал в ФОМСе то, что делали до него. Не он устанавливал правила игры. Не он придумывал законы. Если он и виноват, то где гарантия, что те, кто придёт ему на смену, будут лучше? От этого человека хоть хороший ремонт в кабинетах остался да приведённый в порядок махачкалинский городской пляж, а что останется от легионеров, что сегодня с умным видом рассказывают нам, какие мы чурки? Память о том, как нас пытались заставить праздновать Сабантуй? По этому поводу тоже много всего можно процитировать из социальных сетей. У нынешних властей хорошо получились аресты. А вот как с программой санации экономики? Как с решением реальных проблем? Как ситуация с электросетями. Новые счётчики поставили – спасибо большое, а как быть с проводами, которые как висели спутанными клубками на столбах, так и висят. Во всяком случае, на улице, где находится наша редакция, это именно так. И команда бэтменов-электриков ничем нам жизнь не улучшила.

Арест Магомеда Сулейманова – новость ровно на три дня, а что дальше? Есть какая-то внятная экономическая программа развития? Есть под эти проекты деньги? Может, мы чего-то не знаем, и я просто показываю тут свою некомпетентность – в этом случае буду очень рад, но где хоть какие-то результаты? Со сносом незаконно построенных домов – не вышло ничего, со сбором налогов – тоже скандал, с учебниками – пока пробуксовки, даже со строительством церкви ничего сделать не могли. Уже сейчас проект «Мой Дагестан» начинает обрастать скандалами от недовольных участников. Где хоть какие-то результаты деятельности новых властей? Конечно, те, кто был до них, тоже не предел мечтаний, но то, что происходит сейчас – совсем непонятно. У нас нет десять жизней, и мы хотим жить достойно в своей, одной единственной.

***

Сегодня работа дагестанского территориального отделения ФОМС практически парализована. Половина кабинетов опечатана, сотрудников допрашивают. Наибольший интерес для следователей представляют заместители. По сложившейся традиции уже изъяли компьютеры. Скорее всего, идёт поиск сообщников или соучастников. Когда это ведомство снова начнёт работу в полном объёме – неизвестно. Будем надеяться, что это никак не отразится на наших медицинских учреждениях. Виновен ли Магомед Сулейманов – определит суд. Будем надеяться, что суд будет честным, а следствие – независимым и объективным. К слову сказать, это актуальное пожелание. За все 7 месяцев нахождения под стражей Абдусамада Гамидова к нему следователь заходил всего 3 раза. Тут поневоле вспомнишь про то, что ужасный конец лучше, чем бесконечный ужас.

Мы можем любить своё государство, можем не любить. Но государство – единственно приемлемая форма организации жизни Homo Sapiens. Те, кто разрушает институты государства, вредят обществу с какой бы стороны это разрушение ни происходило. Я не верю в чудо, что вдруг придёт мессия и спасёт нас. Нашему государству нужно обновляться и меняться на уровне базовой программы, а не каких-то персоналий. Иначе всё будет получаться, как сейчас…