SAMSUNG DIGIMAX 420

Самые интересные истории это те, о которых никому нельзя рассказать.

Артём Алексеевич Здунов прекрасен! Если бы его не было на самом деле, его следовало бы придумать. Именно с таким именем и такой же фамилией! Удивляться нашей действительности можно и нужно. И это свидетельство того, что человек нормален. Много лет, принимая вещи такими, какими они были, мы оставались на том этапе своего развития, на котором задерживаться не стоило бы. А наши рынки – просто иллюстрация общего положения дел в республике.

Магомедтагир Муртазалиев

Удивляться состоянию дагестанских рынков Артём Алексеевич имеет право. Если честно, мы все, не переставая, должны удивляться этому и многому другому в нашей жизни. Поводов предостаточно! Но когда в один момент нам это надоест, мы должны задаться вопросом: почему это произошло и кто это сделал? Если есть люди, которые жили в девяностых и имели «счастье» потерять работу (или работать там, где не платили месяцами), то они во всех красках расскажут вам, как выходили на эти рынки торговать, чтобы не сдохнуть с голоду! Так создавались рынки. Там стояли учителя, врачи, преподаватели, учёные…Радости, безусловно, не было никакой, но зато имелась возможность выживать. Сомневаюсь, что это тронет Артёма Алексеевича – он ведь прагматик, технический премьер и т.д., но не суть. Я понимаю, что сейчас это никому не интересно, но Дагестан в своё время принял из Чечни 200 тысяч беженцев, и особой благодарности соседей мы не почувствовали.

Хасавюрт выживал за счёт своего рынка. Люди строили дома, учили детей, лечили взрослых. Нелёгкие деньги были тогда, нелёгкие они и сейчас. Когда пришло время стабильности, приводили в порядок Москву, Санкт-Петербург, Казань, Грозный, но о Махачкале или Дагестане никто не вспоминал. Для сравнения: Чечня получала из самых разных источников финансирования по миллиарду рублей в день. Дагестану такое и не снилось! Когда до нас дошла очередь, появился Рамазан Абдулатипов, отказавшийся от доли дотаций, и Крым, после которого для нас всё закончилось. Ну а что касается местных дагестанских элит, так это вообще отдельная история. Все те, кого сейчас обвиняют в нынешнем плачевном положении дел, получали тавро на княжение в Москве! Рынки, особняки вдоль побережья, шестиметровые заборы, элитная малоэтажная застройка в центре Махачкалы, проданные и перепроданные тротуары и перекрёстки – это последствия того, как распоряжались элиты властью. И та же незабвенная, несменяемая, непотопляемая, несравненная Элеонора – родом из этих же элит. Тот же Набиюла Карачаев, который с комсомольским задором докладывал Здунову о хасавюртовских рынках, не вчера узнал об их существовании.

Смотреть на спектакль, разыгрываемый перед Здуновым, было весьма занятно! Тем более, что и Элеонора, и Набиюла прекрасно знают, кому эти рынки принадлежат! Интересно, хотя бы в личной беседе было названо имя владельца?! Но если вдруг Артём Алексеевич заинтересуется, то с удивлением обнаружит, что настоящий владелец (а не подставное лицо, на которое записан бизнес) находится совсем рядом. Нет в Дагестане успешного бизнеса, который одной ногой не стоял бы в Белом доме. Просто нет!

***

И вообще, давайте скажем прямо: дагестанские рынки в своём сегодняшнем состоянии – это почти Африка. Их вид, санитарное состояние, люди, что там работают, – это повод стыдиться тем, кто правил и правит в Дагестане. И хорошо, что есть реальный Артём Здунов и его вовсе не придумали, который задаёт резонные вопросы. Но проблема в том, что сейчас у республики нет другой возможности трудоустроить этих людей. Дагестан всегда был трудоизбыточным регионом, сейчас в этом плане ничего не изменилось. Рынки играют свою роль в экономической и социальной жизни республики. Тот же самый хасавюртовский рынок сложился как бизнес много лет назад. Это уже давно не просто базар, это экономический центр. Со всего Северного Кавказа приезжают сюда за покупками. И если об этом до сих пор не знали Элеонора Омариева и Набиюла Карачаев, то здесь уже повод удивляться мне. Как бы прекрасно эти два человека не играли роль возмущённых министров, они всё знали и много лет предпочитали тему обходить. Я лично думаю, что не так уж много причин, по которым, к примеру, министр экологии и природных ресурсов десятилетиями закрывает глаза на рынки, построенные на речных сваях. Версий немного, но за руку не ловил и ничего утверждать не буду. Возможно, даже из человеколюбия. Набиюла Абдулманапович ведь добряк известный! Журналист Узунаев, на которого он пытался оказывать силовое давление, подтвердит это стопудово. Поэтому не будем застревать на этом вопросе, учитывая еще и то, что он там не исключение.

Дагестан в таком состоянии оказался не просто так. Прекрасная Элеонора Ярагиевна тоже каким-то образом все это время давала поводы Москве в очередной раз назначать и переназначать её на эту должность. Поэтому, когда я прочитал на сайте правительства РД строки: «обсудили принимаемые меры по устранению нарушения законодательства в сфере деятельности розничных рынков Республики Дагестан, обозначенных в справке Управления Роспотребнадзора по РД от 15.06.2018 г. № 01/4193-12-18», мне страшно захотелось ознакомиться с этой справкой. Понимаю, что нужно будет запастись успокоительным, так как эмоционально я это удивление уже не потяну. У меня нервы не такие крепкие, как у Артёма Алексеевича.

***

Вот за что я люблю сайт правительства РД, так за то, что он освобождает журналистов от необходимости слушать в режиме реального времени всё, что произносится на заседаниях. К тому же данный ресурс даёт много пищи для размышлений: «…в реестр функционирующих розничных рынков на 1 июля текущего года внесено 25 розничных рынков. Из них только 12 имеют разрешения, остальные продолжают функционировать незаконно». «В части налогов от деятельности розничных рынков по итогам 2017 года поступления составили более 90 млн рублей, по итогам первого полугодия текущего года поступило более 40 млн рублей. За шесть месяцев текущего года поставлено дополнительно на налоговый учет 532 физических лица, торгующих на рынках, от которых поступление составило более 3 млн рублей», – сообщил Карачаев. Не думал, что министр экологии и природных ресурсов теперь занимается налогами. Мне казалось, что для этого есть налоговое ведомство, есть комитет по малому бизнесу. «Продолжают функционировать незаконно», – говорит Набиюла Абдулманапович… Значит, сдохнуть с голода – законно, а зарабатывать себе на пропитание незаконно… А вообще, мне казалось, что у министра экологии и природных ресурсов достаточно своей работы, чтобы не лезть в сферы, которые курируются другими ведомствами.

Но не суть. Здесь Артёму Алексеевичу неплохо было бы обратить внимание на другие вещи. В первую очередь, на то, что люди, сидящие на рынках, этому государству ничем не обязаны. Они сами создали свои рабочие места. Они создали их на своей земле. Они сделали их на свои кровно заработанные деньги. Они у государства ничего не просили. В отличие от силовиков их государство не одевает и жильё им не дарит; и если что-то случается, их дети не идут в вузы по льготной квоте. То, что эти люди не сидят на шее у государства, – уже большой плюс. Это может не понимать директор рынка, но министр понимать обязан! Эти предприниматели сами содержат себя и в своём большинстве платят налоги. И если мы не заложники государства, а полноправные граждане, то оно должно думать о том, как помочь людям, а не делать их преступниками. Никто из тех, кто сидит на рынках, не пришел туда потому, что всю жизнь мечтал об этом; там оказались те, кто не нашел другой работы. Рынки закрыть нетрудно. Но вот куда вы денете людей, что останутся без работы?! Ни сетевики, ни минообороны их не трудоустроят. Очень надеюсь, что Артём Алексеевич подумает и на эту тему. Каким бы сильным ни был соблазн завезти сюда сетевых ретейлеров.

***

«Руководитель Управления Роспотребнадзора по РД Элеонора Омариева поддержала предложенные меры: «Этот рынок не имеет права существовать, потому что на него нет разрешения»! Спящая красавица проснулась именно на заседании правительства 31июля! Почему не было аплодисментов? Наверное, потому что сыграла эту роль она скверно. Артём Алексеевич, конечно, не кричал подобно Станиславскому «не верю», но реакция была очень похожей. Уверен, что даже интуитивно он понял все, но, наверное, погоны направили ход его мысли в другом направлении. «Почему администрация города позволила подобную стройку? Органы прокуратуры оценку уже дали, однако рынок стоит до сих пор и является объектом загрязнения окружающей среды. Все говорят, что рынка там быть не должно. Прошу по рынку провести проверку: кто из чиновников дал разрешение?» – указал Артём Здунов. Ну, что сказать…Не жил он в Хасе, не искал работу, не брал в долг молоко и хлеб в ближайшем гастрономчике…

***

Глядя на этот сюжет в новостях РГВК, я подумал, что актёрскую игру этим высокопоставленным чиновникам стоило бы подтянуть. Наверное, это проще, чем делать из них эффективных министров. Будучи дагестанцами, и Омариева, и Карачаев должны были бы в первую очередь думать о своих земляках, что могут остаться без работы, а не о том, как покрасивее станцевать перед Здуновым. Но, впрочем, ещё одна цитата от Артёма Здунова: «Не должно быть такого, чтобы продукты питания продавались вместе с автозапчастями. Специалисты Роспотребнадзора должны за этим следить и устранять нарушения; именно вы имеете к этому прямое отношение», – подчеркнул премьер-министр.

Конечно, не должно быть! Как не должно быть в рекреационной зоне частных домов (спросите у Карачаева). А должна целая республика лишаться право на выборы? А должны учителя и врачи получать меньше военных? Много чего в нашей жизни быть не должно, но оно же случается, и вены из-за этого никто не режет. Вот когда вы оставите без работы тысячи человек и они двинутся к вам маршем на Махачкалу, что будете делать? Готовы стрелять по толпе, а потом отмывать кровь с асфальта? Потому что после того, как вы оставляете людей без источника существования, они не будут тихо умирать от голода, они будут бороться за свои права.

***

Есть одно правило, которое почему-то приписывают медикам, – я бы внедрял его везде, где возникают споры по поводу избираемой линии поведения, – «не навреди»! Как бы тебя ни соблазняли – не навреди людям, которые и так выбиваются из последних сил.