Фото_на текст

«Умные люди часто не понимают людей совестливых, аппарат совести устроен тоньше, чем аппарат ума». Фазиль Искандер

Минувшая неделя отметилась двумя заметными событиями: аномальной жарой в 45° и уже официальным согласием Владимира Васильева стать кандидатом на пост главы Дагестана. Синоптики обещают, что на следующей неделе жара пойдёт на убыль. Как долго в Дагестане продержится Владимир Васильев, по слухам переживший микроинсульт, никому не известно, – двум предыдущим наместникам, Кремль досидеть до конца срока так и не дал.

Заур Газиев

Плюсов у Васильева много – нам есть с чем сравнивать! Но проблема в том, что в нашем запутанном мире трудно определить, какие человеческие качества в определённых обстоятельствах пойдут на пользу дела, а какие во вред. Все говорят, что сильной стороной Васильева является то, что он пока не завязан ни в каких дагестанско-московских коррупционных схемах. И с этим нельзя не согласиться. Честный человек как пример для подражания, как литературный персонаж, как символ – это замечательно. Но проблема в том, что реальная жизнь не похожа на идеал – без коррупционной смазки в империи дела уже давно двигаются еле-еле. Эти правила установили не в Дагестане! Как бы сегодня ни чморили нашу великолепную четвёрку, что с мешками на головах этапирована в Москву, но, по моему мнению, если бы не было откатов в столицу, здесь вообще мало что было бы построено…

Началась усиленная борьба с коррупцией – и что?! По данным из открытых источников в нынешнем году освоение средств федеральных целевых программ в Дагестане чуть ли не на уровне 4%! Не на 40%, Карл, а на 4%!!! По конкурсам и торгам, которые должны проводить министерства, тоже полный капут! В министерствах элементарно боятся делать хоть что-то, дабы не быть обвинёнными в коррупционных отношениях. А если учесть, что в Дагестане единственный источник денег – это государство, можно сказать, что жизнь остановилась. В республике нет денег, нет работы, нет перспектив. Усиливается отток молодого грамотного населения и их места занимает плохо образованный элемент со склонностью к мракобесию и фанатизму. Есть ли до этой проблемы хоть какое-то дело Васильеву? Наверное, чисто по-человечески есть. Но причин не спать из-за этого ночами у него нет. Не его вина, что система не работает – не он её создавал. Да и Дагестан не его родина, он здесь на боевом задании. Он даже нравиться нам не обязан! До него был человек, который вообще открыто хамил и время от времени оскорблял сограждан, и федеральному центру было на это наплевать.

Сейчас интеллигентность Васильева для нас просто подарок. У Васильева нет негативного опыта работы с Дагестаном; с его именем не связаны провалы и скандалы, и это вызывает к нему уважение. Но, с другой стороны, любой жизненный опыт – это и осечки, и ошибки (опыт, который достаётся не в убыток себе, – ничего не стоит). Васильев, к сожалению, не знает Дагестан, и по большому счёту, как мне думается, республика ему не интересна. Винить его в этом нельзя – сердцу ведь не прикажешь! Почему сложилось такое впечатление? А всё просто! Вы, например, слышали хоть об одной поездке Васильева в горные или какие-то другие районы Дагестана? Вот и мне ничего не известно об этом. А его предшественники, если не раз в две недели, то хотя бы раз в месяц выезжали – это точно! Может, это ритуал, за которым ничего не стоит, но такая традиция была, и она делала главу республики ближе к её жителям.

***

Я уже не один раз писал, что у Владимира Васильева нет опыта работы в открытом гражданском социуме. Навык управлять служивым людом, который подчиняется приказу, и способность руководить независимыми людьми – задачи разные. Опыта руководителя, который требуется на посту главы Дагестана, у Владимира Васильева, к сожалению, нет. С одной стороны, это хорошо – он не обзавёлся обязательствами перед этим обществом и кажется свободным в принятии решений. Но, с другой стороны, он ещё не ощутил, насколько важно в этом статусе положительно восприниматься общественным мнением. Дагестан – хоть и колония второго сорта, но здесь живут реальные люди со своей историей и ментальностью, и человеку, руководящему нашим социумом, не считаться с этим нельзя. Объявлять Екатерину Толстикову (с её хамским отношением к дагестанцам) защитницей добра, мягко говоря, было очень неосмотрительно. Достаточно просто проследить её творческий путь до появления в Дагестане – и всё встает на свои места…

Ещё более сложная история с незаконными постройками. Если глава региона озвучил решение бороться с ними, то лучше бы этой линии придерживаться. Понятное дело, что там, где люди уже живут, ничего не поделаешь, но застройщик должен оплатить такие штрафы, чтобы у него больше никогда в жизни не возникало желания строить что-либо незаконное. Ну, а в случае с домами, которые продолжают подниматься вопреки закону, – тут уж должны приниматься жесткие меры! Причём ко всем, кто в этом соучаствует – начиная от участковых милиционеров, кончая теми, кто прикрывает преступников в городской администрации и в судах. Строить фавеллы в сейсмоопасной зоне – все равно, что торговать отравленными продуктами. Случится землетрясение (а оно обязательно будет!), и на головы наших сограждан посыпятся небоскрёбы из песка. Ещё в феврале Владимир Васильев сказал, что все стройки должны быть приостановлены. Но каждое утро из окна моей квартиры вижу, как в 15 метрах от железной дороги поднимается очередная бетонная уродина. Двор там маленький, парковок нет, квартирки крохотные. Недавно (уже после заявления Васильева) начали поднимать ещё один корпус, и бетонный колодец сложился окончательно. Я понимаю, что Владимир Васильев не волшебник и за всем уследить не может, но такие объекты терять из виду нельзя. Для этого должны быть помощники и советники. И подобные вещи происходят, вероятно, из за того, что человек в своей предыдущей жизни просто не сталкивался с подобными вещами.

***

Хотел ли выдвигаться на должность главы проблемного региона человек, у которого всё есть? Ответ напрашивается сам собой: конечно, не хотел! Одного погружения в дагестанский сегмент Инстаграма достаточно, чтобы понять – Дагестан это не подарок. Тот, кто стремится в качестве руководителя в нашу республику, либо хочет пограбить бюджет, либо просто не понимает горизонта местных проблем. Да, безусловно, это те же проблемы, что и в остальной части страны, только в Дагестане они гипертрофированы и усилены. Агрессия, обиды и ненависть наполняют наше виртуальное пространство не просто так: это реакция на те обстоятельства, в которых мы оказались. А то, что осознавая всё это, Владимир Абдуалиевич не выглядит раздраженным, для меня как загадка сфинкса! Респект его выдержке и самообладанию!

Похоже, что в Москве так и не нашли никого на место главы региона и решили ничего не менять. И их понять можно! Дагестанские элиты так упорно чморили друг друга, что в белокаменной просто не хотят ни с кем связываться. Хотя, если честно, никто в Дагестане не делает того, что не происходило бы в других регионах империи, но не умеют у нас делать это тихо и не привлекая внимания; нашим обязательно нужно пустить пыль в глаза, чтобы все видели наворованное.

При этом у нас уже есть понимание, что то, что можно делать в Чечне под прикрытием Рамзана Ахматовича, в Дагестане не сделаешь. На прошлой неделе по социальным сетям пронёсся ролик со свадьбы племянника Рамзана Кадырова. Дорогие автомобили бесконечной лентой выстроились в свадебном кортеже. Вы представляете, если бы такое случилось в Дагестане? Нас бы уже по всем федеральным каналам просто стирали в порошок. К счастью, времена, когда люди самоутверждались таким образом, уже позади. Мы всё-таки дожили до времени, когда скромность и сдержанность становятся трендом.

***

И всё-таки, какие чувства испытываю лично я по поводу того, что Владимир Васильев продолжит руководить республикой? Я ему сочувствую. Хотя бы потому, что слишком многим вещам придётся научиться, хочет он этого или нет; обстоятельства меняют нас, независимо от наших желаний. В первую очередь речь идёт о том, чтобы понять метафизику устройства дагестанского общества. Стать ближе к людям. Объяснить Толстиковой и Здунову, что, если глава района или депутат республиканского парламента не может попасть к ним на приём в течение двух-трёх месяцев, – они теряют управляемость регионом. Мы и так живём в республике с плохо работающими государственными институтами, поэтому создавать искусственные препятствия – всё равно, что намеренно вредить.

Васильеву придётся собрать команду экономистов, которые составят программу санации экономики республики. А иначе во внешнем управлении вообще нет смысла! Ему придётся разговаривать с элитами, вступать в какие-то соглашения, потому что сегодня общественное мнение всё больше одолевают сепаратистские настроения, и дальнейшая ставка на легионеров в конечном итоге приведёт к каталонизации ситуации.

За кого проголосуют на выборах? В данном случае победа не определяется качествами претендентов – при нынешней системе народнособранцы проголосуют даже за собаку, если её пришлёт Путин!

В любом случае, мне кажется, что Васильеву важно ставить свой добрый след в истории Дагестана, и я надеюсь, что у него это получится. Поэтому, со своей стороны, наш еженедельник желает Владимиру Абдуалиевичу много здоровья – при такой-то жаре оно ему понадобится!